Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Укажите представителей молодежной субкультуры





А- криминальные молодежные группировки

Б – спортивные фанаты

В – спортивные молодежные объединения

Г- скинхеды

Использованная литература:

1. Никифорова, О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.

2. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с.

3. Приступа, Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н. Приступа. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.-

4. Петрова, Т.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

5. Фирсов, М. В., Студенова, Е. Г. Введение в профессию «социальная работа»/ М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова.- М.: КНОРУС, 2016,- 224 с.

6. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2014. - 340 с.

7. Ярская – Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: уч. пос. для вузов / Е. Р. Яркина-Смирнова, Є. К. Неберушкина. / 2-е узд., перераб. И доп. – СПб. Питер, 2005. – 316 с.

 

Лекция 9. Специфика социальной работы в сфере морской отрасли

 

1. Социальная работа в морской отрасли: специфика и задачи.

2. Социальные проблемы и социальные риски в профессии моряка.

3. Система социального обслуживания моряков и членов их семей.

1. Социальная работа в морской отрасли: специфика и задачи.

Социальная работа как сфера профессиональной деятельности ориентирована в плоскость решения проблемных вопросов повседневной жизни людей: то ли индивидов, требующих дополнительного участия и попечения, то ли специфических малых или объемных социальных групп, то ли целых прослоек общества. Объект социальной работы в Российской федерации можно сказать необъятный, как необъятны ее просторы.

В этом пространстве социальных проблем и забот морская рыбопромысловая отрасль представляется весьма периферийной, малозаметной. Сегодня численность ее рабочего персонала по официальным данным не превышает ста тысяч человек. Однако, если к числу непосредственно занятых в отрасли прибавить семьи работающих, а также многочисленные социальные группы, связанные с этой сферой нитями административных, экономических, социальных, культурных и иного рода заинтересованных отношений, мы получим достаточно внушительный социальный комплекс проблемных коммуникаций.

На сегодня основной проблемой рыбопромысловой отрасли является сама ее общая деградация, ослабление имеющая общий системный характер, обусловленный качественным переходом российской экономики в режим рыночных отношений, интенсивным развитием частной собственности и предпринимательства. Фактически основная материальная база рыбной отрасли, промысловые суда и предприятия рыбной переработки перешли в руки частных владельцев, стратегия поведения которых измеряется элементарной формулой стремления получить максимальную прибыль при минимальных денежных рисках или затратах.

В общем, интересы предпринимателей, судовладельцев и интересы государства явно расходятся, что и стало основной причиной упадка всей рыбной промышленности, сокращения количества промысловых судов, приостановки в России работы судостроительных и судоремонтных предприятий, значительное сокращение общего потенциала отрасли.

Состояние отрасли находится в прямой зависимости от деятельности многочисленного отряда собственников предприятий, владельцев промысловых судов, находящихся под влиянием очевидно неблагоприятного финансово-экономического фактора: по оценкам экспертов, 90-95% рыбообрабатывающих предприятий страны находится в руках представителей среднего и малого бизнеса, для которых прибыльность рыбной добычи без прямой поддержки государства - весьма проблематична.

Судовладелец, капитан, как правило, не заинтересованы в развитии береговой инфраструктуры отрасли, создании учреждений социальной службы для моряков и их близких.

Недостаточная гарантированность денежных доходов дополняется слабостью или даже отсутствием механизмов личной правовой защищенности, отсутствием полноценного социального страхования от непредвиденных обстоятельств, широким распространением нелегальных форм промысла и реализации рыбной продукции, нелегальной трудовой деятельности – далеко не полный перечень социальных болезней рыбопромысловой отрасли.

Безусловно, социальное положение рыбаков и членов их семей напрямую зависит от состояния отрасли, ее общей финансовой стабильности.

Следовательно, принципиальной проблемой рыбного хозяйства, из которой проистекают корни социальных составляющих ее развития, является его радикальное финансово-экономическое оздоровление, требующее совершенно нового механизма отношений государства с субъектами рыбопромыслового комплекса, исключающего инструменты прямого жесткого администрирования.

Социальная работа в рыбопромышленной отрасли регламентируется не только национальной системой российского законодательства, имеющего ярко выраженную территориальную организацию, но и международным правом, в частности Конвенцией по морскому труду 2006 года, ратифицированную правительством России.

Основной концептуальной идеей содержания социальной работы системного или государственного уровня для рыбной отрасли является стабилизация самой отрасли, ее промышленного и финансового потенциала, и, следовательно, снижения общего уровня социального риска в функционировании всех компонентов хозяйственного комплекса: промысловой базы, комплекса судостроительных, обрабатывающих и ремонтных предприятий, включая обустройство всей отраслевой социальной инфраструктуры.

Практическая реализация этой идеи связана с решением ряда взаимосвязанных задач:

- формированием совершенной нормативно-правовой системы регулирования рыбопромышленным комплексом, прежде всего, выведением его из зоны неконтролируемых, нелегальных влияний внутригосударственного и международного уровня;

- созданием гибкого механизма управления комплексом хозяйственно-экономических отношений внутри отрасли и между всеми субъектами этих отношений: между государством и частными корпорациями; между соседями – государствами в аспекте ограничения незаконных способов ведения торговых отношений, импортно-экспортых операций с рыбой и морепродуктами;

- утверждением стабильного механизма стимулирования рыбного помысла, в том числе налоговыми преференциями для инвесторов и судовладельцев;

- коренным перевооружением промыслового и обеспечивающего состава морских рыбопромысловых судов и обрабатывающих предприятий;

- обеспечением устойчивости и высокого профессионального уровня кадрового состава экипажей промысловых кораблей;

- обустройством социальной структуры отраслевого берегового комплекса приморских городов;

- совершенствованием системы страхования социально-личностных, правовых, медицинских, психологических рисков для моряков, экипажей промысловых судов;

- совершенствованием механизма финансового, правового и психологического страхования, обслуживания, консультирования семей моряков и всего состава отраслевых связей и отношений на принципах групповой и личной адресной помощи и поддержки.

Таким образом, можно вести речь, по меньшей мере, о двух качественных уровнях социальной работы: государственно-отраслевом и корпоративном. Они дополняются системой региональных механизмов и форм социальной работы отрасли, имеющих весьма выраженную специфику. Как уже упоминалось, рыбопромысловая отрасль, ее основные мощности ресурсы сосредоточены в дальневосточном регионе России, который, по сути, и является объектом главного внимания федеральных и отраслевых управленческих институтов.

 

2. Социальные проблемы и социальные риски в профессии моряка.

Сам по себе рыбодобывающий комплекс испокон веков и доныне был и остается зоной особенных социальных рисков разного оттенка: и физических, и психологических, и юридических, и финансово-экономических, и культурно-ценностных. Так, по экспертным американским оценкам, по рейтингу опасности для жизни профессия рыбака входит в тройку наиболее опасных для жизни профессий. По меткому замечанию Петра 1, Великого, рыбное дело – дело воровское. Масштабы социального хищничества, воровства, браконьерства в рыбном промысле и сегодня заметны во всех частях мирового океана.

Примеры зон человеческих рисков в морском рыболовстве можно продолжать еще и еще. К тому же вся рыбопромысловая отрасль России сегодня находится в достаточно сложной организационной, финансово-экономической, социальной ситуации. Прямым подтверждением этому утверждению служат многочисленные специальные отраслевые программы и решения, которые были приняты за последние 20 лет на государственном уровне Российским правительством, а также утверждены в качестве специальных законов. Среди них наиболее важными являются:

- Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г);

- Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. N 246);

- Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 315-р

- "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" и др.

Морская отрасль и рыбопромышленный ее сектор существуют в зоне своеобразных социальных проблем и рисков, диктующих необходимость создания отдельной концепции и системы социальной защиты не только рыбаков, берегового состава работников отрасли, но и всех категорий граждан, связанных с жизнедеятельностью этого важного экономического и социального комплекса страны.

Наиболее важными отличиями и проблемами вопросов труда и быта в рыболовном секторе выступают:

● огромное большинство рыбаков занято малым и артельным рыболовством;

● многие рыбаки заняты на судах, зарегистрированных в государствах, граж- данами которых они не являются и в которых не имеют места жительства;

● промысловое рыболовство является опасной профессией (см. ниже в настоя- щем докладе);

● рыбаки, занятые малым и артельным рыболовством, сталкиваются с особыми проблемами, требующими принятия особых мер;

● многие рыбаки живут на борту своих судов в течение продолжительного вре- мени (ясно, что эта продолжительность зависит от размера судна, характера рыбопромыслового рейса и местоположения рыбного хозяйства);

● рыбаки часто работают, будучи связанными трудовыми отношениями со многими людьми (система оплаты на основе долевого участия в улове), что может иметь следствием исключение из сферы действия законодательства, защищающего большинство трудящихся;

● многие рыбаки могут иметь занятость на сезонных и временных условиях, во всяком случае, в рыболовном секторе;

● меры, направленные на ограничение рыбопромысловых операций, могут иметь следствием для многих рыбаков недостаточный доход или безработицу;

● низкая численность членов профсоюзов или отсутствие организаций рыбаков может иметь отрицательные последствия для социальной защиты и социального диалога в этом секторе.

Россия занимает 6 место в мире по общей численности моряков. Также наша страна 3-й в мире поставщик морской рабочей силы.

В основном можно выделить несколько групп проблем моряков России:
К первой группе можно отнести политико-правовые проблемы, связаные с нарушением прав моряков властями либо частными лицами других государств. Именно они наиболее часто находят резонанс в СМИ. Например, подобной проблемой, являются аресты команды судов властями иностранных государств под предлогом нарушения норм международного морского права либо законодательства. Но игнорируются форс-мажорные обстоятельства, в связи с которыми подобное нарушение могло произойти.
Вторая группа проблем, заключается в нарушения социально-экономических прав моряков. Широко известна проблема невыполнения финансовых обязательств судовладельца перед экипажем.

Права моряков нарушаются и крюинговыми компаниями в посредничестве с судовладельцами. С моряка взимается плата от 500 $ в обмен на содействие в поиске работы и заключении контракта с компанией-работодателем (судовладельцем).

Однако нередки случаи, когда предлагается подписать совсем другой контракт, условия которого более жёсткие, а в случае отказа моряк отправляется домой за собственный счёт. Зачастую крюинговые компании обязывают моряка хранить трудовую книжку в самом агентстве по найму и при этом требуют за это плату, что является прямым правонарушением. За период оказания подобной услуги у моряка не учитывается трудовой стаж и не начисляется пенсия. В случае форс-мажора, они самоустраняются и не предоставляют содействия.

Ведь в стране до сих пор не существует нормативного документа, который бы предусматривал, что при найме моряка крюинг должен требовать у иностранных судовладельцев гарантий минимальной заработной платы, оформление медицинской и пенсионной страховки, компенсации в случае травмирования или гибели. В качестве примера, можно привести многие морские страны, где законами установлены типичные трудовые договора моряков, которые должны обязательно включать в себя пункты по социальной защите при устройстве на иностранные суда.

В масштабах России Азово-Черноморский рыбопромысловый регион занимает весьма скромное место, доставляя стране не более 3% от всей продукции отрасли. По крайней мере, для жителей прилегающих регионов Черноморская и Азовская рыба была и остается заметной частью продуктового рациона. Сегодня, к сожалению, рыбная промышленность полуострова находится в состоянии полного упадка, довольствуясь лишь остатками своего прежнего рыбного ассортимента. По-видимому, промышленное рыболовство в Керчи, некогда рыбной столице всего Азово-Черноморского бассейна, еще никогда не достигало такого уровня падения (если не считать периода войны 1941-44 гг.).

К сожалению, в новой Государственной программе, принятой в Республике Крым, кроме общих положений, о проблеме возрождения рыбной отрасли в Керчи практически ничего не сказано. Таким образом, один из древнейших традиционных промыслов жителей нашего города пока испытывает не лучшие времена. И как следствие такого состояния, о более-менее масштабном объекте отраслевой социальной работы на уровне нашего региона говорить не приходится. Основной социальной проблемой связанной с развитием рыбопромышленной отрасли Керчи и Республики Крым является фактическое воссоздание самой отрасли.

Речь идет не о промысловом флоте океанического уровня, который существовал в Крыму до начала 90-х гг., а о воссоздании эффективного, продуктивного прибрежного рыболовного комплекса, отвечающего промысловым возможностям региона и необходимым физиологическим и, вместе с тем, социально-культурным потребностям наших граждан.

Проблемы рыбной отрасли отражаются в проблемах трудовых ресурсов и проблемах трудоустройства моряков, выпускников, в том числе нашего отраслевого вуза. Последние годы мы готовили специалистов фактически для зарубежных стран и кампаний, так как морской рыболовный флот России сосредоточен в регионах, удаленных от центральных благополучных регионов страны, часто он базируется в регионах с депрессивной хозяйственной деятельностью и социальной неустроенностью. К таковым пока относится республика Крым.

С возвращением Крыма в состав России, возможности трудоустройства наших выпускников на отечественных морских судах значительно выросли. Однако, это никак не снимает с повестки дня вопрос о возрождении промыслового морского комплекса на крымском полуострове, в Керчи.

Весь схематично представленный ряд отраслевых и специальных проблем социальной работы по сути сегодня есть предметом и специальной стратегической управленческой деятельности, и предметом концептуальной подготовки специальных образовательных программ, и в конечном счете – выражением той принципиальной идеи, что все управленческие стратегические и частные проблемы являются существенным проявлением социальной работы различного уровня. Субъект этой работы не только социальный работник, но каждый специалист - профессионал, управленец - администратор.

Литература:

 

Незаконное, несообщаемое, нерегулируемое

Социальные риски. Социальные риски обусловлены ухудшением условий труда и быта, социальной напряженностью в связи с сокращением числа рабочих мест, недостатком квалифицированных кадров. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Эффективность и безопасность рыболовства – неразделимы антисистемная организация национальной безопасности в области морской деятельности и разобщенность участвующих в ней компонентов. http://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/6624

о катастрофическом ухудшении ситуации, что связано с перепрофилированием или полной ликвидацией инфраструктуры портовых средств, используемых ранее для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Владимир Романов, генеральный директор ОАО «Гипрорыбфлот», канд. техн. наук, профессор, Валерий САРАЕВ, начальник отдела безопасности мореплавания ОАО «Гипрорыбфлот», капитан дальнего плавания Валерий КОНДРАТЕНКО, начальник отдела морского радиоэлектронного и промыслового оборудования, Почетный радист СССР Журнал «Fishnews – Новости рыболовства» Март 2013 г

О насущных стратегических приоритетах развития рыбной отрасли в России Сергей ДАРЬКИН, Президент ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ПАО «ТИГР»)http://fishnews.ru/interviews/449

 

автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Государственная политика в рыбной отрасли и ее реализация на Северо-Востоке Российской Федерации

· Год: 2010

· Автор научной работы: Бычков, Антон Владимирович

· Ученая cтепень: кандидат исторических наук

· Место защиты диссертации: Хабаровск

· Код cпециальности ВАК: 07.00.02

 


 

3. Социальные проблемы и социальные риски в профессии моряка.

Социальная психология изучает взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности с учетом психологических и социальных факторов, характеризующих индивидуальные и групповые особенности данного коллектива. Трудовая деятельность моряков характеризуется разнообразием социально-психологических явлений и особенностей. Знание их важно как для изучения различных поступков и действий людей, так и для принятия психологически обоснованных решений при работе с отдельными членами экипажа, группами и экипажем в целом.

Управление судовым экипажем должно быть направлено на обеспечение и поддержание оптимальных условий жизнедеятельности его членов в процессе их трудовых, общественных, бытовых и межличностных взаимоотношений с учетом личностных качеств и особенностей работы на море. На социально-психологические особенности управления экипажем оказывает влияние ряд факторов природного, производственного и бытового характера. Под влиянием погодных условий могут возникнуть определенные состояния — возбужденность, душевный подъем, тревога, страх, подавленность, расслабленность и др. Во время шторма, как правило, прекращаются игры в местах отдыха, меньшее число людей ходит на демонстрацию фильмов, люди становятся сумрачнее, неразговорчивее. В условиях ограниченной видимости возникает повышенное напряжение, настороженность, слуховые иллюзии, стихают громкие разговоры. Сильное влияние на людей оказывает качка, действие которой на крупнотоннажных судах значительно ослаблено. В отдельных случаях продолжительного укачивания могут возникнуть неоправданные вспышки несдержанности, плохо контролируемые поступки. Полагают, что люди, на которых качка совершенно не влияет, встречаются довольно редко (6—8%). Число лиц, постоянно укачивающихся и не способных к адаптации, составляет 2—3%. Пребывание судна в различных зонах Мирового океана неоднозначно сказывается на психологических особенностях деятельности членов экипажа. Специфично влияние и частой смены часовых поясов. Длительность и непрерывность пребывания в море ухудшает работоспособность и дееспособность, приводит к снижению качества работы и перегрузкам. Первопричиной ухудшения результатов любой работы обычно считается снижение физиологической возможности организма к оптимальному ее продолжению в результате расхода запаса сил и развития утомления. Доказано, что снижение работоспособности сказывается на психике. Психологическая возможность человека выполнять работу качественно в течение заданного времени — соответствующая, но не равная физиологическому понятию работоспособности, — называется дееспособностью, а ее временное снижение в результате расхода запаса сил— усталостью. Усталость — психологический симптом, при котором ощущается тяжесть в голове, конечностях, зрительных и слуховых анализаторах, общая слабость, разбитость, вялость, недомогание, необычная трудность продолжения работы, снижение интереса к ней. Известны случаи тяжелых аварий при столкновениях, при которых одной из главных причин ошибок и упущений капитанов была именно усталость. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Утомленный человек может и не чувствовать усталости, и наоборот. Решающее слово здесь принадлежит силе мотивов, мышления, воли, ответственности, интересов, профессиональному мастерству и опыту, с помощью которых используются все резервные и компенсаторные возможности организма и психики. Поэтому снижение работоспособности не приводит к параллельному снижению дееспособности и показателей успешной работы людей. Анализ аварий при столкновениях показал, что около 20% столкновений произошло при смене вахт. Периодом смены вахт был принят 35-минутный интервал — от 45 мин последнего часа вахты до 20 мин первого часа следующей вахты. Установленная причина повышенной частоты столкновений — ослабление наблюдения при смене вахт. По нашим исследованиям, это является следствием колебания работоспособности вахтенного помощника в течение вахты. Рассмотрим динамику работоспособности и дееспособности вахтенного помощника на ходовой вахте в течение 4 ч (рис. 2). За основу взята известная классическая зависимость. Для первой фазы (t0—t1) характерно нарастание работоспособности и дееспособности, «накопление рабочего потенциала». Сложившаяся до начала вахты комбинация физиологических и психологических функций отличается от той, которая требуется для выполнения данной трудовой деятельности. Нормативными документами предусмотрено появление вахтенного помощника на мостике за 10 мин до смены вахт. Период нарастания работоспособности сводится к минимуму, а у опытных моряков к началу несения вахты он фактически исчезает и они начинают исполнение обязанностей с начала второй фазы — фазы относительно устойчивой работоспособности. Вторая фаза (t1—t2) характеризуется наилучшим протеканием всех психических и физиологических явлений. Скорость и точность действий достигают максимума, сложившиеся навыки реализуются во всей полноте, сосредоточение внимания не требует особых усилий, наблюдается эмоциональный подъем и достигается наиболее высокая продуктивность труда. Продолжительность периода от начала вахты лежит в пределах 2— 2,5 ч.

Третья фаза (t2—t3) — неустойчивой работоспособности. Уровень работоспособности на этой фазе начинает колебаться, так как это связано с неустойчивой компенсацией утомления и усталости. Возрастает вариативность действий по скорости и точности, нарушается их ритмичность, снижается уровень устойчивости внимания (увеличивается частота отвлечений), появляются отдельные нарушения требований по несению вахты. Продолжительность фазы колеблется от 1 до 1,5 ч и заканчивается за 30 — 40 мин до смены вахт. Четвертая фаза (t2—t4) — прогрессивное нарастание утомления и снижение работоспособности. Под влиянием утомления ухудшается восприятие, ослабляется память и снижается продуктивность мышления. Точность и быстрота реакции уменьшаются, проявляются элементы беспечности. Вместе с тем наблюдаются небольшой подъем настроения, оживление, связанные с завершением вахты.

4. Система социального обслуживания моряков и членов их семей.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.