|
Иерархический тип структур управленияСтруктуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Основными принципами такой организации управления являются: · автономная работа рабочих групп (бригад); · самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; · замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; · привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Содержание отчета: 1.Выполнение задания 1 2. Выполнение задания 2 3. Выводы.
Контрольные вопросы: 1. Перечислите достоинства и недостатки типов и видов структур управления. 2. Назовите основные принципы построения организационных структур. 3. Как осуществляется распределение труда в системе управления? 4. Каковы особенности менеджмента на предприятиях различных организационных форм?
Список литературы: 1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с. 2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с. 3. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
Практическая работа №3 «Составление SWOT-анализа».
Цель работы: закрепить навыки составления SWOT-матриц.
Задание. Задание 1. Составить SWOT-анализ вашего учебного заведения. Задание 2.Составить анализ своих сильных и слабых сторон, используя таблицу 1. Данный анализ поможет определить Ваши способности и уязвимые места. В процессе продолжительного анализа можно проследить за динамикой Вашего профессионального и личностного развития. Кто понимает, в чем его сильные стороны, тот сознательно их использует и благодаря этому, получает большую уверенность в своих силах. Кто выявил свои слабые стороны, тот скорее сможет справиться с ними. Ваши действия 1. Спросите себя прежде всего о своих сильных сторонах! Какими сильными сторонами я обладаю? Что у меня получается лучше всего? Чего я могу достигнуть благодаря своим способностям? Вредит ли моим сильным сторонам то, что я, например, работаю в другой области (или что-то еще)? 2 Подробно изучите свои слабые стороны! Каково значение моих слабых сторон? С какими заданиями я постоянно не справляюсь? Существует ли при многих слабых сторонах скрытые шансы на успех в других сферах деятельности? Смогут ли перерасти мои слабые стороны в сильные в других областях? Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон
Краткие теоретические сведения: Анализ сильных и слабых сторон предприятия или организации – очень важное направление в их деятельности. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется организациями и предприятиями во всем мире. SWOT - это аббревиатурное обозначение сильных сторон (S), слабых сторон (W), благоприятных возможностей (O) и факторов угрозы (T). Качественный анализ перспектив проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы. На основании проведенного анализа на втором этапе составляется матрица SWOT, представленная на рис.1. В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования: · «СИВ» (сила и возможности) · «СИУ» (сила и угрозы) · «СЛВ» (слабость и возможности) · «СЛУ» (слабость и угрозы) Все соответствующие записи вносятся в эти поля в качестве предложений в результате анализа взаимодействия вышеперечисленных характеристик.
Рисунок 1 – SWOT – матрица Содержание отчета: 1.Выполнение задания 1 2.Выполнение задания 2 3. Выводы.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение SWOT-анализа. 2. Раскройте сущность и значение SWOT-анализа. 3. Перечислите сильные и слабые внутренние стороны предприятия. 4. Перечислите возможности и угрозы предприятия. 5. Охарактеризуйте структуру матрицы первичного стратегического SWOT – анализа. 6. В чем смысл STEP-анализа.
Список литературы: 1. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c. 2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с. 3. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
Практическая работа №4 «Различия и тактика должностной власти»
Цель работы: Исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти.
Задание. Задание 1.1 Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях. - Медсестра в больнице - Ректор в крупном университете - Генеральный директор в небольшой фирме - Техник по медприборам в кардиологическом центре- - Специалист отдела кадров в металлургической компании - Профессор в университете - Оператор ПК в известной фирме - Бухгалтер в поликлинике - Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме- - Исследователь в компании высоких технологий - Полицейский на посту - Морской прапорщик на авианосце - Надомный ремесленник - Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании - Депутат Совета Федерации Задание 1.2 Решите, какая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Напишите объяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее подходящую для каждой из трех категорий. Задание 1.3 Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли быть использованы для усиления власти в данной должности. Задание 2. Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в группе. Заполните прилагаемую таблицу. Таблица - Власть в группе
Краткие теоретические сведения: Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти: - власть положения - это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности; - власть ресурсов - это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., - власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., - власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта, - власть личности основывается на личных качествах человека, - власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений. Наилучшими руководителями являются те, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта. Власть может иметь несколько форм: 1. Власть, основанная на принуждении (влияние). Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять. Например, страх потерять работу. 2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление) - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме. 3. Традиционная власть основывается на традициях, которые являются самым распространённым элементом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. 4. Экспертная власть, также называемая влиянием через разумную веру, осуществляется следующим образом: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении какого-либо рабочего проекта или проблем организации и принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. 5. Эталонная власть (власть примера) имеет основу в виде харизмы руководителя. Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении.
Содержание отчета: 1.Выполнение задания 1 2.Выполнение задания 2 3. Выводы. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение власти. 2. Раскройте сущность и перечислите элементы власти. 3. Перечислите формы и виды власти. 4. Раскройте проблемы власти и предложите пути повышения ее эффективности. 5. В отличие между понятиями «лидер», «руководитель».
Список литературы: 1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с. 2. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с. 3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
Практическая работа № 5 «Мотивация работников» Цель работы: закрепить теоретический материал. Задание. Задание 1. Анкета для определения типа трудовой мотивации работника Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены. В каждом вопросе есть указание, сколько вариантов ответов Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в варианте «другое».
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|