|
Типичные конфликты между руководителем и подчиненнымПотеря мотивации работника. Основной темой, которая сопровождает конфликты между подчиненным и руководителем является снижение мотивации работника. Недостаточное или непредсказуемое материальное вознаграждение. Видимо, это самая распространенная причина конфликтов между руководителями и подчиненными. Сотрудник считает, что его квалификация выросла, его вклад в общее дело значителен и он достоин большей зарплаты. Общее правило здесь таково: нужно установить правила с обеих сторон и играть по правилам. При возникновении проблем аппелировать к правилам, а не к личностям. Плохие условия труда. Работники часто жалуются на плохие условия труда. Плохо, что жалобы эти чаще всего носят устный характер и направлены на коллег по работе. Если вас, как работника, не удовлетворяют условия труда, составьте документ с датой и подписью (желательно собрать подписи коллег) и направьте непосредственному руководителю. Нет результата - руководителю компании или главе организации. Двойные стандарты. Одинаковое отношение к своим сотрудникам - это ответственность руководителя. Разные правила для разных сотрудников одного уровня - мощный конфликтогенный фактор. Конечно, формальная и неформальная структуры организации никогда не совпадают на 100%, существуют неформальные лидеры. Непризнание авторитета руководителя. Одним людям больше, другим в меньшей степени, но агрессивность, готовность к конфликту присуща всем. Подчиненный должен понимать, что начальник в принципе, как правило, больше готов к конфликту - это качество было важным слагаемым в его карьере. Неправильное наказание. Существует простое управленческое правило: хвалить сотрудников нужно публично, а ругать - наедине. Это и понятно: целью руководителя является управление, а не уязвление гордости сотрудника. Тем не менее, многие руководители этого не понимают. И получают конфликты «на ровном месте». Плохое управление. «Вы мне этого не говорили!» Очень часто руководители уделяют недостаточное внимание качеству своих указаний, способу передачи информации. Нарушение служебной этики. К нарушениям служебной этики относятся такие негативные свойства как грубость, высокомерие, неуважение, высказываемое людям; невыполнение обещаний и любой обман; злоупотребление своим положением, утаивание информации, нетерпимость к мнению других.
Практикум Практическая работа №1 «Описание внешней и внутренней среды организации» Цель работы: описать работу внешней и внутренней среды организации. Задание: Задание 1. Выберите предприятие, организацию, фирму любой организационно-правовой формы и вида деятельности. Дайте полную характеристику данному предприятию. Задание 2. Опишите внешнюю среду организации. Среда прямого воздействия: 1. Потребители. 1.1. Какую продукцию производит данная организация (оказывает услуги). 1.2. Цены на производимую продукцию (оказываемые услуги). 2. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 2.1. Как организация будет обеспечивать себя материальными и трудовыми ресурсами? 3. Конкуренты. 3.1. Опишите конкурентов данной организации. 4. Законы и государственные органы. 4.1. Какие законы соблюдает организация в своей деятельности? 5. Профсоюзы. 5.1. Опишите работу профсоюза в данной организации. Среда косвенного воздействия: 1. Состояние экономики. 1.1. Опишите, как влияет инфляция на работу организации. 1.2. Платежеспособный спрос. 2. Научно-технический прогресс. 2.1. Какую технику в своей работе использует организация? 3. Политика. 3.1. Опишите политическую ситуацию в г. Калининграде. Благоприятно ли она влияет на деятельность организации? 4. Социальные факторы. 4.1. Как соблюдаются социальные факторы в работе организации? 5. Международные события. 5.1. Осуществляет ли экспорт (импорт) организация? 5.2. Имеет ли данная организация совместные предприятия? Задание № 3. Опишите внутреннюю среду организации. 1. Какую цель стремится добиться организация в ходе своей деятельности? 2. Составьте структуру организации. 3. Какие задачи перед собой ставит организация в работе с людьми, предметами, информацией? 4. Какая технология используется в работе организации? 5. Дайте описание должностных обязанностей каждого работника (людей) организации.
Краткие теоретические сведения: Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия. Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Все факторы внешней среды разделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия – потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы. Среда косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, политика, социальные факторы, международные события. Поскольку предприятие можно рассматривать как самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия. Элементы внутренней среды предприятия: структура, цели, задачи, технология, персонал.
Содержание отчета: 1.Выполнение задания 1 2. Выполнение задания 2 3. Выполнение задания 3 4. Выводы.
Контрольные вопросы: 1. Объясните сущность понятия «среда предприятия»? 2. Что такое внешняя среда? 3. Основные группы внешней среды. 4. Что такое внутренняя среда организации? 5. Основные элементы внутренней среды организации.
Список литературы: 1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c. 2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.
Практическая работа №2 «Проектирование организационной структуры предприятия»
Цель работы: определить и спроектировать организационные структуры управления предприятиями.
Задание. Задание 1. Определите типы организационных структур управления: 1. Первичный – наиболее простой тип структуры, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления. Все полномочия – прямые (линейные) идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ данной структуры – ответственность, четкое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации. О каком типе организационной структуры идет речь? Обоснуйте свой ответ. 2. Данную организационную структуру используют для того, чтобы справиться с проблемами, обусловленными размерами предприятий, диверсификацией, технологией и изменениями внешней среды. В соответствии с этой организационной структурой деление организаций на элементы и блоки происходит по видам товаров и услуг, группами покупателей или географическим регионам. О каком типе организационной структуры идет речь? Определите преимущества и недостатки. 3. Использование данного типа организационной структуры позволяет крупному предприятию, фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшое предприятие, выпускающее один-два вида продукции. Организации с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Недостаток этой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. Какой тип организационной структуры описан? 4. Данную организационную структуру называют традиционной или классической. Этот тип структуры основан на разделении основных и специфических функций между звеньями. О каком типе организационной структуры идет речь? Определите преимущества и недостатки. На каких предприятиях целесообразно использовать такой тип структуры? 5. Использование данной организационной структуры целесообразно, если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе. Эта структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход облегчает взаимосвязь потребителей с организацией, а также связь между членами организации. Какой тип организационной структуры описан? Задание 2. Проблема. Директор предприятия обратилась в научно-консультационную фирму с просьбой решить накопившиеся проблемы и разработать современную структуру управления. Диагностический анализ, проведенный специалистами консультационной фирмы, позволил выяснить следующее. Предприятие с организационно-правовой формой - общество с ограниченной ответственностью (сокр. ООО) ведет производственную, ремонтно-строительную и торгово-посредническую деятельность. ООО имеет деловые отношения с предприятиями Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Однако оперативность и эффективность работы руководства, и взаимодействие структурных подразделений оставляют желать лучшего. В ООО нет перспективного плана экономического и социального развития. Не определена стратегия развития предприятия в условиях рынка, запущены планирование и финансовая деятельность, несвоевременно выполняются договоры поставок и сделки с реальным товаром. В результате ООО выплачивает значительные штрафы клиентам и в последний год работы понесло убытки. Серьезные недостатки имеются и в организации управления предприятием. Среди руководства нет четкого распределения функций управления, многие из них дублируются. В результате снижена ответственность персонала за порученные функции, а управленческие решения не всегда принимаются своевременно. Все это неблагоприятно сказывается на деятельности персонала, права и ответственность которых четко не определены и во взаимодействии которых не редкостью является «бумажный футбол». Сложившееся положение объясняется тем, что председатель правления Иванов придерживается административно-командных методов управления, старается замкнуть на себе решение большинства вопросов коммерческого, кадрового и социального характера, устраивает на глазах персонала «дележ власти» с директором ООО Петровым. При этом упускаются из виду функции перспективного развития, маркетинга, организации эффективной системы управления, финансовой деятельности. Председатель правления Иванов (возраст 32 г.) имеет высшее юридическое образование, хорошо разбирается в вопросах коммерции, хозяйственного и хозяйственной деятельности. Честолюбивый и авторитарный руководитель, работающий до сих пор заместителем генерального директора крупного предприятия. В его руках 25% акций ООО. Среди персонала он имеет авторитет твердой руки, однако, не все руководители и специалисты приемлют стиль авторитарного руководства. Он готов перейти в ООО на постоянную работу. В управлении он не всегда принимает экономически обоснованные решения. Директор ООО Петров (возраст 35 л.) имеет высшее экономическое образование, является квалифицированным специалистом, хорошо знает экономику, финансы, персонал, обладает чувством нового, передового, склонен к аналитической работе, спокоен и выдержан, по мнению большинства персонала, соответствует занимаемой должности. Он имеет 20% акций в уставном капитале ООО. К его недостаткам можно отнести недостаточную твердость и настойчивость в достижении цели. Во многом он полагается на инициативу сотрудников и не всегда может противостоять решениям председателя правления Иванова. Заместитель директора Козлов (возраст 40 л.) имеет высшее техническое образование, хорошо ориентируется в решении задач научно-технического прогресса, снабжения, сбыта, обеспечения производства и выполнения договоров. Он обладает чувством юмора, умеет ладить с людьми, вникает в вопросы социального развития коллектива. Однако не всегда отделяет стратегическое планирование от текущей, оперативной работы. Его доля в УК ООО составляет 15% акций. Он состоит в дружеских отношениях с Ивановым и во многих вопросах его поддерживает. Заместитель директора Николаев (возраст 50 л.) имеет высшее техническое образование, хорошо разбирается в вопросах строительства и производства товаров народного потребления, охраны труда и техники безопасности, быстро ориентируется в решении оперативных задач. К его недостаткам можно отнести несдержанность и грубость в отношении с подчиненными, любит выпить. Он располагает 20% акций. Руководство ООО: ПП – председатель правления; ДП – директор предприятия; ЗП – заместитель директора по производству; ЗК - заместитель директора по коммерции. Функциональные подразделения: ГБ – главный бухгалтер; СР – секретарь-референт; ЮК – юристконсульт-кадровик; ЭП – экономист по планированию; ПО – программист-оператор; ИМ – инженер по маркетингу; ИС – инженер по снабжению; ДС – диспечер. Производственные подразделения: ТЗУ – транспортно-заготовительный участок; ПУ – производственный участок; РСУ – ремонтно-строительный участок; МС – магазин-скад. Анализ консультационной фирмы показал, что персонал ООО достаточно квалифицирован и не требует радикальной замены. В его работе имеются недостатки, связанные с нерациональным взаимодействием и отсутствием нацеленности на конечный результат ввиду нечеткости в руководстве ООО. Средняя зарплата в ООО несколько ниже, чем в других крупных коммерческих фирмах. Несмотря на наличие у некоторых сотрудников акций (10%), они получают небольшие дивиденды на вложенный капитал. Персоналу функциональных подразделений необходимо пройти краткосрочное обучение на курсах менеджмента. Задание. 1. Целесообразно одну должность первого руководителя (председателя правления или директора). Допускается ввести должность нового заместителя директора. Кто должен возглавить ООО: Иванов, Петров, Козлов или Николаев? Дайте обоснование, кого именно Вы рекомендуете назначить и почему. 2. Необходимо разработать схему организационной структуры управления с указанием административных связей подчиненности.
Краткие теоретические сведения: Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих функции менеджмента. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|