Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЛАДОГРАММАТИКИ И МЛАДОГРАММАТИЗМ





Младограмматизм как лингвистическое направление оформилось в 70-80 годы 19 века в Германии. Молодые немецкие лингвисты выступили с резкой критикой взглядов своих бывших учителей компаративистов Ф.Боппа, Я.Гримма, А.Шлейхера. Пытаясь сгладить излишнюю резкость полемики, один из представителей старшего поколения назвал молодых ученых младограмматиками. Он и не подозревал, что это шуточное название войдет в историю лингвистики, станет термином и обозначит языковую концепцию, которая сыграет большую роль в развитии языкознания.

Возникновение младограмматизма связано, в первую очередь, с именами Карла БрУгмана /1849-1919/, Германа Пауля /1846-1916/, Бертольда ДЕльбрюка /1842-1922/, Августа ЛескИна /1840-1916/. Научным центром младограмматиков был Лейпцигский университет, поэтому это направление называют Лейпцигской школой языкознания.

Принципы младограмматического направления наиболее четко отражены в двух работах:В предисловии К.Бругмана к 1 тому сборника «Морфологические исследования в области индоевропейских языков» /1878/ и книге Г.Пауля «Принципы истории языка» /1880/. Эти работы называют манифестом младограмматиков.

Систему взглядов младограмматиков на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования определяют 2 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА: историзм и психологизм. Но понимание историзма и психологизма у младограмматиков имело некоторые особенности. ИСТОРИЗМ они обосновывают как единственно научный принцип лингвистического анализа, доводят его до абсолюта. Тем самым этот принцип приобретает несколько МЕХАНИЧЕСКИЙ характер. Г.Пауль пишет: «Мне вообще неизвестно, как можно с успехом рассуждать о языке, не добывая сведений о его историческом становлении». Что касается ПСИХОЛОГИЗМА, то концепция младограмматиков может быть определена точнее как ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Дело в том, что младограмматики отрицали коллективную психологию, они отрицали также существование общего «духа народа».Подлинной реальностью они считали только взаимоотношения психологических сущностей отдельных индивидов. И следовательно, реальностью в их концепции выступает только индивидуальный язык. Но в то же время они исключают обособленное развитие индивида, так как лишь общество делает человека разумным существом. Здесь очевидное противоречие. И чтобы снять его Г.Пауль вводит понятие УЗУСА и определяет его как нечто общее в индивидуальных языках, как надындивидуальную языковую абстракцию, которая делает возможным общение.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ грамматики они считают описание узуса, а концепция РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА сводится к выявлению взаимоотношений языкового узуса и речевой деятельности индивида. Г.Пауль считал, что изменения языкового узуса могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительный процесс – это возникновение нового в языке, а отрицательный – это утрата в языке младшего поколения элементов языка старшего поколения. Может наблюдаться и процесс замены, когда отмирание старого и появление нового является одним актом.

Концепция развития языка у младограмматиков привела к выдвижению НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ языка. Во-первых, это изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого. Младограмматики ставили в вину старым компаративистам то, что они, по выражению Г.Пауля «с исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало говорящего человека» Они считали, что «только тот компаративист, который покинет душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где куются индоевропейские праформы, и выйдет на свежий воздух осязаемой современности, сможет достичь правильного понимания преобразования языковых форм».Во-вторых, учет действия фонетических законов и закона аналогии при анализе истории языка.

Эти законы младограмматики считают основными типами внутренних законов языка.

ПОНЯТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗАКОНА вызвало много научных споров и полемических выступлений. Оно менялось и уточнялось. Первым признаком фонетического закона младограмматики считали его материальный, звуковой характер, независимость от смысла, Это звуковое изменение, при котором звук меняется под влиянием соседних звуков, фонетической позиции и ударения. Второй признак звукового закона – его регулярность, единообразие звуковых изменений. И третий признак – его социальная обусловленность.

Бертольд Дельбрюк сформулировал понятие звукового закона так «Звуковой закон есть не что иное, как единообразие, возникающее в известном языке и в известное время и имеющее силу только для этого языка и времени» Современные лингвисты добавляют к этому «известные условия и территорию».

Звуковая материя, считали младограмматики, изменяется бессознательно, а СЕМАНТИКА СЛОВ и ФОРМ затрагивает психику человека и опирается на ассоциации представлений и апперцепций /зависимость восприятия новых явлений от прежних представлений/. На этой основе младограмматики создали УЧЕНИЕ ОБ АНАЛОГИИ И ИЗМЕНЕНИИ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ.

По мнению Г.Пауля аналогия имеет исключительное значение как для речевой деятельности, так и для развития языка в целом. Закон аналогии похож на решение пропорциональных уравнений. Например, если мы называем 3 элемента отношения «дом: домов; стол:, то мы легко образуем форму «столов». Часто закон аналогии используют дети:

–А твоего петушка спрятаю.

–А я отыскаю.

–А ты не отыскаешь.

–Ну, тогда я сядаю и заплакаю. /К.Чуковский «От 2 до 5»/.

ЗАКОН АНАЛОГИИ исходит из того, что слова в сознании говорящего появляются не изолированно, а в тесной связи с другими и образуют определенные группы. В результате большей частоты употребления одна группа слов превосходит другую и подчиняет себе. Действие аналогии, по мнению младограмматиков, распространяется практически на все области языка.

Пример морфологической аналогии: в древнерусском языке были существительные с основой на – а и –о. При склонении они выглядели следующим образом:

-а- -о- совр.

Д.п., мн.ч. женАмъ вълкамъ волкАм

Тв.п., мн.ч. женАми вълкы волкАми

Мест.,мн.ч. женАх вълцехъ волКАх

Падежные формы с основой на –а вытеснили падежные формы на –о. В результате такого выравнивания форм возникли современные. Здесь же и фонетическая аналогия: «ц» уступает место «к».

Но хотя аналогия и выравнивает в какой-то мере формы языка, она не может остановить его изменчивости, которая связана с говорящими индивидами.

Особенно изменчиво значение слов. Младограмматики считают, что эти изменения происходят потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе не совпадают. Поэтому они принципиально различают 2 типа значений – УЗУАЛЬНОЕ и ОККАЗИОНАЛЬНОЕ. Их различия выявляются по 4 линиям.

–Узуальное значение известно всем членам языковой общности. Окказиональное – это значение в акте речи индивида.

–Окказиональное слово называет нечто конкретное, предмет. Узуальное – нечто абстрактное – понятие.

1. Окказиональное значение богаче узуального по содержанию.

2. Узуальное слово может быть многозначным. Окказиональное – всегда однозначно.

ОСНОВА ИЗМЕНЕНИЙ ЗНАЧЕНИЙ слов – в принципиальном отклонении окказионального значения от узуального. В результате такого отклонения и возникает новое значение.

ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ изменений значений слов являются6

1. Сужение значения слова, оно характеризуется сужением назывной функции слова. Общее значение становится более специальным.

Например. В русском языке «пиво» - это специальный напиток, а в Древней Руси – все то, что пьют.

«Балык» в татарском языке – «рыба, в русском – «копченая спинка рыбы».

В средненемецком list - ум, а в современном немецком – «хитрость», «лукавство».

2. Расширение значения.

Например. Английское «pipe» первоначально обозначало музыкальный инструмент, а теперь любую трубку.

Немецкое «brief» было названием только официального документа, теперь это – «письмо».

3. Образование имен собственных из нарицательных и наоборот переход имен собственных в нарицательные.

4. Перенос названий на основе ассоциативных связей, пространственных, временных (метафора, метонимия).

Младограмматики уже в середине 19 века предложили четкую и стройную классификацию семантических изменений слова. Она имеет определенные недостатки, но тем не менее ее придерживается большинство лингвистов.

Младограмматики, в частности Г. Пауль, заложили и ОСНОВЫ НАУЧНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СИНТАКСИСА. Синтаксис младограмматиков носит психологический характер. Г. Пауль уделяет много внимания определению и анализу предложения, синтаксическим конструкциям и синтаксическим отношениям. Его ОПРЕДЕЛЕНИЕ предложения следующее: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение нескольких представлений или групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений».

Г. Пауль исходит из двучленности предложения как его характерной особенности и выделяет грамматические категории подлежащего и сказуемого.. Но поскольку грамматические категории возникают на психологической основе, то Пауль уточняет, что это психологическое подлежащее и психологическое сказуемое.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ подлежащее это совокупность представлений, которые с самого начала имеются в сознании говорящего, т.е. то, что известно говорящему.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ сказуемое – это совокупность представлений, которые присоединяются к психологическому подлежащему и содержат в себе что-то новое, Поэтому на сказуемое всегда падает более сильное ударение.

Психологическое подлежащее и сказуемое не всегда совпадают с грамматическими. В предложении «Карл едет в Берлин» с грамматической точки зрения «Карл» – подлежащее, «едет» – сказуемое, а с психологической –сказуемым может стать любой член предложения: это то, что является новым, неизвестным, и не важно, в какой грамматической форме оно выступает.Например, если мы знаем, что Карл едет в Берлин, но не знаем когда, то сказуемое – это «завтра». И на нем мы делаем ударение. А если не знаем, куда он едет, то сказуемое – «в Берлин».

Односоставные предложения типа «Пожар!», «Вот мельница» Г.Пауль объясняет тем, что один из членов предложения, как правило, психологическое подлежащее, представляет собой нечто само собой разумеющееся и поэтому не получает языкового выражения. В этих примерах психологическим подлежащим является сама ситуация.

Младограмматики ответили на многие вопросы, стоящие перед языкознанием в середине 19 века.

Во-первых, была уточнена методика сравнительно-исторического языкознания.

Во-вторых, они обратили внимание на необходимость изучения звуковых изменений в языке и аналогии, считая их основными законами развития языка.

В-третьих, были поставлены основные проблемы семасиологии и функционально-семантической грамматики.

В-четвертых, они проанализировали взаимоотношения языка и речи.

Лекция 10







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.