Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.





 

Право на охрану здоровья обеспечивается системой гаран­тий: экономических, юридических, организационных и идео­логических.

Право граждан на охрану здоровья в ФЗ называется неотъемлемым. Оно обеспечивается охраной окружающей сре­ды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха обучения и воспитания граждан, производством и реализаци­ей доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помо­щи. Государство обеспечивает охрану здоровья граждан независимо от их пола, расы, вероисповедания, социального происхождения, места жительства и других факторов лично­стного характера. Государство гарантирует гражданам защи­ту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Одним из основных прав граждан в области охраны здоровья является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, спо­собствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпиде­миологическом благополучии района проживания, рациональ­ных нормах питания, о продукции, работах и услугах и их соответствии санитарным нормам и правилам и т.д. Эта инфор­мация предоставляется местной администрацией через сред­ства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

В интересах здоровья запрещается реклама средствами мас­совой информации табачных изделий и алкогольных напит­ков. Не допускается реклама методов профилактики, лече­ния, медицинских технологий и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний.

Согласно статье 13 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, должны привлекаться к ответственности. Так, согласно ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановке.

Статьей 24 Конституции Российской Федерации предусматривается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 года № 429 «О порядке предоставления информации» с 1 января 2000 года введены в действие Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг и Порядок организации деятельности пресс-службы Центра Госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации и на транспорте (водном и воздушном). Данный акт регулирует формы предоставления органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации информационных услуг пользователям (потребителям), независимо от их организационно-правовой формы. При этом к информационным услугам в области Госсанэпидслужбы относятся справочная информация общего назначения, полученная и обработанная в установленном порядке, и специализированная информация. Информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке и деятельности Госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим российским законодательством предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.

В статье 8 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания.

Глава IV Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 1998 года «О гидрометеорологической службе» (в редакции от 2 февраля 2006 года) посвящена использованию информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационной продукции. Статья 14 гласит, что информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Статья 15 предусматривает образование единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, который формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации.

Право на получение первой помощи. Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Ключевым правом граждан в области охраны здоровья является право на медико-социальную помощь.

Понятие «медико-социальная помощь», как видно из названия, включает в себя медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и меры социальной защиты. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственное обеспечение и другие меры, направленные на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Что касается социальных мер, то согласно статье 1 Федерального закона Российской от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение различных мероприятий, в том числе медицинского характера. Эти услуги могут быть как бесплатными, так и частично оплачиваемыми.

Медико-социальная помощь включает в себя:

· профилактическую;

· лечебно-диагностическую;

· реабилитационную;

· протезно-ортопедическую;

· зубопротезную,

· меры социального характера (пособие по уходу за больными, социальное обслуживание и т. д.).

Медико-социальная помощь оказывается в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохра­нения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной меди­цинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, составной частью которых являются программы обязательного медицинского страхова­ния.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги, оказываемые в соответствии с программами добро­вольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий и организаций или за счет собственных средств. Некоторые категории граждан имеют право на льготное обес­печение протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвиже­ния и т. д. Правила обеспечения этими видами изделий меди­цинского назначения содержатся в законодательстве о соци­альной защите инвалидов. В частности, Правительство РФ должно утвердить федеральную базовую программу реабили­тации инвалида, на основании которой будут разрабатывать­ся индивидуальные программы реабилитации инвалидов. Те виды медицинских изделий и социальной помощи, которые предусмотрены федеральной программой, будут оказываться бесплатно, дополнительные — за плату.

В ФЗ закрепляется право граждан на медицинскую экспертизу, в том числе независимую. Она производится в специализированных медицинских учреждениях. Подчеркивая важность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни, ФЗ предоставляет детям, подросткам, уча­щимся, инвалидам и пенсионерам право на бесплатный медицинский контроль.

Работающим гражданам предоставляется, кроме вышепе­речисленных, также право на пособие при карантине вслед­ствие заразного заболевания лиц, окружавших его. Также они имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, предоставляемого по личному заявлению без предъявле­ния документа, удостоверяющего факт заболевания.

Вопросы определения оснований, размеров, финансирования и условий выплат пособий по временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так, статьей 3 указанного Закона установлен порядок финансирования выплат. В частности, там сказано, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности в случаях:

· необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

· карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

· осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

· долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

3. права­ граждан при оказании медико-социальной помощи

Сердцевиной прав граждан при оказании медицинской помощи можно рассматривать права пациента, т. е. лица, обратившегося в лечебное учреждение любой организационно-правовой фор­мы, к врачу частной практики за получением диагностичес­кой, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Пациент в переводе с латинского означает «страдающий», то есть это больной по отношению к врачу, у которого он лечит­ся. Однако данное определение не совсем корректно, так как оно сводится к тому, чтобы считать пациента больным челове­ком, а это не всегда так.

Права пациента — это специфические права, производ­ные от общих гражданских, политических, экономических, со­циальных и культурных прав человека предоставляемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

На сегодняшний день международная практика выработала оптимальный объем индивидуальных прав пациента, который адекватно проецируется при форми­ровании или реформировании законодательства внутригосу­дарственного уровня.

Права пациентов в нашей стране регламентируются ФЗ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации», законами: «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.

Основными права­ми пациента являются:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья

10) выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

11) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

12) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

13) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

14) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

 

Необходимо раскрыть содержание данных прав.

Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским научным или иным опытам.

Выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Право на выбор врача общей семейной практики закреплено в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 года № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)». В пункте 8 приложения № 1 к вышеназванному Приказу говорится о том, что врач общей практики (семейный врач) оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами.

В связи со сменой места постоянного жительства меняется страховой полис и выдавшая его страховая организация. В связи с этим возникает необходимость при изменении застрахованным постоянного места жительства открепиться от амбулаторно-поликлинического учреждения и зарегистрироваться в другом амбулаторно-поликлиническом учреждении по новому месту жительства.

При этом, гражданин имеет право на:

а) обязательное медицинское страхование;

б) выбор медицинской страховой организации.

Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; При этом антисанитарное состояние помещений, в которых проходят обследование, лечение и содержатся пациенты, может рассматриваться как нарушение прав человека. В этой связи администрация лечебного учреждения должна соблюдать требования, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора. Например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" введены в действие Санитарно-гигиенические правила и нормативы Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. Настоящие Санитарные правила устанавливают требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях. Все действующие лечебные учреждения должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности работ и услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов. В случае несогласия с заключением и рекомендациями проведенных консилиумов и консультаций пациент имеет право на проведение дополнительных консилиумов и консультаций с привлечением специалистов, в том числе из других медицинских учреждений. Приглашенные для проведения консилиума или консультации специалисты имеют право на ознакомление с данными проведенного обследования и лечения. Все расходы, связанные с привлечением специалистов с целью проведения дополнительных консилиумов и консультаций без соответствующих показаний по инициативе пациента, оплачиваются за счет личных средств пациента.

Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами. Обезболивание является необходимой частью алгоритма оказания медицинских услуг, упоминаемое в ряду приказов, стандартов, инструкций и рекомендаций Минздравсоцразвития. Практически каждая процедура в ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями, включает в себя обезболивание. Особую группу пациентов, требующих адекватного обезболивания, составляют больные онкологическими заболеваниями. Находясь вне стен стационара, они нередко лишаются возможности получить обезболивание, так как оно производится наркотическими препаратами, находящимися на строгом учете, которые могут быть применены только в стационаре. Это – правовая проблема, требующая особого внимания и особых правовых механизмов.

Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме, установленных законодательно случаев.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. По согласованию с пациентами или их законными представителями при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов следует использовать специальные печать или штамп учреждения, организации, без указания его профиля.

Соблюдать врачебную тайну обязаны не только врачи, но и иные сотрудники медицинских организаций, оказывающие ме­дицинскую помощь: медицинские сестры, санитары, водители «скорой помощи», поэтому предпочтительнее термин «меди­цинская тайна».

С согласия гражданина или его законного представителя законом допускается передача сведений, составляющих меди­цинскую тайну, другим гражданам.

В публикациях в специальной литературе, в выступлени­ях на медицинских конференциях может использоваться ин­формация о заболеваниях, травмах, способах и результатах лечения, но без указания данных о пациенте.

Правомочие гражданина требовать сохранения врачебной тайны проявляется в возможности предупреждать обязан­ных лиц о своей заинтересованности в тайне, требовать занесения условия о тайне в текст договора, настаивать на пресечении раскрытия врачебной тайны, требовать возмеще­ния вреда, причиненного раскрытием тайны. Возникает вопрос о сохранении врачебной тайны после смерти пациента. Давно существует мнение об абсолютном характере врачебной тайны. Практика в разных странах складывается по-разному. Так, в решении одного из французских судов было отмечено, что никакие побуждения не могут оправдать огла­шение врачом сведений о болезни пациента. В Германии, напротив, признается, что обязанность врача не заканчивается смертью больного, но близкие умершего, прежде всего переживший супруг могут освободить врача от этой обязан­ности.

Возникает также проблема сохранения тайны при оформ­лении листка нетрудоспособности. Диагноз вносится с согла­сия пациента, в противном случае вносится только причина (заболевание или травма).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.