|
Понятие, Предмет, метод и система медицинского праваСтр 1 из 37Следующая ⇒ Цель механизма правового регулирования - обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Существенное значение для понимания сущности правового регулирования тех или иных общественных отношений имеет его предмет или сфера правового регулирования. Сфера правового регулирования постоянно изменяется, причем, с различной скоростью. Зависит этот процесс от стабильности общества и его институтов. Условно можно выделить следующие стадии правового регулирования: · стадия «осознания» необходимости правового регулирования; · стадия «внедрения» правовых норм, регулирующих общественные отношения; · стадия «воздействия реализации правовых норм. В первой стадии государство и общество приходят к выводу о необходимости изменения, запрета и/или контроля развивающихся правоотношений, в связи, с чем наступает энергичный процесс создания правовых норм. Для второй стадии характерно осуществление очерченных правовыми нормами правомочий в установленных пределах. Последней стадией достигается цель правового регулирования. Соответственно этим стадиям выделяют и элементы правового регулирования: нормы права, возникающие на основе действующих норм правоотношения, акты реализации юридических прав и обязанностей. Эффективность правового регулирования общественных отношений оценивают по результатам воздействия норм на складывающиеся общественные отношения (результаты практического воплощения норм в жизнь). Правоотношения возникающие в сфере медицинского права можно назвать здравоохранительными. Здравоохранительными отношениями являются общественные отношения, основным объектом которых является жизнь и здоровье человека, в частности, их сохранение, поддержание и укрепление. Специфический характер и содержание этих отношений, а также их роль и значение в строящемся правовом государстве предопределяют объективную заинтересованность в их самостоятельном правовом регулировании. К здравоохранительным относятся: 1. общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья: · при оказании медицинской помощи; · при организации лечебно-диагностического процесса; · при проведении медико-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. К отношениям, тесно связанным со здравоохранительными, и поэтому входящими в сферу данного отраслевого регулирования относятся общественные отношения закрепляющие: 2. организацию системы здравоохранения и управлению здравоохранением, 3. организацию обязательного и добровольного медицинского страхования, 4. проведение лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, 5. экспертизу качества медицинской помощи, 6. правовое регулирование фармацевтической деятельности и сферы обращения лекарственных средств, 7. правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности, 8. правовое положение работников здравоохранения 9. юридическую ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья Данный перечень регулируемых правом общественных отношений, обуславливает предмет и систему медицинского права. Вопрос о предмете правового регулирования рассматриваемых правоотношений тесно связан с выяснением того, что собой представляют здравоохранительные отношения, каково их содержание, каков круг охватываемых отношений. В специальной литературе существуют различные точки зрения о правовой природе отношений между пациентами (больными) и медицинскими хозяйствующими субъектами (а также медицинскими работниками) по поводу врачевания. В то же время решение данного вопроса имеет существенное значение для правового положения пациента, прав, обязанностей и юридической ответственности сторон. 1. Одни авторы считают, что система здравоохранения как социальная система является объектом правового регулирования, «сердцевину которого составляют нормы конституционного права». Эта позиция аргументируется тем, что права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются конституционными. Несомненно, данные права граждан закреплены на конституционном уровне, что свидетельствует об их значимости для общества и государства. Однако институты охраны здоровья и медико-социальной помощи являются комплексными, как большинство правовых институтов российского права. Они охватывают нормы права, закрепляющие (нормы конституционного права), регулирующие и защищающие принадлежность данных благ конкретным лицам (нормы гражданского, административного, уголовного, экологического и других отраслей права). 2. Другие авторы полагают, что эти отношения имеют административно-правовую природу, т.е. носят публичный характер, и только при причинении материального вреда пациенту могут возникать гражданско-правовые отношения по возмещению ущерба пациенту. Данная позиция аргументируется тем, что рассматриваемые отношения являются реализацией особой государственной функции - охраной здоровья населения. Она подкреплялась ссылками на действовавшее законодательство: в Основах законодательства о здравоохранении 1969 г. преобладали административно-правовые нормы. Данное положение получило свое развитие у сторонников теории административного договора, к особенностям которого они относили: неравноправие участников правоотношений; регулирование отношений по поводу оказания медицинской помощи населению органами государственного управления, рассмотрение возникающих споров в административном порядке и наличие административной ответственности. Связано это с тем, что в советской правовой доктрине значение частных интересов, как и всего частного права, было сведено к минимуму. Полное обобществление средств производства, выступающее экономическим основанием опубличивания, с одной стороны, и патернализм государства во всех сферах общественной жизни, с другой стороны, являются основой существовавшей системы. Считалось, что в этой системе личные интересы граждан должны подчиняться коллективным интересам, а те в свою очередь – интересам общенародным. Иными словами, общественный интерес является приоритетным. Такой подход показал свою несостоятельность. Чрезмерная зарегламентированность деятельности хозяйствующих субъектов, централизованное управление, ограничение активности граждан и создание видимости самостоятельности привели к глубокому социально-экономическому кризису. Преодолеть негативные тенденции в общественном развитии можно было, только начав процесс реформирования основ организации государства, хозяйственной деятельности и социальной сферы. Однако стремительное разрушение механизмов, существовавших десятки лет, и внедрение отдельных правовых моделей, заимствованных из различных правовых систем (романо-германской и системы общего права) без учета российских реалий и менталитета подавляющего большинства населения, повлекло за собой печальные последствия. Была предпринята попытка практически полностью отказаться от государственного регулирования экономики и, частично, социальной сферы. Расчет на саморегулируемость общества привел к гипертрофии частных интересов, происходящей на фоне неразвитости институтов частного права и отсутствии демократических традиций. Все это привело к отторжению населением целого рада начинаний, идущих и навязываемых им «сверху». В настоящее врем административно-правовые отношений имеют место, в первую очередь, в процессе управления здравоохранением, между органами исполнительной власти. Большинство из них носит вертикальный характер: например, между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральным Правительством по поводу выполнения тех или иных федеральных целевых программ; между органом здравоохранения субъекта РФ и органами исполнительной и законодательной власти в субъектах РФ. Довольно часты также правоотношения вертикального типа между Минздравсоцразвития РФ и федеральными министерствами и ведомствами, что обусловлено наделением первого надведомственными полномочиями. В ряде случаев могут возникать административные правоотношения не по вертикали, а по горизонтали: например, проведение совместных мероприятий на всероссийском и (или) региональном уровне. Таким образом, современные реалии обуславливают, с одной стороны, необходимость защиты публичных интересов, а с другой – дальнейшее развитие частноправовых отношений, защиту интересов личности в цивилизованных формах. Во-первых, и публичное и частное право являются хотя и различными, но частями единой правовой системы, основанной на действующей Конституции РФ. Во-вторых, нормы частного и публичного права воздействуют на одни и те же объекты и, нередко, опираются на одинаковые фактические составы (юридические факты). В-третьих, в целях обеспечения условий устойчивого функционирования гражданского оборота необходимо определить правовое положение его участников, их правосубъектность и пределы действия, что также обуславливает публичный характер ряда гражданско-правовых норм. Согласно Конституции России, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень оснований для ограничения гражданских прав, установленный в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, является исчерпывающим. Они же продублированы в п. 2 ст. 1 ГК РФ. Таким образом, баланс интересов - частного и публичного - поможет предотвратить или, по крайней мере, сгладить возникающие социальные конфликты в обществе, более адекватно регулировать как имущественные, так и личные неимущественные права, законные интересы субъектов рассматриваемых общественных отношений. Представляется возможным сделать вывод, что и между услугодателем в лице медицинской организации (ЛПУ) и пациентом возникают частноправовые отношения по своей сути, но, в ряде случаев, отягощенные «публичным элементом». Иными словами, теория административного договора не может применяться к отношениям по оказанию медицинской помощи гражданам. Данная позиция, на наш взгляд, находит отражение не только в доктрине, но и в действующем законодательстве. Ныне действующие Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. - это комплексный акт, содержащий нормы различных отраслей права. С одной стороны, в него входят нормы, регулирующие административно-правовые отношения между органами управления здравоохранением и лечебными учреждениями, с другой стороны, - нормы, регламентирующие особенности правового положения пациента, которые никак нельзя назвать административно-правовыми. Важно также разграничить функции органов государственного управления здравоохранением и функции лечебно-профилактического учреждения. Анализ имеющихся функций органов управления и лечебных учреждений показывает, что по отношению к гражданам (пациентам) они свои властные полномочия практически полностью утратили. Следует также отметить, что Основы законодательства об охране здоровья граждан принимались в переходный период, до принятия и введения в действие первой и второй частей Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, хотя прямо и не предусмотренных законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих их. Наличие данной нормы также предполагает признание отношений по врачеванию гражданско-правовыми. С принятием части второй ГК РФ медицинские услуги получили свое окончательное закрепление в качестве сделок гражданско-правового характера. Согласно ч. 2 ст. 779 ГК РФ: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг…». Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик, т.е. равные субъекты. Кроме того, договор возмездного оказания медицинских услуг является публичным. Гражданин при необходимости получения медицинской помощи обращается в регистратуру поликлиники или приемный покой больницы, где он информируется об условиях оказания услуг (по полису обязательного или добровольного медицинского страхования или путем непосредственной оплаты), времени приема отдельных специалистов, порядке и правилах работы клиники. Договор возмездного оказания услуг распространяется на большинство отношений по медицинскому обслуживанию. Однако существуют жизненные обстоятельства, когда гражданин не может выразить свою волю в какой-либо форме вследствие внезапного заболевания или травмы (бессознательное состояние). В этом случае обязанность по оказанию экстренной медицинской помощи возникает в силу закона (публичный элемент). Если же пациент пришел в сознание, то все дальнейшие отношения по поводу здоровья гражданина и проведения медицинских манипуляций складываются в соответствии с его волеизъявлением. Иногда медицинская помощь оказывается независимо или помимо воли лица (ст. 34 Основ законодательства об охране здоровья граждан), что является проявлением публичных начал в правовом регулировании (защита интересов общества и государства). Ясно, что в этих условиях о равенстве сторон и заключении ими сделки речи быть не может. Таким образом, правовое регулирование общественных отношений по охране здоровья граждан и медицинской помощи обеспечивается нормами различных отраслей права: конституционным, гражданским, административным, уголовным, семейным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным правом и другими. Отметим также, что целый ряд понятий и правовых категорий, имеющихся в специальных законодательных актах о здравоохранении, не содержится и не используется ни гражданским, ни административным правом (например, система здравоохранения, пациент, врач, медицинское вмешательство, медико-социальная помощь, социально-значимые заболевания и другие). Отмеченные ранее факты вызвали среди ученых дискуссию об определении содержания так называемого «медицинского права» (врачебного, здравоохранительного) как правового образования. В свое время было высказано мнение, что врачебное право – это отрасль законодательства, состоящая из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, регулирующих общественное положение врача. Другая точка зрения гласит, что медицинское право «является подотраслью права социального обеспечения. Во-первых, не будучи легализованной отраслью права, де-факто медицинское право уже существует; во-вторых, отсутствие медицинского права в качестве правового института тормозит развитие практики правоприменения. Под медицинским правом или правом об охране здоровья понимается также система норм, регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам. Другая научная позиция под медицинским правом понимает совокупность нормативных актов, регулирующих отношения между гражданином и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ), между пациентом и медицинским работником в сфере организации, а также прав, обязанностей и ответственности в связи с проведением диагностических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые юристы считают право здравоохранения комплексной отраслью права, ядром которой являются отношения по медицинскому обслуживанию . Есть мнение о том, что необоснованными и упрощенными являются все вышеперечисленные подходы к решению этой проблемы - как отнесение медицинских отношений целиком к предмету той или иной традиционной отрасли права (административному или гражданскому), так и конструирование новой отрасли - медицинского права.. В настоящее время в юридической науке имеется научная позиция о том, что отрасли права - это не просто зоны юридического регулирования, не система норм, объединенных «по предмету», а своеобразные подразделения, реально существующие в самом содержании права. Причем именно юридические особенности или особые режимы регулирования определенных общественных отношений являются сердцевиной рассматриваемого явления. Под юридическим режимом понимают особую систему регулятивного воздействия, которая характеризуется следующими чертами: особым порядком формирования содержания прав и обязанностей; наличием единых принципов правового регулирования; особым порядком осуществления правомочий; спецификой санкций и способов их реализации. Отраслевой режим характеризуется следующими компонентами: • наличием общих принципов и положений, пронизывающих содержание данной отрасли; • наличием специфических средств и приемов регулирования. Отраслевые методы (императивный или диспозитивный) в каждой отрасли в сочетании со всей совокупностью способов правового воздействия (дозволения, запреты, позитивные обзывания) получают своеобразное выражение. Это также отражается на правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений - одной из главных черт каждой отрасли с позиций применяемого метода и механизма регулирования. Необходимо также отметить, что в связи с качественными изменениями законодательства меняется соотношение норм публичного и частного права, регулирующих медицинскую деятельность, в пользу последнего. При этом не исчезло и не могло исчезнуть публично-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений и деятельности медицинских организаций, хотя его содержание и характер претерпели значительные изменения.
Многогранность предмета медицинского (здравоохраннительного) права подразумевает, что в Предмет медицинского права можно включить: в широком смысле: · общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органов и учреждений здравоохранения по поводу выполнения возложенных на них государством и обществом задач. · общественные отношения, направленные на охрану естественной способности человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность. В узком смысле: · организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам. · отношения, складывающиеся в сфере здравоохранения (охраны здоровья населения) между медицинской организацией (учреждением) и (или) медицинским работником, с одной стороны, и пациентом - с другой, по поводу здоровья последнего. А поскольку осуществить второй блок общественных отношений невозможно без реализации первого, то можно прийти к выводу, что в предмет медицинского (здравоохранительного) права включаются общественные отношения, между различными субъектами, в частности, между медицинской организацией (учреждением) и (или) медицинским работником, с одной стороны, и пациентом - с другой, по поводу здоровья последнего, направленные на охрану естественной способности человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность, которые возникают в процессе функционирования органов и учреждений здравоохранения по поводу выполнения возложенных на них государством и обществом задач при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что медицинское право представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан, в процессе построения, функционирования и развития сферы здравоохранения, в том числе в процессе регулирования медицинской деятельности. Медицинское право может быть выделено в самостоятельную отрасль права по следующим основаниям: • наличие общественной потребности и государственного • наличие самостоятельного предмета правового регулирования; потребность в особом методе правового регулирования (особом сочетании методов); • наличие и/или потребность в специальных источниках права; • наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права. Часть из этих оснований уже рассматривалась, остальные будут исследованы далее. Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Как мы отмечали, медицинское право, с одной стороны, - часть частного права, поскольку отношения между услугодателем (медицинской организацией) и потребителем (пациентом) регулируются нормами частного права. С другой стороны, - часть публичного права, так как на ряд субъектов медицинского права возлагаются задачи и функции государства или делегированные государством. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. В теории права, как отмечалось, выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и другие) и частным (гражданским, семейным и др.). Императивный метод - это метод властных предписаний, он характерен, прежде всего, для властных отношений. Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения по поводу выполнения властных предписаний медицинскими организациями, направленными на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой (лицензирование, стандартизация, сертификация) и др. Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения, возникающие между субъектами по поводу оказания медицинских услуг и некоторые другие. Медицинское право использует оба основных метода правового регулирования, да это и понятно, так как посредством применения различных методов правового регулирования право проявляет (осуществляет) свою социально-политическую роль регулятора общественных отношений. В связи с этим возникает закономерный вопрос: может ли в настоящих условиях гражданско-правовой инструментарий или инструментарий иной отрасли права решить имеющиеся задачи, не прибегая к «конструированию» новой отрасли права? Здесь будет уместным привести точку зрения согласно которой по условиям, характеру и предмету медицинскую помощь невозможно поставить в один ряд с «обычными» услугами, которые предоставляют гражданам предприятия торговли или бытового обслуживания. В противном случае такие высшие нематериальные блага как жизнь и здоровье человека, вольно или невольно уравниваются с благами материальными - предметами повседневного обихода, домашней утварью и т. п.. Жизнь и здоровье - это естественные и непреходящие ценности. Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку на иерархической лестнице ценностей и в системе категорий человеческого бытия - среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастья жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельности. Эти ценности не могут быть сравнимы с имущественными интересами, которые меркнут и не представляют никакой ценности для их обладателя при утрате им жизни или значительном повреждении здоровья. Отмечено, что отношения между медиками и пациентами не всегда могут входить в составную часть гражданского права. Многогранная деятельность медика тем более выходит за рамки области охраны здоровья граждан, социального или административного права. Таким образом, в качестве самостоятельного фактора появляется особый объект правового регулирования - комплекс личных неимущественных прав (в первую очередь - жизнь и здоровье), которые, несмотря на продолжающиеся дискуссии ученых и непоследовательность законодателя, не могут быть системно урегулированы посредством гражданско-правовых норм в силу специфики самих этих прав, а также особенностей связи «объект (личные неимущественные права, не связанные с имущественными) - субъект (медицинская организация, медицинский работник)». Организационно-управленческие отношения «власть-подчинение» рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для защиты интересов личности, в отдельных случаях - населения (общества) - реализации права на жизнь, здоровье и других конституционных прав и свобод. Государство создает предпосылки и условия для их реализации посредством прямых и косвенных методов управления. Не противоречат данной позиции и возможность принудительного лечения, наблюдения, освидетельствования и т. п. на основании норм ряда федеральных законов, так как эти мероприятия осуществляются, в первую очередь, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (групп лиц, общества). Нельзя не учитывать тот факт, что превращение «пограничных» институтов в новую отрасль права, возможно, только тогда, «... когда этот институт приобретает определенную «критическую массу». В результате у него появится необходимая сумма новых свойств, касающихся предмета, методов, принципов и механизма правового регулирования, наличие которых позволяет констатировать, что перед нами новая отрасль права. При всей комплексности и многогранности здравоохранения и медицинской деятельности как социально-правового явления, бесспорным остается положение, согласно которому эффективное воздействие на любой процесс, на правоотношения, возникающие в социуме, возможно только при консолидации различных знаний, методов, приемов различных юридических и неюридических наук. Медицинское право заимствует знания, приемы, методы, отдельные категории и положения из различных областей человеческого знания: • юридических наук (конституционного, гражданского, семейного, предпринимательского, административного, финансового, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права и других); • медицинских наук (социальной медицины, организации здравоохранения, судебной медицины и судебной психиатрии, отдельных клинических дисциплин); • гуманитарных наук (философии, экономики, политологии, истории, социологии, психологии); • других. Следовательно, масштабность, комплексность и значимость рассматриваемых общественных отношений, регулируемых нормами медицинского права, позволяют говорить о том, что оно может претендовать на звание самостоятельной отрасли права. Процесс специализации является объективным результатом развития общественных отношений. Движение это, однако, неравномерно и противоречиво, но именно оно устраняет монизм в системе общественного развития, единообразие в структуре социальных отношений. Истоки правовой специализации кроются в общественном разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в системе «личность - общество - государство». Цель специализации и выделения самостоятельной отрасли права - наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состояние. Различные позиции убеждают в «праве на жизнь» медицинского (здравоохранительного) права как самостоятельной отрасли права. Будучи системным образованием медицинское право (как отрасль права), включает в себя ряд подотраслей и институтов права. К ним относят: институт прав граждан на охрану здоровья, пациентское право, институт медицинского страхования, институт лекарственного обеспечения граждан РФ, институт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, институт медицинской экспертизы, институт контроля качества медицинской помощи, институт медицинских и биомедицинских исследований, институт психиатрической помощи, институт трансплантации, институт донорства, институт принудительных мер медицинского характера и т.п.
Медицинское право как отрасль права — это совокупность норм, установленных или санкционированных государством или международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения и медицинской деятельности. Медицинское право как комплексная отрасль законодательства – это комплексная отрасль законодательства состоящая из нормативно –правовых актов и иных источников права, закрепляющих регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения и медицинской деятельности. Медицинское право как наука — это наука о правовом регулировании здравоохранения, медицинской деятельности, предметом которой является медицинское право как отрасль права. Она разрабатывает цель, задачи, понятия, принципы, изучает соответствующие нормы. Медицинское право как учебная дисциплина — это совокупность правовых знаний о медицинском праве как отрасли права, отрасли законодательства и как науки.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|