Цилиндрическая прямозубая зубчатая передача
			
			
 
 
  	
			4.4.1 Общие сведения  4.4.2 Силы в зацеплении  4.4.3 Расчёт на контактную прочность рабочих поверхностей зубьев  4.4.4 Расчёт зубьев на изгиб 
  
 В результате изучения студент должен знать:   - формулы для расчета сил в зацеплении;  - формулы для расчета прямозубых передач на контактную прочность и изгиб. 
  
						Общие сведения 
						Цилиндрическая прямозубая зубчатая передача относится к передачам зацеплением непосредственного контакта рис.2.3.11. Применяется при окружных скоростях  . 
  ;   
Рисунок 2.3.11 Наружное а) и внутреннее б) зацепление 
   
  
						Силы в зацеплении 
						Силы в зацеплении определяют в полюсе зацепления. На шестерню действует вращательный момент, который создаёт распределённую по контактным линиям зуба колеса нагрузку. Эту нагрузку заменяют равнодействующей силой  , направленной по линии зацепления nn и приложенной в полюсе. Силами трения в зацеплении пренебрегают, так как они малы. Силу   раскладывают на окружную Ft и радиальную Fr (рис. 2.3.12): 
  ; 
  
Рисунок 2.3.12 Схема действия сил в зубчатом зацеплении 
   
  
   (2.3.14) 
  (2.3.15) 
   
Такое разложение силы   на составляющие удобно для расчёта зубьев и валов. На ведомом колесе направление силы Ft совпадает с направлением вращения, а на ведущем – противоположно ему, т.е. силы на ведущем и ведомом колёсах всегда направлены против действия соответствующих моментов. Радиальные силы Fr направлены к осям вращения колёс и создают "распор" в передаче. Расчет на прочность зубчатых колес проводят по двум условиям прочности: по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба. При расчете по контактным напряжениям для всех коэффициентов применяется индекс "Н", по напряжениям изгиба – индекс "F". 
  
						Расчёт на контактную прочность рабочих поверхностей зубьев 
						Расчёт на контактную прочность рабочих поверхностей зубьев является основным критерием работоспособности зубчатых передач. 
Расчёт производят при контакте зубьев в полюсе зацепления П. Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусом р1 и р2. При этом наибольшие контактные напряжения определяют по формуле Герца: 
   (2.3.16) 
 Расчет по контактной прочности сводится к проверке условия  . После преобразования формулы Герца для контакта цилиндрических поверхностей получают формулу для определения межосевого расстояния 
  
   (2.3.17) 
 где Т2 – вращающий момент на тихоходном валу, Н м;  u - передаточное число;  Ка = 49,5 МПа – для прямозубых колес;    - коэффициент ширины колеса по межцентровому расстоянию, его можно определить по формуле     где   - выбирается из справочных таблиц,   - допускаемое контактное напряжение,   где   - коэффициент долговечности,    - предел контактной выносливости, определяется для заданного материала из таблиц,    = 1,1- 1,3 - допускаемый коэффициент запаса прочности,    - базовое число циклов нагружения,    - расчетное число циклов нагружения,  Lh – полный ресурс в час. 
Определив геометрические размеры передачи, ее проверяют на контактную прочность по формуле: 
   (2.3.18) 
 где   - коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям,    - коэффициент нагрузки, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых передач   =1),     - коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (по длине контактных линий),     =1,25 - коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные динамические нагрузки. 
						Расчёт зубьев на изгиб 
						Поломка зубьев связана с напряжениями изгиба, вследствие усталости материала от длительно действующих нагрузок. Расчет на изгиб сводится к проверке условия: 
   (2.3.19) 
 При выводе расчётной формулы для определения напряжений изгиба принимают следующие допущения:   1) вся нагрузка   зацепления передаются одной парой зубьев, которая приложена к вершине зуба и направлена по нормали к его профилю (сила трения не учитываются); 2) зуб рассматривают как консольную балку прямоугольного сечения, что позволяет рассчитывать его методами сопротивления материалов. Фактически зуб представляет собой балку с изменяющейся формой. Это учитывается введением в расчётные формулы теоретического коэффициента концентрации напряжений Кт. 
Распределённую по ширине венца зуба нагрузку заменяют сосредоточенной силой  , которую переносят по линии действия на ось зуба и раскладывают на две составляющие: изгибающую зуб   и сжимающую  , где   - угол направления нормальной силы Fn. Он несколько больше угла зацепления  . 
Напряжение изгиба в опасном сечении (вблизи хорды основной окружности), т.е. напряжение на растянутой стороне зуба, где возникают усталостные трещины рис.2.3.13. 
   
Рисунок 2.3.13 Эпюры распределения напряжений по ширине зуба 
 Напряжения определяются отношением внешней силы к моменту сопротивления сечения. 
Тогда после подстановки в исходную формулу, формула проверочного расчёта прямозубых передач: 
  
   (2.3.20) 
 где   и   - расчётное и допускаемое напряжения изгиба, Н/мм2. 
Ft – окружная сила, H,   b и m – ширина и модуль зубчатого колеса или шестерни, мм,   YF – коэффициент формы зуба – величина безразмерная, зависящая от числа зубьев z или zv и коэффициента смещения х. Значения YF для зубчатых колёс без смещения приводятся в справочнике,    -коэффициент нагрузки при расчете на изгиб,    - коэффициент нагрузки, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых передач  ),     - коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца (по длине контактных линий),     - коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные динамические нагрузки,    - допускаемое напряжение изгиба,     - предел выносливости зубьев при изгибе,    - коэффициент долговечности при изгибе,    - базовое число циклов при изгибе,    = 1,55- 1,75 - допускаемый коэффициент запаса прочности,  Зубья шестерни и колеса будут иметь примерно равную прочность на изгиб при условии 
  
   (2.3.21) 
 Модуль зубьев m определяют расчётом на изгиб, исходя из межосевого расстояния  , полученного из условия контактной прочности. В этом случае для получения расчётной формулы надо в выражении (2.3.20):   заменить ft на 2Т/d, где  . Тогда, решив уравнение   относительно модуля m, при некоторых средних значениях коэффициентов  ,   и   получим формулу для приближенного определения модуля: 
  
   (2.3.22) 
 В эту формулу вместо   подставляют меньшее из   и  . Полученное значение модуля округляют в большую сторону до стандартного. Модуль колес рекомендуется принимать минимальным. Уменьшение модуля и соответствующее увеличение числа зубьев способствует уменьшению удельного скольжения, что увеличивает надежность против заедания. При малом модуле увеличивается коэффициент торцевого перекрытия  . То есть увеличивается плавность работы зацепления и к.п.д., уменьшается шум. 
   
			
		
			
					
 
 
 
 
  
 
 
 
 Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: 
 
  |