Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА





Кризис 1968 в Чехословакии и его последствия.

В 1968 году в Чехословакии началась «Пражская весна» Новое руководство этой республики, во главе с А. Дубчеком провозгласила курс на «социализм с человеческим лицом». В рамках этого курса было: отмена цензуры, создание оппозиционных партий, проведение более независимой внешней политики. Но это не могло понравиться Москве, которая считала, что Это может привести к расколу социалистического блока.

Поэтому, было принято решение ввести в Чехословакию войска стран Варшавского договора, для того чтобы сменить руководство республики. И 21 августа началась операция «Дунай». В течение одного дня войска захватили все основные объекты на территории Чехословакии. Чехословацкая армия сопротивление не оказывала. Но простые граждане оказывали пассивное сопротивление: перегораживали улицы, устраивали сидячие демонстрации, и т.д.
В начале сентября операция завершилась и войска были выведены.

В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название "Дунай", преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР процесс реформ, инициированных первым секретарем ЦК КП Чехословакии Александром Дубчеком – "Пражскую весну".

С геополитической точки зрения для СССР возникла опасная ситуация в одной из ключевых стран Восточной Европы. Перспектива выхода ЧССР из Варшавского Договора, в результате которого произошел бы неизбежный подрыв восточноевропейской системы военной безопасности, была для СССР неприемлема.

В течение 36 часов армии стран Варшавского Договора установили полный контроль над чехословацкой территорией. 23-26 августа 1968 года в Москве состоялись переговоры между советским и чехословацким руководством. Их итогом явилось совместное коммюнике, в котором сроки вывода советских войск ставились в зависимость от нормализации обстановки в ЧССР.

16 октября 1968 года между правительствами СССР и ЧССР был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, согласно которому часть советских войск оставалась на территории ЧССР "в целях обеспечения безопасности социалистического содружества". В соответствии с договором была создана Центральная группа войск (ЦГВ). Штаб ЦГВ был размещен в городке Миловице недалеко от Праги. В договоре фиксировались положения об уважении суверенитета ЧССР и невмешательстве в ее внутренние дела. Подписание договора стало одним из главных военно-политических итогов ввода войск пяти государств, удовлетворивших руководство СССР и ОВД.

17 октября 1968 года начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября.

В результате ввода войск в ЧССР произошла кардинальная смена курса чехословацкого руководства. Был прерван процесс политических и экономических реформ в стране. В 1969 года на апрельском пленуме ЦК КПЧ первым секретарем был избран Густав Гусак. В декабре 1970 года ЦК КПЧ принял документ "Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIII съезда КПЧ", осуждавший в целом политический курс Александра Дубчека и его окружения.

Во второй половине 1980-х годов начался процесс переосмысления чехословацких событий 1968 г. В "Заявлении руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза" от 4 декабря 1989 года и в "Заявлении Советского правительства" от 5 декабря 1989 года решение о вводе союзных войск в Чехословакию было признано ошибочным как необоснованное вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

10 декабря 1989 года после победы "бархатной революции" (бескровное свержение коммунистического режима в результате уличных акций протестов в ноябре–декабре 1989 года), президент Чехословакии Густав Гусак ушел в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство национального согласия, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест. Была осуществлена "реконструкция" парламента, где Коммунистическая партия Чехословакии потеряла большинство. 28–29 декабря 1989 года реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека.

26 февраля 1990 года было подписано соглашение о полном выводе из Чехословакии советских войск.

Соглашение предусматривало, что вывод войск пройдет в три этапа: 1-й этап – 26 февраля 1990 года – 31 мая 1990 года; 2-й этап – 1 июня 1990 года – 31 декабря 1990 года; 3-й этап – 1 января 1991 года – 30 июня 1991 года.Вывод начался в день подписания соглашения. Последний эшелон отправился из Миловиц 19 июня 1991 года. Уже 21 июня он пересек государственную границу СССР. 27 июня 1991 года ЧССР покинул последний командующий ЦГВ – генерал-полковник Эдуард Воробьев.

Курс Ричарда Никсона

Никсон пришёл к власти под лозунгами оздоровления экономики путём сокращения функций федеральных властей в пользу штатов, введения режима жёсткой экономии, особенно за счёт сокращения социальных затрат.

Однако социально-экономические реалии заставили его администрацию вернуться к политике в русле куйнсианства – активное использование механизма государственного регулирования и расширение социальных программ.

Впервые в мирное время государство установило контроль над з/платой и ценами, на 45 % повысились пенсии, расширился круг охваченных программой страхования, увеличился срок выплаты пособий по безработице и т.п.

Внешнюю политику Никсона определило недовольство американской и мировой общественности войной во Вьетнаме.

Сам Никсон был сторонником военного решения вьетнамской проблемы, однако в сложившейся ситуации он должен был считаться с общественным мнением.

С июля 1969 г. США становится на путь «вьетнамизации войны», т.е. увеличение помощи марионеточному правительству в Сайгоне и сокращение военных действий собственно американских войск.

Параллельно началось новое сближение с СССР, где «политика конфронтации» сменяется «политикой переговоров».

В мае 1972 г. во время приезда Никсона в Москву был подписан целый пакет договоров:

· Договор ПРО – сокращение ракет противоракетной обороны;

· Договор ОСВ-1 – ограничение стратегического вооружения;

· договоры об эк-ких и культурных связях.

Во время последующих встреч (1973 г.в Вашингтоне, 1974 г.в Москве) было заключено соглашение о предотвращении ядерной войны и намечены пути к заключению договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.

27 января 1973 г. в Париже между США и ДРВ было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

С одной стороны, это был прогрессивный шаг кабинета Никсона в русле мирных соглашений на международной арене.

С другой, это было предательство по отношению к южным вьетнамцам, сотрудничавшим с США и отданным теперь на растерзание северовьетнамцам («вьетконговцам»).

Подобная политика вела к разрядке напряжённости, но вызывала резкое недовольство реакционных кругов, связанных с ВПК.

В 1972 г. ими на основе Бильдергбергского клуба под эгидой Рокфеллера была создана Международная трёхсторонняя комиссия, которая считала, что процесс разрядки приносит выгоды только Востоку, и взявшая курс на достижение новой конфронтации.

Карьера Ричарда Никсона завершилась Уотергейтским скандалом.

В 1972 г., при попытке установить подслушивающие устройства в отеле «Уотергейт» (штаб-квартире Демократической партии) были арестованы лица, связанные с предвыборной кампанией республиканцев.

Никсон попытался замять скандал, но под угрозой импичмента в августе 1972 г. он вынужден был подать в отставку.

Уотергейтский скандал

В 1972 г. в ходе очередной президентской избирательной кампании сотрудники Белого Дома (республиканцы) установили подслушивающую аппаратуру в штаб-квартире демократической партии США, которая располагалась в гостинице «Уотергейт» в Вашингтоне (штат Колумбия). При попытке изъять записанную информацию злоумышленники были задержаны. Р.Никсон, победивший на выборах 1972 г., использовал президентские полномочия, чтобы помешать расследованию. Фактически, последующие полтора года его пребывания на президентском посту характеризуются развитием событий, связанных с так называемым «уотергейтским делом» – нарушением законов США членами администрации и самим президентом. Под угрозой раскрытия всех обстоятельств личного участия в допущенных злоупотреблениях, в условиях расследования Конгресса США и под угрозой отстранения от должности (импичмента) за превышение полномочий Никсон в августе 1974 г. подал в отставку с поста президента. Место президента занял вице-президент Джеральд Форд. Престижу республиканской партии был нанесен серьезный ущерб.

Депрессия 1974 – 1975 гг.

В первой половине 70-х гг. XX в. экономика США вступила в новый этап своего развития. Начало ему положил кризис 1974 – 1975 гг., наиболее тяжелый и разрушительный за все послевоенные годы, сокративший промышленное производство в США на 13,7% и напомнивший американцам своими последствиями страшные картины «великой депрессии» 1929 – 1933 гг. Кризис середины 70-х гг. завершил тридцатилетний период относительно высоких темпов экономического роста США. Значительное повышение цен на нефть и природное сырье на мировом рынке в 1973 – 1974 гг., необходимость структурной перестройки экономики; перепроизводство товаров, сужение рынков сбыта, огромные непроизводительные расходы на нужды министерства обороны, большие расходы бюджета на социальные программы, циклический характер производства явились опорными причинами депрессии 1974 – 1975 гг. Особенностью кризиса 1974 – 1975 гг. явился его комплексный характер – структурные кризисы отдельных отраслей совпали с валютно-финансовыми потрясениями и кризисом всего государственного регулирования экономики. На фоне кризисных явлений 1974 – 1975 гг. происходит бурный рост цен и инфляция (обесценивание покупательной способности денег). Инфляция 70-х гг. стала в США настоящим бедствием для лиц, живущих на фиксированные доходы – пенсий, государственную помощь, пособия по безработице, стипендии. Стимуляторами инфляции были:

- милитаризация экономики;

- острый дефицит государственного бюджета;

- огромный государственный долг;

- увеличение денежной массы;

- кредитная экспансия банков.

Традиционные неолиберальные антиинфляционные и антикризисные меры оказались неэффективными. В ходе кризиса 1974 – 1975 гг. предпосылки, вызвавшие его, устранены не были, что наложило отпечаток на последующее развитие экономики США.

Кризис 1974-1975 гг. выявил необходимость кардинальных изменений в структуре экономики, создания нового технологического уровня, соответствующего новому этапу НТР (научно-технической революции), путем переоснащения экономики трудо-, энерго- и сырье-сберегающими технологиями.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

От конфронтации - к мирному сосуществованию. После смерти Сталина серьезные изменения произошли и в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Выявились и разные точки зрения на перспективы внешнеполитического курса среди высших руководителей страны.
Берия считал, что следует сделать ставку на мирное сосуществование с Западом. Он был согласен на объединение Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством. Берия предлагал также восстановить отношения с Югославией. Он считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать.
Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Он понимал, что в случае возникновения ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация. Поэтому Маленков был сторонником проведения политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев.
В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем.
Все руководители, однако, были едины в том, что мирное будущее советского народа зависит от развития отношений с Западом.
Начало диалога с Западом. Смерть И. В. Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к советскому руководству с призывом изменить саму атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов на этом пути он предложил добиться установления мира в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия.
Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел свои войска с ее территории. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руководителей даже предлагала заключить с США договор о дружбе и сотрудничестве. Однако это предложение не нашло поддержки у Хрущева. При этом он считал, что гарантией мира является не достижение равенства ядерных сил СССР и США (до которого было еще далеко), а "полное прекращение производства и уничтожение ядерного оружия".
После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, не позволила им вмешаться в венгерские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена стена, разделившая западный и восточный секторы германской столицы.
Самым опасным для судеб мира оказался Карибский кризис 1962 г., когда в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир находился на грани ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на "остров Свободы" и убрать свои ракеты с турецких баз. С преодолением Карибского кризиса наметилось улучшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами.
Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) процесс нормализации отношений между Востоком и Западом оказался прерванным.
Начало кризиса мировой системы социализма. Скрепленный силой, "социалистический лагерь" с самого начала был неоднороден, а его единство - весьма относительно. Тем не менее после смерти Сталина он не просто сохранился, но и внешне стал еще более прочным - в мае 1955 г. была создана военная Организация Варшавского договора. Ее задача состояла не только в обороне от внешнего врага, но и в возможном подавлении внутренних "беспорядков" в самих странах-участницах.
Ситуация стала быстро меняться после провозглашенного на XX съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были восприняты всерьез сразу в нескольких странах социализма, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. произошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим часть населения Венгрии подвергла резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие восстание, поднятое населением против властей. События в Венгрии и Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри самого СССР.
После XX съезда КПСС в Китае стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения. К нему примыкали албанские и корейские руководители, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Сталина и сталинизма, а также на "потепление" в отношениях между СССР и США. Мао Цзэдун говорил, что "советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их". Открыто начали высказываться и территориальные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения китайской позиции коммунистическими партиями мира привели к открытому расколу мирового коммунистического движения.
Это явилось еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.
СССР и страны "третьего мира". 1950-е - начало 1960-х гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому договору. Однако с обеих сторон им приходилось испытывать значительное давление. Для более успешного противодействия ему было образовано Движение неприсоединения, объединившее страны "третьего мира".
Советское руководство рассматривало освободившиеся государства как своих союзников в "борьбе с империализмом". В первую очередь стали укрепляться связи со странами-лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом. Состоялись визиты в Москву премьера Индии Дж. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера. СССР оказывал развивающимся странам военную и экономическую помощь. В Индии строился металлургический комбинат в Бхилаи. В Египте началось сооружение крупнейшей в Африке Асуанской ГЭС. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латинской Америки. При советской военно-политической поддержке Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия освободила от голландцев остров Тимор.
Такое тесное сотрудничество СССР и стран "третьего мира" не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за влияние на развивающиеся страны: на Ближнем Востоке стали поддерживать Израиль против Египта, в Южной Азии - Пакистан против Индии. Государства Запада также старались углубить противоречия между странами социализма.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.