Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.





Как вид речевой деятельности говорение функционирует в двух формах – диалогической и монологической.

«Диалогическая речь – это объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения. Диалогизирование – процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающими объема монологического высказывания. Под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст» (Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. – К.,1989. – С.7).

Диалогическую речь следует рассматривать как коммуникативный акт, где имеет место смена ролей говорящего и слушающего. Диалог протекает в конкретной ситуации общения и является ее продуктом. Для развертывания диалога важное значение имеет первая реплика. Она является и изначальным речевым стимулом и носителем темы. Первые реплики могут быть сведены к следующим типам высказываний: 1)формулы социального общения (приветствия, извинения, выражение благодарности и т. д.); 2)запрос информации (просьба, вопрос); 3)выражение эмоций; 4)информирование; 5)приказ-просьба; 6) высказывания фактического характера (не несут важной информации, ими обмениваются, чтобы поддержать разговор, в силу правил приличия, когда нужно заполнить паузу).

Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов: человек, событие, вещь. Факторами, формирующими тему диалога, являются также отношения между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.

В ходе диалогической речи каждому из участников необходимо 1) помнить все предыдущие беседы с данным собеседником, чтобы не повторяться; 2) уметь вовремя вставить свое слово, не нарушая при этом принятых правил общения; 3) уметь слушать партнера, выдерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекается мысль; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность, вносить поправки, если в этом есть необходимость.

При обучении диалогической речи необходимо знать как ее психологические особенности, так и языковые.

Выделим основные признаки диалогической речи как вида речевой деятельности:

1) по характеру речевого общения диалогическая речь относится к видам речевой деятельности, которые реализуют устное непосредственное общение;

2) по направленности на прием и выдачу речевой информации диалог – продуктивный вид речевой деятельности;

3) диалог, как и в целом речевая деятельность, предусматривает постановку цели, планирование и реализацию плана, сопоставление цели и результата, т.е. имеет четырехфазную динамичную структуру;

4) диалогическая речь всегда мотивирована. Но мотив сам по себе не возникает. Необходимо создать условия, при которых у школьников появилось бы желание и потребность что-то сказать. Мотивированности диалогической речи способствуют благоприятный психологический климат на уроке, дружеские отношения, заинтересованность в работе;

5) диалогическая речь – ситуативна: содержание диалога можно понять только с учетом определенной ситуации. В процессе обучения диалогической речи используют не просто ситуации действительности, а речевые (коммуникативные), т.к. они стимулируют учащихся к речевому высказыванию. Ситуации бывают двух видов: естественные (спонтанно возникающие на уроке) и учебные (специально спланированные и подготовленные учителем для стимулирования учебной речевой деятельности младших школьников).

При обучении диалогической речи необходимо знание не только ее психологических особенностей, но и языковых. Под влиянием внеязыковых факторов (ситуации общения, темы разговоров, мимики и жестов говорящего, взаимоотношений между собеседниками и т.д.) говорящий по-разному использует имеющиеся в его распоряжении языковые средства. Благодаря этому диалогическая речь приобретает свои особенности в отношении подбора, оформления и функциональной направленности использования языкового материала.

Для диалогической речи характерна эллиптичность (эллипсис – пропуск), которая вызвана условиями общения. Наличие единой ситуации, контактность собеседников, использование невербальных элементов способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства. Эллиптичность характерна для всех уровней диалогической речи: фонетического, лексического, грамматического.

Спонтанный характер диалогического высказывания обусловливает частое употребление вводных слов, частиц, междометий, местоимений, которые служат для заполнения пауз.

В диалогической речи отсутствуют причастия и деепричастия, редко используются существительные и прилагательные. Широко используются формы именительного падежа и все временные формы глагола.

Эти характеристики связаны с непосредственностью и спонтанностью, неофициальностью диалогической речи.

Наиболее ярко выражены синтаксические особенности диалогической речи: преобладание простых предложений, широкое использование вопросительных и восклицательных предложений, употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и т.д.).

Выработка диалогической речи – это учебная деятельность, цель которой – овладеть речью как средством общения. Поэтому важно отработать у учащихся умение управлять своим высказыванием, в любой ситуации, в любых обстоятельствах.

Общение со взрослыми дает детям образцы ведения диалога. А общение с ровесниками – показатель сформированности коммуникативных умений школьников.

В соответствии с программой младшие школьники должны овладеть следующими умениями диалогической речи:

1 класс: ученик составляет реплики, содержание которых непосредственно связано с репликой собеседника; не повышает без необходимости голоса; употребляет формулы вежливости, различает диалоги, в которых соблюдены / нарушены правила поведения в диалоге; ученики воспроизводят, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных сказок, рассказов; строят диалог по образцу, по данному началу, рисунку (после предварительной подготовки); соблюдают правила общения, используют этикетные формулы; составляют вопросы и ответы на них по тексту, рисунку, диафильму, учебной ситуации в классе.

2 класс: ученик слушает собеседника со вниманием; строит свою реплику с учетом того, что сказал собеседник; различает особенности общения в разных ситуациях, с разными собеседниками; ученики воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных сказок, рассказов; составляют и разыгрывают диалоги (с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно), учитывая цель, ситуацию общения, соблюдая правила общения, употребляя этикетные формулы; обсуждают с одноклассниками прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и внеязыковых средств.

3 класс: ученик сообразует дыхание со смысловым членением речи; регулирует силу голоса, темп речи с учетом условий общения; объясняет особенности поведения в различных ситуациях общения; слушает собеседника со вниманием; выражает свое мнение без категоричности; ученики воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений; обсуждают прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях), а также ответы на них; составляют диалоги (с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно), содержащие обсуждение различных мнений о каком-то предмете, оценивают содержание и форму диалога.

4 класс: ученик сообразует дыхание со смысловым членением речи; регулирует силу голоса, темп речи с учетом условий общения; объясняет особенности поведения в различных ситуациях общения; слушает собеседника со вниманием; уточняет вопрос и разъяснение без раздражения, выражает свое мнение без категоричности; ученики воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений (более длинных и сложных, чем в 3 классе); обсуждают прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях, эмоциональной окраске, своем отношении к предмету обсуждения), а также ответы на них; составляют диалоги (с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно), содержащие обсуждение различных мнений о каком-то предмете; приводят убедительные доказательства в споре; оценивают содержание и форму диалога (щедро отмечают в нем достоинства, тактично дают советы по совершенствованию диалога).

 

В процессе обучения диалогической речи выделяют несколько этапов:

1. Описание ситуации, в которой должен произойти диалог. Учитель предлагает детям такую ситуацию: «Бывает так, что вы иногда забываете дома карандаш, ручку или другие школьные принадлежности. Тогда вам необходимо обратиться к однокласснику с вопросом, нет ли у него лишнего карандаша, ручки, Если есть, то вы просите дать вам на урок».

2. Речевое задание (предполагает выполнение заданий такого типа: Как правильно обратиться к однокласснику, однокласснице? (Танюша, Анечка, Ксюша, Сережка). Какие «волшебные» слова необходимо употребить в этой ситуации? (Пожалуйста, будь добр, не будешь ли любезен и т.п.).

3. Распределение ролей (распределяя роли, следует учитывать индивидуальный опыт каждого учащегося, его начитанность, статус в классе).

4. Составление диалога учащимся и его озвучивание.

5. Анализ результатов диалогической речи. Примерные вопросы для анализа созданного детьми диалога: Достигнута ли цель в общении? Правильно ли выбрана сила голоса? Правильно ли употреблены слова вежливости? Правильно ли собеседники строили повествовательные и вопросительные предложения?

В обучении диалогу можно выделить такие способы, как 1) использование диалога-образца (репродуктивные упражнения); 2) постепенное (поэтапное) создание диалога (конструктивные упражнения); 3) создание ситуации общения (продуктивные творческие упражнения).

Работа с диалогом-образцом начинается в 1 классе и продолжается на протяжении всей начальной школы. Такие задания предполагают отработку коммуникативных навыков с сознательным использованием языкового материала.

Обучение диалогической речи на основе диалога-образца можно проводить с помощью разнообразных упражнений:

1) слушание диалога с предварительными заданиями:

Послушайте стихотворение. Между кем происходит разговор?

Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош;

– Тем он, лисонька хорош,

Что зубами не возьмешь (Василий Фетисов).

– Кто у кого спрашивает?

– О чем спрашивает лиса?

– Что отвечает еж?

2) чтение и анализ содержания и формы диалога (Сколько человек участвует в разговоре? Как приветствовали друг друга собеседники? О чем спрашивали? Прочитайте слова действующих лиц разговора);

3) чтение диалога в лицах (предварительный анализ по вопросам: Между кем идет разговор? О чем говорят? Что можно сказать о том, кто начал разговор? Прочитайте слова каждого из собеседников. Прочитайте диалог в лицах);

4) воссоздание прочитанного диалога в лицах (чтение текста; осмысление содержания прочитанного по вопросам; уточнение значений слов; распределение ролей; пересказ беседы);

5) восстановление деформированного диалога (определение реплик каждого из собеседников; размещение реплик в правильной последовательности; чтение восстановленного диалога);

6) дополнение пропущенных реплик диалога;

7) создание диалога на основе прочитанного текста;

8) сопоставление диалога и монолога;

9) создание диалога по аналогии кс образцом, но в другой ситуации.

Школьников также необходимо учить постепенному созданию диалога, что предполагает овладение тактикой его построения в зависимости от целей общения и с учетом взаимодействия и взаимосвязи реплик-побуждений и реплик - ответов. Этот способ обучения диалогу направлен на формирование навыков и умений конструирования диалога в разных ситуациях с учетом характера коммуникативных партнеров.

Обучение диалогу на основе постепенного (поэтапного) его составления может быть таким:

1) выделение в диалоге единства: побуждение – ответ;

2) выбор реплик к описанной ситуации;

3) называние к описанной ситуации соответствующих реплик;

4) построение по описанной ситуации и готовой реплике-побуждению реплик – ответов (согласия, несогласия, одобрения, удивления);

5) составление диалога из предложенных реплик к названным ситуациям;

6) трансформация диалога путем замены одной из реплик.

Чаще всего в обучении диалогу используют речевые ситуации. Речевая ситуация – это исходная основа высказывания, «обеспечивающая школьникам желание вступить в общение и понимание того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах ад­ресуются их высказывания» [М.С. Соловейчик].

Компоненты речевой ситуации можно представить так: высказывание – цель общения (зачем?); автор (кто?) – адресат речи (кому?); тема и основная мысль (о чем? что?); объем высказывания (сколько?); место общения (где?) [предложено Г.М.Иваницкой, Г.Т.Шелеховой].

Речевые ситуации могут быть: естественными и специально создаваемыми (условными, учебными).

Естественные речевые ситуации - это те, которые «учи­тель организует для освоения изучаемого материала».

В 1 классе естественные рече­вые ситуации обеспечивает работа со схемами (звуковыми, сло­говыми, схемами предложений), когда школьники составляют связные высказывания с опорой на схему; разгадывание загадок, кроссвордов, когда ученики связно «объясняют разгадку»; срав­нение предметов, явлений и т. д.

Учебные (условные) речевые ситуации — ситуации, специ­ально создаваемые учителем для развития речи учащихся.

Варианты речевых ситуаций по способу их создания могут быть такими (предложено А.П.Коваль):

1) наглядная ситуация создаётся с помощью сюжетных и пред­метных рисунков, фотографий, диафильмов, отдельных пред­метов, макетов, аппликаций и т. д. В качестве наглядных ситуаций может быть вид из окна, улица города, наблюде­ния времени года и т. д. Одним из эффективных средств создания наглядной рече­вой ситуации являются так называемые рисунки с неразвёрну­тым сюжетом, на которых «изображены люди или предметы, намечены действия или их результаты, а предшествующие собы­тия и дальнейшее их развитие переносятся в сферу догадки (на­пример, «Мальчик стоит перед закрытой дверью и плачет»)» [Большакова И.].

А вот мнение И.Ф.Гудзик относительно использования иллюстраций на уроке: «Учитель должен помнить, что не следует использовать подборки различных иллюстраций на какую-либо тему («Наше счастливое детство», «Хлеб – наше богатство» и т. п.). При общей теме иллюс­траций конкретное содержание у них разное, и для их описания требуется множество различных слов. Предварительно проработать их - даже частично - не представляется возможным. В результате высказывания детей оказываются с языковой стороны неподготов­ленными, пестреют речевыми ошибками. И большой труд, вложен­ный учителем в подготовку раздаточного материала, не окупается, учебный эффект такой работы очень низок. Раздаточный материал можно использовать в том случае, если есть возможность обеспе­чить школьников одной и той же иллюстрацией, по которой прово­дится подготовительная работа»;

2 ) воображаемая ситуация:

а) создаётся путём опоры «на те образы, которые сохрани­лись у детей от восприятия наглядных ситуаций, пред­шествовавших моменту разговора, - рассказывают о ви­денном на экскурсии, о проведённых каникулах, о кино­фильме...»;

б) создаётся путём словесного описания (Учитель: «Пред­ставьте себе, что к вам обращается незнакомый человек, по-видимому, гость нашего города, и просит объяснить, как пройти к детскому парку «Сказка»). Создание таких ситуаций эффективно только в том случае, если у детей есть жизненный опыт;

3 ) контекстная ситуация:

а) в виде рассказа учителя («За столом в своей комнате си­дит девочка и делает уроки. В комнату входит её млад­ший брат, держа в руках забавного котёнка. Что мог бы сказать брат сестре? Что ему ответит сестра?»);

б) в виде письменного текста (например: Дети прослушали отрывок из стихотворения Л. Каминского «Про Вову Ко­стина и джина в джинсах»:

Вова Костин как-то в мае Дядя в шапке с козырьком
Ехал в гости на трамвае... И старушка с узелком.
Вот с авоськой продуктовой Вова их не замечает,
Тётя стала рядом с Вовой, Вова книжку изучает...

Затем отвечают на вопрос «Можно ли оправдать поведение Вовы тем, что он читал книгу?» (из книги Т.А.Ладыженской «Речь. Речь. Речь»);

4) речевая ситуация, созданная с помощью игр.

«Угадай!» «Зачем он вышел?» Учитель шепотом дает задание одному из школьников выйти из класса и выполнить какое-либо действие (например, принести мел). Дети угадывают, зачем вышел их товарищ, по возращении спрашивают у него: «Ты ходил (а) мыть руки?» - «Да». («Нет».)

Ситуативно обусловленное обучение диалогу можно проводить на основе таких упражнений:

1) составление диалога на тему описанной ситуации на основе программы общения;

2) составление диалога по серии рисунков с использованием опорных слов;

3) составление диалога по содержанию рисунка, картинки;

4) составление диалога на определенную тему для данной ситуации;

5) составление диалога на одну и ту же тему, но для разных ситуаций.

Важную роль в формировании умений диалогической речи играют подготовительные упражнения – задания на составление микровысказываний из 2-3 фраз, которые выражают законченную мысль и реализуют какую-либо цель, поставленную перед говорящим. В процессе выполнения заданий такого типа ученик может пользоваться образцом, предложенным учителем. Это могут быть такие задания:

1. Скажи, где находится самая близкая к тебе библиотека; сколько времени туда надо идти; как часто ты в ней бываешь (дальше может быть книжный магазин, бассейн, спортивный клуб, театр и т.д.).

2. Скажи, любишь ли ты читать книжки, какие книги тебе больше всего нравятся, кто их автор, о чем эти книги.

3. Скажи, что ты делаешь после завтрака в субботу (дальше: после обеда, вечером и т.д.).

4. Расскажи о себе: когда и где ты родился, где ты учишься, кто твои родители, есть ли у тебя брат или сестра, чем увлекаешься.

Для обучения диалогической речи в качестве дидактического материала можно использовать художественные произведения, с которыми дети знакомятся на уроках чтения, а также с тексты-диалоги, подобранные учителем. Это могут быть тексты в виде сказок-притч, небольших по объему и простых по структуре. Для школьников они послужат хорошим упражнением для «ума и сердца». Как правило, герои этих диалогов – неодушевленные предметы, которые постоянно окружают нас.

Работа над таким текстом предполагает выполнение следующих заданий: прочитать, исследовать его особенности, выделить реплики героев, инсценировать, составить продолжение диалога и др.

Например: читается текст «Спросил Молоток у Моря».

Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью, – все колючие и шершавые?

– А я их ласкаю, – прошептало Море.

Вопросы-задания к тексту могут быть такими:

1. В чем необычность этого разговора?

2. Попытайтесь объяснить его смысл. Придумайте заглавие.

3. Найдите «важное, ценное» слово, которое поможет понять основную мысль текста.

4. Подготовьтесь прочитать текст в паре с соседом по парте.

5. Попытайтесь составить подобный диалог о ветре и море.

Литературный текст всегда содержит определенные условия и обстоятельства, которые побуждают ученика высказать свое мнение о прочитанном, поставить себя на место героя или высказаться вместо него или вместе с ним. Текст дает возможность создать проблемную ситуацию, которую необходимо будет разрешить, используя речевой материал прочитанного текста в диалогах, создаваемых во время общения.

При работе с текстом, содержащим диалог, необходимо проводить подготовительную работу: познакомить учеников с текстом; провести беседу, направленную на анализ речевой ситуации; выяснить особенности характера действующих лиц, отношений между ними; раскрыть на уровне детского восприятия психологическое состояние героя в то время, когда происходит действие; определить, какими невербальными (словесно невыраженными) средствами устной коммуникации (мимика, жесты, поза) пользуются герои.

В итоге такой работы дети хорошо представляют ситуацию, характеры персонажей, что позволяет им воспроизвести диалог героев, их передать настроение, чувства.

Например, работая над сказкой В. Сутеева «Под грибом» (2 класс), можно создать естественную ситуацию для диалога. После чтения сказки учителем проводится беседа: Куда спрятался Муравей во время дождя? А кого еще дождь заставил спрятаться под грибом? А почему все смогли уместиться под грибом? Последующие вопросы предлагаются с целью выяснения отношения детей к действующим лицам: Правильно ли поступил Муравей, пустив всех под гриб? Почему все зверушки помогли Зайцу? Почему Лягушка не досказала фразу? Кто из зверей вам нравится и почему?

Далее необходимо выделить диалог, над которым надо работать: разбирая диалог, дети выделяют реплики героев, слова автора; анализируют с помощью учителя, с какой интонацией следует читать слова того или иного героя. После такой работы все реплики прочитываются с соответствующей интонацией. Затем учащиеся разыгрывают подготовленный диалог.

Для обучения созданию диалога важным будет и такое задание: выделите реплики из текста и используйте их в своем диалоге с соседом по парте.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.