Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Следовательно, решение игры таково





, , .

 

Пример 12. Решить игру, заданную матрицей

Решение. Проверим наличие седловой точки

 

т.к. 3=3 задача с седловой точкой.

Оптимальной для первого игрока является 2-ая стратегия, для второго игрока 1-ая. При этом выигрыш первого игрока не менее 3, проигрыш второго игрока не более 3.

Ответ: , .

Задача для самостоятельной работы 2. Найтирешение игры геометрическим способом, где платежная матрица игры: .

Задача для самостоятельной работы 3. Найтирешение игры геометрическим способом, где платежная матрица игры: .

Игры с природой

В отличие от антагонистических игр, в которых каждый из игроков предполагал, что его противник действует осознанно, выбирая стратегии, наиболее выгодные для себя и наименее выгодные для противника, в играх с природой сознательного целенаправленного противодействия противника нет. Игроку, принимающему решение, не хватает информации об объективных условиях, в которых будет приниматься решение. Например, в экономической практике неопределенность может порождаться такими причинами: покупательский спрос на товар, курс валюты, уровень инфляции, экологическая обстановка и т.д.

Объективную действительность, от которой зависит выбор решения, называют "природой". Природа является вторым игроком, но не противодействует первому игроку - игроку A. Она принимает неопределенным образом какое-то из своих состояний, не преследуя конкретной цели и безразлично к результату игры. В игре с природой осознанно действует только игрок A, которого также называют статистиком, а теорию игр с природой - теорией статистических решений.

Исследование игр с природой необходимо начинать с построения платежной матрицы, что является преимущественно трудоемким и ответственным этапом при принятии решений, так как погрешности, допущенные при формировании платежной матрицы, не могут быть восполнены никакими вычислительными методами. Предположим, что игрок А имеет m допустимых стратегий 𝐴𝑖, 𝑖 = 1̅̅̅,̅𝑚̅̅, а природа Q может пребывать в одном из n вероятных состояний 𝑄𝑗, j=1̅̅̅,̅𝑛̅, которые допустимо рассматривать как ее «стратегии». В представленном случае матрицу игры с природой можем представить в виде, схожей платежной матрице матричной игры, как 𝐴 = {𝑎𝑖𝑗}𝑚×𝑛, где 𝑎𝑖𝑗 - выигрыш игрока А при выборе им стратегии 𝐴𝑖 и при состоянии природы 𝑄𝑗. Матрица игры с природой обстоятельно отличается от платежной матрицы антагонистической матричной игры тем, что элементы столбцов матрицы (1) не являются поражениями природы при соответствующих ее состояниях, то есть выигрыши 𝑎𝑖𝑗 платит не природа, а некая «третья сторона», или совокупность сторон, влияющих на принятие решений игроком

В игре с природой равным образом можно доминировать (мажорировать) стратегии, что может позволить снизить размерность платежной матрицы. К примеру, в игре матрицей размерностью 5 × 5:

 

 

стратегия 𝐴5 доминирует стратегии 𝐴1 и 𝐴3, вследствии этого их можно «удалить». Таким образом размерность матрицы игры будет равна 3 × 5:

количество строк в которой на две строки меньше, чем в первоначальной матрице. Таким образом, и в играх с природой имеется возможность пользоваться принципом доминирования стратегий игрока 𝐴 (строк матрицы игры). Тем не менее, этот принцип неприемлем для второго игрока-природы, ввиду того, что природа не стремится к выигрышу в игре, а действует неосознанно. Так, например, в последней матрице пятый столбец (𝑄5) доминирует первый, второй и третий столбцы (𝑄1,𝑄2 и 𝑄3). Благодаря этому в матричной игре эти столбцы можно было бы удалить. Но в игре природой этого делать нельзя. Этот фактор является еще одним свойством, различающий игры с природой от матричных игр.

При выборе оптимальной стратегии в игре с природой игрок A должен опираться не только на матрицу выигрышей, но и на так называемую матрицу рисков, которая характеризует степень удачности применения игроком A стратегии Ai при состоянии природы Пj. Чтобы определить, как она формируется, введем следующие понятия:

1. Показателем благоприятности состояния природы Пj называется наибольший выигрыш при этом состоянии, т.е. наибольший элемент в j -м столбце платежной матрицы: bj = , j =1,...,n.

2. Риском rij при выборе им стратегии Ai при состоянии природы Пj называется разность между показателем благоприятности bj природы и выигрышем aij, который получит игрок A, выбрав стратегию Ai:

rij = bj - aij, i=1...m, j=1,...,n.

Таким образом, риск rij представляет собой упущенную возможность максимального выигрыша bj при состоянии природы Пj или плату за отсутствие информации. Очевидно, что rij ≥ 0.

Матрица рисков RA имеет ту же размерность и вид, что и платежная матрица игры, но вместо элементов aij на соответствующих местах стоят элементы rij. Причем матрица выигрышей однозначно порождает матрицу рисков. Обратное не верно.

Матрица рисков RA позволяет увидеть, что одинаковые выигрыши при одной и той же стратегии Ai и различных состояниях природы могут быть неравноценными в смысле рисков. Но одинаковые выигрыши при разных стратегиях игрока A на одном и том же состоянии природы Пj всегда равноценны.

Если известны вероятности, с которыми природа принимает каждое из своих возможных состояний, либо эти вероятности определяются на основе анализа экспертов, то говорят о принятии решения в условиях риска. Если же эти вероятности неизвестны и нет никакой возможности их определить, то говорят о принятии решения в условиях полной неопределенности.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.