|
Тема 6. Мотивация, группы, лидерство, стиль руководства, власть в менеджментеМотив — это причина действий человека, внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотивация — это динамическая система взаимодействующих между собой внутренних мотиваторов и внешних факторов, ориентирующих на достижение цели поведение человека. Под внутренними факторами при этом понимают потребности, желания, стремление, ожидания, восприятия, ценностные установки. Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей. В ней высшие уровни потребностей Маслоу представлены без иерархичности и выделены три их вида: в успехе, во власти и в причастности. К современным принципам мотивации относят: ■ справедливое распределение доходов и эффекта; ■ создание атмосферы взаимного доверия, обратную связь; ■ сохранение занятости; ■ предоставление новых возможностей для продвижения в должности и пр.; ■ защиту здоровья и обеспечение благоприятных условий труда; ■ возрастание премиальной части оплаты труда. Комплексная процессуальная теория мотивации Портера — Лоулера включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. В их модели присутствуют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью (рис. 7.12) можно сделать следующий вывод: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Величина приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что они действительно повлекут за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме того, в теории Портера — Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты. Теория показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты вознаграждения, удовлетворение и восприятие, в рамках единой взаимосвязанной Системы мотивации труда. Теория «Х» и «Y» Мак-Грегора описывает типы и поведение руководителей организаций. В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. Мак-Грегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство. При автократичном руководстве руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия, в частности формулирует задания подчиненным и регламентирует их работу. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя Мак-Грегор назвал теорией «X» и привел три ее принципа: 1) человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого; 2) у человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили; 3) эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания. Такая категория работников действительно встречается, например, люди, являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству, и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую заработную плату и т.п. Демократичное руководство означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений и определение регламента работы. Предпосылки демократичного стиля поведения руководителя Мак-Грегор назвал теорией «Y». Согласно этой теории: 1)труд для человека — естественный процесс; 2) в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю. Он может принимать творческие решения, но реализует эти способности лишь частично. Именно такие люди и такой стиль руководства наиболее приемлемы' для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. В настоящее время к функциям контролинга относят построение стратегического и оперативного планирования, системы внутреннего учетам информационно-аналитическую поддержку управления по различным направлениям. Характерной чертой концепции является ориентация на будущее, т.е. контроллинг, используя управленческую информацию, стремится снизить неопределенность будущего и адаптировать действия предприятия к постоянно изменяющимся условиям. Группы Коллектив предприятия состоит из различных групп людей. Формально работники объединены в структурные подразделения: звенья, бригады, смены участки, бюро, отделы, и тд, имеющими определенную, нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство. Организация эффективно решает свои глобальные задачи только в том случае» если каждое из ее структурных подразделений обеспечивает деятельность друг друга. Выделяют также неформальные (неофициальные) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.). Возникают сами вследствие потребности людей в социальных контактах. Важнейшими причинами вступления в группу являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность. Границы между формальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей менеджеров является формирование такого рода неформальных (неофициальных) групп, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование формальных (официальных). Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Для эффективного управления необходимо, чтобы 1. У группы были четко сформулированны цели, сбалансированные с целями членов группы и организации в целом. Балансирование целей осуществляется руководителем в ходе открытого коллективного обсуждения проблемы или задачи. 2. Необходимость определенной ответственности за результаты следует из коллективного способа принятия решения. 3. При взаимодействии с группой руководитель должен всячески избегать соперничества между ее членами, так же как и соперничества между группами. Это может снизить эффективность коммуникаций, качество выполняемой работы и разрушить мультиплексный эффект. Факторы, влияющие на эффективность работы группы: Размер. По некоторым исследованиям можно заключить, что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. Исследования также показали, что в группах из пяти человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера, так как в группах из двух или трех человек ее члены могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Групповые нормы. нормы, принятые группой, оказывают большое влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или противодействие им. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. Конфликтность. Различие во мнениях приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Статус. Та или иная личность в организации или группе имеет свой статус, который определяется рядом факторов, включая старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Личность менеджера. В теории управления очень рано наметились две позиции: личностная и технологическая. Личностная позиция отражает, что роль и функции руководителя предъявляют специфические требования к личности. Только обладая соответствующими качествами, человек может возглавить коллективное дело, совершенствоваться в управлении той или иной организацией и вести ее к успехам. Жизненное назначение личностной концепции управления — создать научные условия для того, чтобы задачи отбора лидеров, организации их деятельности и их личностного роста решались адекватными методами. Ее теоретическая роль — развитие общепсихологической теории личности, обогащение ее данными о чертах психологии такой категории людей, как руководители — организаторы социальных процессов. Технологическая позиция акцентирует методы решения управленческих задач и является, в сущности, непсихологической. Даже сегодня, несмотря на декларирование важности человеческого фактора, в центре внимания «технологов» менеджмента находятся рычаги хозяйственного механизма (формы хозяйственных связей, цены, экономические нормативы и т.д.), что отражает инструментальный подход к человеку, ограниченный вопросами уровня квалификации, производственной инициативы, ответственности и состояния здоровья работников. Такой подход неизбежно приводит к узкому взгляду на человека как на средство решения производственных задач. Кибернетические концепции управления оттесняют деятельность человека на задний план, отождествляя функции управления с информационной технологией их выполнения. Даже такие вопросы, как управление персоналом, мотивация деятельности, организационное развитие, организационное поведение, обсуждаются без признания социально-психологической природы их предмета. Современные менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда.Исследования, выполненные американским техническим институтом, показали, что преуспевание в финансовом отношении специалистов, занятых в таких технических отраслях экономики, как машиностроение, примерно лишь на 15 % обусловливается их техническими знаниями и на 85% - личными качествами и способностью руководить людьми, т.е. умением обращаться с коллегами, подчиненными, начальством. Руководитель – это человек, обладающий техническими знаниями и к тому же способностью излагать свои мысли, брать на себя руководящую роль и порождать в людях энтузиазм. Добросовестное отношение к делу, ответственность, честность, принципиальность, доброжелательность, упорство и гибкость – эти качества необходимы для достижения успеха экономиста-менеджера. Существуют различные модели, например «модель трижды семь», разработанная Я.В. Михайловым. Она содержит три уровня: 1) важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества менеджера, без которых невозможен успех работы; 2) основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям; 3) объединение сервисных требований меньшей значимости по сравнению с основными. Каждый уровень включает семь требований. 1. Функциональные требования: 1) понимание людей — психологическая интуиция, т.е. умение понять психические свойства и состояние личности; психологический такт, т.е. умение найти нужную форму общения; коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей; 2) качества лидера — способность понять, выразить и отстоять интересы людей; желание брать ответственность на себя; способность неформально влиять на окружающих; 3) знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике — грамотный выбор стиля руководства; эффективная мотивация; умение организовать подготовку и принятие решений; 4) компетентность — знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации; знание основ трудового и хозяйственного законодательства; 5) способность предвидеть развитие событий; 6) умение ставить цели — необходимо для планирования; 7) способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль — для рационального разделения труда, выбора способов контроля. Сервисные основные требования: 1) ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой, — осознание целей позволяет менеджеру судить, насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в решениях. Менеджер, не способный прояснить личные цели, не сумеет грамотно ставить цели перед коллективом; 2) стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности — проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям; 3) энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей — качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое приходится преодолевать; 4) владение стратегией эффективного мышления — способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное; 5) эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда; 6) нравственные качества, адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, — единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к недостаткам, но терпимость к людям, забота о персонале; 7) здоровье — физическое и психическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру. 3. Сервисные дополнительные требования: 1) личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы; 2) объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других; 3) гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики; 4) способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях; 5) способность находить необходимую информацию; 6) знание технических возможностей современной оргтехники; 7) способность коротко и ясно говорить о деле. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|