Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Методологические основы менеджмента.





Менеджмент— это вид управленческой деятельности c использованием системы концепций, школ, принципов методов, способов управления, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, направлены повышение эффективности деятельности организации.

Методоло́гия (учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета).

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);



- ситуационный подход.

- исследование операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- процессный подход

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, котораяизучаетзакономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасльпсихологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

Суть управления состоит в оптимальном использовании ресур­сов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Конечной целью менеджмента является обеспечение рентабельности в деятельности фирмы. Задачи управления можно рассмотреть с иной функциональной точки зрения. В этом случае к основным задачам управления относятся:

■ стратегическое управление (стратегия роста, стратегия огра­ниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

■ управление персоналом (коллективом, кадрами);

■ качеством продукции;

■ инновациями (нововведениями в организации);

■ финансовыми ресурсами;

■ материальными ресурсами и запасами;

■ информационными ресурсами;

■ временными ресурсами (сетевое планирование);

■ производительностью труда;

■ антикризисное управление предприятием;

■ управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, на­пример, стратегиями «цена — качество»);

■ управление по целям (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий пере­ход к формированию функций и процессов управления; предварительно разрабатывать ряд мероприятий для ее недопу­щения);

■ управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов (целей) — процесс ситуационного управления — контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).

Управление— это процесс планирования, организации, моти­вации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и до­стичь целей организации (М. Мескон).

При планировании (при бюджетировании) разрабатываются следующие виды планов:

-производственной мощности предприятия,

- по доходам,

- по расходам (себестоимости) в разрезе статей, элементов затрат, структурных подразделений предприятия, номенклатуры производимой продукции),

- план по налогам

- по финансовым результатам (бюджет).

1. Производственная мощность предприятия – это максимально возможный объем продукции, который предприятие может производить на имеющемся оборудовании, производственных площадях при существующей организации труда. Например, при использовании однотипного оборудования производственную мощность можно определить по формуле:

М=N*F/Т,

где N – это количество однотипных станков (например, токарных);

F – действительный годовой фонд времени работы станка. При работе в одну смену примерно F=2000 часов;

T – трудоемкость изготовления деталей на данном станке, ч.

Производственная мощность измеряется в штуках, метрах, тоннах и др. натуральных единицах, а также в стоимостном выражении: тыс., млн. рублей и др.

Знание производственной мощности необходимо для того, чтобы ориентироваться руководителю в том, какой спрос потребителей в товаре его предприятие может удовлетворить в ближайшее время.

2. Доходы.Если предприятие производит и продает Ni-х изделий, то при реализации продукции оно получит выручку (доход), равную

В= (Сi+Пi)Ni,

где m – количество наименований изделия.

Предприятие старается установить цену своей продукции таким образом, чтобы покрыть свои затраты, т.е. себестоимость, и иметь прибыль. Исходя их данного подхода, цена изделия определяется по формуле

Цi= Сi + Пi

где Сi – плановая полная себестоимость i-го изделия;

Пi – плановая прибыль i-го изделия.

3. Себестоимость продукции – это текущие затраты, необходимые на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Себестоимость продукции включает следующие виды затрат:

- основные материалы;

- основную и дополнительную зарплату производственных рабочих;

- отчисление в социальные фонды (пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования);

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- внепроизводственные расходы.

К основным материалам относят те материалы, из которых изготовляется товар: металлы, пластмасса, древесина, ткань и множество других. Наименование и количество материальных ресурсов, необходимых для производства товара, определяется по конструкторским чертежам. К основным материалам не относят тот же металл, древесину, идущих на ремонт оборудования, зданий, сооружений.

Процесс установления минимального количества материалов, т.е. норм, из которых можно изготовить товар, называется нормированием. Этот процесс осуществляет или конструктор, или нормировщик.

В основную и дополнительную зарплату включает зарплату тех рабочих, которые непосредственно видоизменяют материал в готовое изделие. Это могут быть токари, шлифовальщики, слесари и другие рабочие.

Зарплата может рассчитываться по различным формам и системам оплаты труда. Существует две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Повременная форма имеет две системы: прямая повременная и повременно-премиальная. Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем: индивидуальная прямая сдельная, сдельно премиальная, косвенно-сдельная, сдельно-прогрессивная и др.

При повременной форме труд оплачивается по тарифу за 1 час работы или по окладу и не зависит от объема выполненных работ. При сдельной форме зарплату начисляют по расценкам и за фактически выполненный объем работ, например, при индивидуальной прямой сдельной:

Зи.с.= Pi *Qi

где Pi – расценка за выполнение i – го вида работ;

Qi – фактически выполненный объем работ i-го вида;

m – количество видов работ.

Отчисления в социальные фонды (единый социальный налог (ЕСН)) осуществляются в размере 26% от начисленной зарплаты и включаются в себестоимость.

Общепроизводственные расходы – это расходы по содержанию, эксплуатации, ремонту (кроме капитального ремонта) оборудования, зданий, сооружений производственных подразделений (цехов, участков), по содержанию администрации этих подразделений.

Общехозяйственные расходы – это расходы по содержанию, эксплуатации, ремонту (кроме капитального ремонта) оборудования, зданий, сооружений подразделений общезаводского характера (дирекции, бухгалтерии, канцелярии, отдела кадров, охраны предприятия и т.п.), а также по содержанию административно-управленческого и вспомогательного персонала предприятия (зарплата с ЕСН, командировочные расходы и т.п.).

В общепроизводственные и общехозяйственные расходы включают:

- амортизацию основных фондов;

- основную и дополнительную зарплату рабочих, ремонтирующих, обслуживающих, содержащих основные фонды с отчислениями в социальные фонды;

- основную и дополнительную зарплату администрации производственных цехов, предприятия с отчислениями в социальные фонды;

- расходы на материалы, на запасные части, связанные с содержанием, обслуживанием, ремонтом основных фондов;

- расходы на электроэнергию и др. виды энергии.

- износ малоценных и быстро изнашивающихся приспособлений и инструмента;

- прочие.

Амортизация – это процесс постепенного переноса стоимости основных фондов на себестоимость выпускаемой продукции с целью накопления денежных средств на капитальный ремонт или реновацию (восстановление, т.е. приобретение). Может быть рассчитана по формуле

А=Ко.ф.*а/100,

где а – норма амортизационных отчислений, которая устанавливается правительством для каждой группы основных фондов. Для металлорежущего оборудования средней массы около 11 %;

Ко.ф – стоимость соответствующей группы оборудования.

Для планирования расходов на ремонт оборудования на предприятии разрабатывается график ремонта оборудования, затем по справочникам или тех. паспортам определяют нормы расхода запасных частей, материала, необходимых на тот или иной вид ремонта. Затем, исходя из сложившегося уровня цен на запасные части и материалы, определяют денежную сумму на их приобретение.

Расходы на зарплату слесарей по ремонту и др. ремонтников определяют из трудоемкости ремонтных работ и расценок за один норма-час работы.

Кроме амортизации и расходов на материалы и зарплату в расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включаются расходы на различные виды энергии: электроэнергию, газ, кислород, аргон, сжатый воздух.

Все ранее перечисленные расходы являются производственными, т.е. связанные с производством продукции. Кроме производственных расходов существуют затраты на реализацию продукции – непроизводственные затраты.

4. Финансовые результаты (прибыль, рентабельность, дивиденды, объем капитальных вложений и др.). Прибыль от реализации единицы товара i – го наименования равна Пi = Цi – Сi, от продажи m - наименований:

Пi = (Цi – Ci) Ni

где Ni – объем продаж i-х изделий.

Предприятие из образовавшейся прибыли платит налог на имущество, налог на землю, штрафные санкции, а из оставшейся части уплачивает налог на прибыль; после уплаты этого налога оставшуюся часть предприятие распределяет по своему усмотрению:

- на выплату дивидендов по акциям или по вкладам;

- в резервный фонд;

- на развитие производства или на иные инвестиции.

Если предприятие имеет прибыль, то оно является рентабельным. Различают следующие виды рентабельности: общая, расчетная, по себестоимости, по себестоимости за вычетом материальных затрат (по труду), продаж.

Общая рентабельность рассчитывается в случае необходимости оценки работы основных фондов и нормированных оборотных средств, по формуле

Робщ.=Пб/(К+О),

где К – стоимость основных фондов;

О – стоимость нормированных оборотных средств;

Пб – балансовая прибыль.

Расчетная рентабельность:

Рр=(Пб-Sб-Sк)/(К+О),

где Sб – платежи в бюджет;

Sб – платежи за кредит.

Рентабельность по себестоимости:

Рс=Пб/С,

где С – полная себестоимость.

Данный вид рентабельности чаще всего используется в России при планировании прибыли в случае установлении цены i-го изделия Цi= Пi+Сi = Сi + Рс* Сi. При рентабельности по себестоимости 10% Цi =1,1Сi, Фирмы развитых странах планируют цены, исходя из уровня рентабельности 8% - 10 % от цены.

Рентабельность по себестоимости за вычетом материальных затрат (по труду):

Робщ.=Пб/(С-М),

где М – материальные затраты.

Капитальные вложения.Вкапитальные вложения включают следующие виды затрат: на техническое перевооружение, реконструкцию, строительство нового производства. Источниками финансирования капитальных вложений являются: чистая прибыль, амортизация, кредиты в банках, денежные средства от продажи акций и др.

Кредиты выдают банки, инвестиционные фонды и др. кредитные организации на условиях залога имущества, возвратности, платности и под какие-то конкретные проекты. Для того чтобы гарантировать возврат денежных средств, банки берут в залог ликвидное имущество предприятия: станки, здания и другие материальные ценности, которые в случае не возврата кредита можно быстро продать. В целях страховки, банк выдает кредит не на полную стоимость имущества, которое оно берет в залог. За выдаваемый кредит кредитные организации взимают плату ежемесячно из расчета около 12-18 % годовых.

 

При наличии планов осуществляется организация их исполнения. При планировании и организации работы ру­ководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная орга­низация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.

С одной стороны, организовать — значит создать некую структуру предприятия, которая дает возмож­ность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. С другой стороны, организация как процесс представляет собой функцию по координа­ции многих задач.

Организация, как структура, характеризуется рядом основополагающих признаков:

- цели, стоящей перед ней. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действием ее членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач.

- наличие в ней некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию ее цели;

- наличие внутреннего координирующего центра (в крупных организациях центров может быть несколько, один из которых – главный, а остальные как бы периферийные, подчиняющиеся ему). Цент придает организации стабильность, устойчивость внутренним и внешним связям, что представляется важным условием ее нормального функционирования и развития;

- координация всех ее внутренних процессов на основе принципа саморегулирования. Суть саморегулирования состоит, в том, что организационный центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации, и координирует действия ее членов;

- пятым признаком организации можно считать ее обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций;

- организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, всего того, что отличает данную организацию от других. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время, посредством целенаправленного воспитания и обучения, она прививается новичком, одновременно обогащаясь теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.

Существует два основных аспекта организационно­го процесса:

1) деление организации на подразделения соответственно целям стратегии;

2) делегирование полномочий.

 

Управленческая работа требует деления по горизонтали и вертикали. При делении труда по горизонтали все работы разделяются на виды и сложности. Соответственно работники подбираются по профессии и уровню квалификации. Горизонтальный принцип разделения труда — это расстановка руководителей во главе отдель­ных подразделений, отделов, а вертикальный — создание и ерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделен­ную управленческую работу для достижения целей организации.

Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и дру­гих к деятельности для достижения личных целей или целей органи­зации.

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возника­ющих проблем. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Любая организация находится и функционирует в среде. В менедж­менте под средой организациипонимают наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют приня­тия управленческих решений, направленных на их управление либо при­способление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.

Под внутренней средой организациипонимают хозяйственный организм охватывающий все производственные, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, вхо­дящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятель­ности.

Все факторы внешней среды организации можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).

Факторами прямого воздействияявляются: потре­бители, поставщики сырья и материалов, капи­тала и трудовых ресурсов, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления (рис. 4.1).

Рассмотрим влияние тех или иных сил, субъектов, факторов на деятельность предприятия.

Структурные подразделения предприятия - это финансовая служба, служба материально-технического снабжения, производство, бухгалтерия и другие структурные подразделения предприятия. Менеджеры должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства, а также учитывать наличие денежных средств, запасы материальных ресурсов, производственную мощность предприятия, уровень квалификации рабочих и другую информацию, характеризующую положение дел на предприятии.

Потребители – предприятия, отдельные физические лица, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать и покупать товар продавца. Менеджеры должны понимать, что на поведение потребителей при покупке товара оказывают влияние качество товара, своевременность исполнения заказов, уровень цен, культура производства и др. факторы.

Относительно поставщиков, обеспечивающих предприятие материальными ресурсами менеджеры маркетинговой, плановой и др. служб должны следить за ценами их ресурсов, знать их возможности по производственной мощности, по обеспечению качества продукции.

Маркетинговые посредники - это предприятия, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении товаров среди потребителей. К ним относятся: предприятия по организации товародвижения (железнодорожные, автотранспортные предприятия, складские базы и другие организации), агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения. Менеджерам соответствующих служб необходимо знать тарифы перевозок, хранения, состояние транспортных средств, чтобы выбрать самые экономичные методы отгрузки, транспортировки с учетом скорости, объема поставок и сохранности груза.

Кредитно-финансовые учреждения - это кредитные и страховые компании, которые осуществляют кредитование сделок, страхование от риска. Относительно этих организаций менеджеры по финансам собирают информацию о величине кредитных процентных ставок, об оперативности получения кредита, об условиях выдачи и получения кредита.

Конкуренты.Чтобы бороться с конкурентами необходимо установить степень насыщенности территориальных рынков теми или иными товарами, маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов, отличительные преимущества конкурентов, степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества.

Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывает влияние на ее способность достигать указанных целей, например, инвестиционные компании, брокерские предприятия, акционеры, СМИ, налоговая инспекция, ГАИ, защитники окружающей среды, а также собственные работники предприятия. Все они могут повлиять на производство и сбыт товаров, их распространение.

Перечисленные группы зависят от внешних сил макросреды, к которой следует отнести экономику, политику, культуру и др. Большая часть факторов внешней среды является неконтролируемой, однако предприятия должны за ними следить и должным образом на них реагировать. К внешней среде следует отнести демографические, экономические, природные, политико-правовые, научно-технические, социально-культурные факторы.

Демографические факторы (численность, плотности, возраст, уровень образования населения и др.) влияют на рынок труда, уровень зарплаты в регионе. Экономическая среда.

Экономическая среда (уровень текущих доходов населения, цен, сбережений, доступность кредита, уровня безработицы, инфляции, стоимости получения кредита, подъем, спад, кризис экономики) воздействует на деятельность организации, в частности:

• покупательскую способность потребителей;

• стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);

• возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита);

• валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;

• возможность получения организацией внутренних и внешних займов;

• условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

Природная среда. Экономическое развитие общества зависит от невозобновляемых видов природных ресурсов и в большей степени от углеводородов. В связи с этим ведется поиск альтернативных энергоносителей. С другой стороны рост загрязнений создает рынок средств (фильтры, очистители, агрегаты) по борьбе с ними.

Научно-техническая среда. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, расширяя возможности производства существующих товаров и услуг, создает условия для появления новых товаров, повышая тем самым эффективность бизнеса.

Примерами новых технологий, которые существенно отразились, на деятельности организации и общества в целом, могут служить: компьютерная, лазерная, микроволновая и полупроводниковая технология, интегральные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических видов топлива и продуктов питания, генная инженерия, новые материалы, биотехнология и др.

Политико – правовая среда. Складывается из законодательных актов, регулирующих деятельность предприятия, в том числе налогового законодательства, создает условия для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества.

Культурная среда. Основные культурные ценности общества находят выражение в отношениях людей к самим себе, к другим членам общества, к обществу в целом, к природе. Факторы культурного порядка отражаются в системе ценностей общества, традициях, жизненных установках населения, стереотипах поведения, Влияют на организацию.

Особенности среды внешнего окружения заключаются в ее сложности и подвижности, а также неопределенности и поэтому они являются основными проблемами.

 

Средства и методы менеджмента. Метод (от греч. methodos — исследование) — это способ исследо­вания явлений природы, подход к изучаемому явлению, планомерный путь к установлению истины. Так, метод есть прием, способ или образ действия.

Необходимо различать методы:

1) управляющего воздействия, имеющие внешнее юридически-властное значение и выражение, которые являются собственно мето­дами управления;

2) организации работы аппарата управления, имеющие исклю­чительно внутриаппаратное значение;

3) свершения определенных управленческих действий — мето­ды процедурного характера.

С общетеоретических позиций действие методов любой деятель­ности проявляется в виде убеждения и принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведе­ние участников управленческих отношений путем проведения воспи­тательных, разъяснительных, рекомендательных, Поощрительных мер в основном морального воздействия. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае нерезультативно­сти убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Методы управления могут иметь в своей основе объективные закономерности, присущие производству как объекту управления, и специфику отношений, складывающихся в процессе совместного тру­да. По этому признаку методы управления подразделяют на три груп­пы: административные, экономические и социально-психологические. Из множества классификаций методов управления последняя явля­ется наиболее удобной и часто используемой в менеджменте.

Административные методы квалифицируются в качестве спо­собов и средств прямого или внеэкономического управляющего воз­действия со стороны субъектов управления на соответствующие объек­ты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управ­ления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.

Прямое их направление означает, что субъект управления при­нимает управленческое решение, обязательное для адресата управле­ния. Административные методы ориентированы на такие мотивы по­ведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их со­ответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы управления являются организаци­онно-распорядительными, т.е. основанными на силе и авторитете вла­сти, например указах, законах, постановлениях, приказах, распоряжениях, указаниях, инструкциях и т.д.

Экономические методы представляют собой способы или сред­ства экономического или косвенного воздействия со стороны субъек­тов управленческой деятельности на соответствующие объекты управ­ления.

экономические методы основаны на материаль­ном стимулировании коллективов и отдельных работников, исполь­зовании экономического механизма управления.

Экономические методы управления включают в себя:

■ технико-экономический анализ и обоснование;

■ планирование;

■ материальное стимулирование;

■ кредитование;

■ ценообразование;

■ участие в прибылях и капитале;

■ налогообложение;

■ установление экономических норм и нормативов;

■ страхование;

■ установление материальных санкций и дотаций.

Социально - психологические методы используют индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Социальные процессы идут на четырех уровнях:

3) уровне всего общества (государства);

4) коллектива (организации);

5) рабочей группы;

4) индивида(личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процес­сов, относятся: демографические факторы, возраст, пол, этническая принадлежность, уровень образования и квалификация, размер рабо­чей группы, психологический климат.

Социально-психологические методы включают в себя:

■ проведение социального анализа в коллективе работников;

■ социальное планирование;

■ создание творческой атмосферы в коллективе;

■ участие работников в управлении;

■ социальное стимулирование развития коллектива;

■ удовлетворение культурных и духовных потребностей;

■ формирование коллективов, групп, нормального психологи­ческого климата;

■ установление социальных норм поведения;

■ развитие у сотрудников инициативы и ответственности;

■ установление моральных санкций и поощрений.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.