|
Тема 1. Сущность и эволюция менеджментаМенеджмент в системе понятий рыночной экономики. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школа менеджмента. Особенности российского менеджмента. В теории и на практике понятие «менеджмент» связано с понятием «управление». Определенное различие английского понятия «менеджмент» и русского понятия «управление» состоит в том что, если рассматривать управление не только организациями, но и техническими системами, то понятие «управление» представляется в более общем смысле, чем понятие «менеджмент». Менеджмент - особый вид управленческой деятельности. Когда говорят о менеджменте, почти всегда подразумевают «менеджера» -, т. е. субъект управления, и организацию – группу людей, которые объединены для достижения какой-то цели (объект управления). Организации существуют почти столько же, сколько существует мир, однако не стоит все же называть менеджментом управление людьми припервобытнообщинном строе или ведении феодального хозяйства. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмента выделился в конце XIX века. Термин «менеджмент» (от лат. manus — рука) первоначально использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже он был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. «Словарь иностранных слов» определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством. В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова рассматривают менеджмент как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсам. Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административную единицу. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено). Разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций. Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др. В Квалификационном справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. С понятием менеджмент тесно связаны понятия бизнесмен, предприниматель. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенного товара. Бизнесмен – это владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Он может быть собственником (владеть акциями, вкладом), в подчинении которого никто не находится, т.е. не работать в должности менеджера. Менеджер обязательно занимает управленческую должность. Более частный случай бизнеса – это предпринимательство. Главной характеристикой предпринимателя является насущная потребность постоянно начинать что-то новое. Готовность что-либо инициировать отличает, прежде всего, предпринимателя от менеджера любой крупной компании. Значение менеджмента. Один из лидеров японского бизнеса Матисито отмечал, что современные предпринимательские организации выполняют важную роль – это поддержание общественной жизни. Пища, одежда, жилье становятся доступными людям в результате производства и распределения. Получая работу, люди получают пользу. Чтоб достичь этих социальных целей, каждая организация должна поддерживать свое здоровое и работоспособное состояние. Это зависит от эффективности управленческих решений и действий. Для того чтобы организация могла добиться реализации поставленных целей, необходимо координация задач, действий по их достижению Выделяют следующие факторы возникновения менеджмента: ■ рыночные отношения; ■ индустриальный способ организации производства; ■ появление акционерной собственности. Таким образом, менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического анализа. Обобщая информацию из литературных источников можно выделить следующие понятия современного менеджмента: а) Менеджмент как искусство. Понятие менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых взаимодействую многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. б) Менеджмент как наука. На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная в виде концепции, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций. в) Менеджмент как обособленный вид профессиональной деятельности, направленный на обеспечение достижения целей организации наиболее эффективным способом, в том числе: § Менеджмент как организация управления предприятием, направлен на создание эффективной системы организации управления и ее постоянное совершенствование применительно к изменениям рыночной среды (создание гибких и экономичных функциональных и организационных структур, высокоэффективные системы управления, рациональное информационное обеспечение, широкое применение комплекса современных технических средств в управлении). § Менеджмент как процесс принятия управленческих решений (результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней и внутренней среды, разработка, выбор и обоснование наиболее эффективных вариантов управленческих решений на основе широкого применения современных экономико-математических методов, оценка степени риска принимаемых управленческих решений и методы сглаживания риска, система контроля за исполнением управленческих решений). § Менеджмент как управление людьми в процессе реализации ими целей предприятия (эффективные методы управления персоналом, современные стили руководства, создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата, групповое управление и лидерство, мотивация трудовой деятельности). Следует помнить, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга, являются взаимосвязанными, и преобладание того или иного содержания понятия «менеджмент» определяется состоянием рынка, экономики в целом, уровнем развития техники, естественных и гуманитарных наук, духовными ценностями, уровнем интеллекта и многим другим. Эволюция менеджмента (школы менеджмента). Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Публикацией книги Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления», традиционно считающейся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Естественно, что осознание этой необходимости развивалось эволюционно: промышленная революция в Англии, распространившаяся затем на весь мир, формирование промышленного бизнеса, новые промышленные технологии, рост сложности и квалификации промышленных работ, отсутствие в то время государственного регулирование рынка привело к формированию монополии крупных отраслей и предприятий, настолько крупных, что они потребовали формализованных способов управления. Был разработан ряд подходов, в том числе: 1. Научное управление (1885- 1920 г.г.) Дана школа наиболее тесно связана с работами Ф.У.Тейлора, Ф.Гилбрета, Л.Гилбрета, Г.Гантта, и по своей сущности, ориентирована на повышение эффективности организации и управления производственными процессами. Анализ содержания работ, их дифференциация на отдельные операции и трудовые приемы, объединение и разъединение трудовых операций и приемов, хронометраж и нормирование работ, установление стандартных процедур выполнения работ, разделения труда и расстановка работников, планирование работ – ставили своей целью снижение трудоемкости работ и увеличение их объемов. Эта школа признавала, что работы по планированию и анализу (управление) – это отдельная, которая должна быть отдельна от производственных операций, и предприятие в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредотачивается на том, что она делает успешнее всего. 2. Классическая (административная) школа в управлении (1920 – 1950 г. г.). Данная школа наиболее тесно связана с трудами А.Файола, Л.Урвика, Д.Муни. Эта школа начала заниматься выработкой подходов к управлению предприятием в целом (а не только производственным процессом, как Ф.Тейлор). Цель классической школы – создание универсальных принципов управления, одинаково пригодных для любого предприятия и затрагивающих два основных аспекта управления: а) рассмотрение управления как процесса, состоящего из реализации определенных функций управления; б) построение структуры организации и управления работниками (принципы разделения управленческого труда, единоначалие полномочий и ответственности и т.п.) 3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950 г.г.). Наиболее тесно связана с трудами М.Фоллета, Э.Мэйо, А.Маслоу. Основу этой школы составляло положение о том, что человеческий фактор – основной элемент эффективной деятельности предприятия. Было установлено, что мотивами поступков людей являются в основном не столько экономические силы, сколько различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, данная школа полагала, что если руководство проявляет больше заботы о своих работниках, то и уровень их удовлетворенности работой будет возрастать, а это, в свою очередь, должно привести к росту производительности труда. 4. Школа поведенческих наук (1950 г. – настоящее время). Сформировалась в связи с развитием таких наук, как психология и социология, она значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. В самых общих чертах основной целью этой школы является изучение мотивации поведения работников с целью максимального использования потенциала каждого для реализации поставленных целей предприятий. Итог – повышение эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. 5. Наука управления или количественный подход (1950 г. – настоящее время) Основу данного подхода составляет моделирование организаций и отдельных хозяйствующих ситуаций с описанием их элементов в статике и динамике через количественно выраженные значения (параметры). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и параметрами, что позволяет довольно обоснованно прогнозировать стратегии предприятий и выбирать многовариантные эффективные управленческие решения. 6. Процессный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных управленческих функций. Каждая из управленческих функций тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех управленческих функций. В качестве таковых функций выделяются: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивирование, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок и т.п., которые объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений. 7. Системный подход рассматривает управление предприятием как открытую систему, состоящую из взаимозависимых элементов, каждая из которых способен к локальному обособленному функционированию и, вместе с тем, несет определенную функцию в системе в целом. Любой элемент системы на своем уровне может рассматриваться как система, состоящая из более мелких элементов. Системный подход к управлению предполагает, что любое изменение в ее отдельно взятом элементе ведет к изменению состояние прочих элементов и системы в целом. 8. Ситуационный подход. Представляет собой расширенную разновидность системного подхода, центральным моментом которого является ситуацию (конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на предприятие в данный временной период) и определение сопутствующих ей основных внутренних и внешних переменных, которые влияют на эффективность деятельности. Данный подход предусматривает возможность использования в своих рамках других школ и подходов в качестве инструмента применительно к решению конкретной ситуации. Вследствие многоситуационности, этот подход получает все большее распространение. Менеджмент в нашей стране зарождался неоднократно. По крайней мере, можно выделить два его рождения: первое — приблизительно в то же время, что в Европе и США (конец XIX в.), а второе — в годы перестройки. В данном случае речь идет о классическом понимании менеджмента организации как о профессиональном управлении фирмой, действующей в условиях рынка. Если принимать позицию ряда авторов о том, что управление государством также можно считать и называть менеджментом, тогда нужно признать, что он былвсегда. Однако история свидетельствует о том, что «родина» менеджмента — частный сектор, и потому смешивать эти понятия — «менеджмент» и «государственное управление» — не следует. В условиях советского хозяйствования такой вид деятельности, как менеджмент, не мог существовать в принципе, поскольку отсутствовали его предпосылки — рынок и акционерная собственность. Прежняя концепция управления базировалась на марксисткой трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства. Экономическая теория социализма обосновала необходимость реализации таких принципиальных предложений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|