Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лидерство и стиль управления.





Предприятия, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство (лидера).

С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определен­ного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает вли­яние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обла­дают определенным набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества можно было выявить, люди могли бы научиться воспиты­вать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе (табл. 8.1).Таблица 8.1

Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных людей

 

 

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к под­чиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Характеристика стилей управления


Современная теория ли­дерства обратилась к ситуационному подходу. В настоящее время уче­ные пытаются выяснить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным обстоятельствам. Результа­ты их исследований показывают, что аналогично тому, как разные си­туации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от ха­рактера конкретной обстановки. Таким образом, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Большая часть исследований сосредоточена на инструменталь­ном стиле и стиле поддержки. Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня. Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, более соответствует ситуациям, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления.

Власть и партнерство.

Власть проявляется в способности и возможности оказывать целенаправлен­ное воздействие на поведение людей. Реализуется она посредством вли­яния на деятельность других.

Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вно­сит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.

Обладающий властью индивид дол­жен получить возможность держать под своим контролем что-либо зна­чимое для исполнителя, то, что создаст его зависимость от него и заставит исполнителя действовать так, как желает он.

Во всякой организации, основывающейся на частной собствен­ности, источник власти заключен именно в институте собственности. Тот, кто владеет капитализируемой собственностью и является одновременно руководителем, обретает право власти. Эта власть может быть передана управляющим (менед­жерам). У наемного персонала, в сущности, нет иного выхода, кроме как принять эту власть.

Для эффективного осуществления формальной власти требуется находить решения, которые, с одной стороны, гарантируют обеспечение интересов организации, ас другой — исключают опасность конфронтации и социальных конфликтов.

Специалистами сначала выделялось пять базовых источ­ников власти: принужде­ние, вознаграждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма. Позже— инфор­мация, а потом и седьмой — связи. При этом все источники власти были разделены две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу, которую называют также структурно-ситу­ационной. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется.

В группу, составляющую личностную основу власти, включа­ются власть примера, экспертная власть, законная власть, власть ин­формации, потребность во власти.

Власть примера (эталонная власть) связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его при­влекательности, наличию у него харизмы.

Под экспертной властью понимается способность руководите­ля влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уров­ня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Исполнитель верит, что влияющий об­ладает знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

Если руководитель обладает законной властью, то исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг — подчиняться им. Он исполняет приказания руководителя, так как тра­диция учит, что подчинение приведет к удовлетворению его потреб­ностей, поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть действенна тогда, когда подчиненный пови­нуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, так как им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструмен­том, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

Власть информации базируется на возможности доступа к нуж­ной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю при­нимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть.

Мотивационная теория Д. Мак-Клелланда акцентирует внима­ние на потребности во власти как желании иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в следующем: дача настойчи­вых советов и стремление оказать помощь, вызов эмоций у других, укрепление своей репутации.

В группу, составляющую организационную основу власти, вхо­дят в качестве источников власти: принятие решения, вознагражде­ние и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.

Принятие решения как источник власти проявляется в той сте­пени, в которой носитель этой власти может воздействовать на весь процесс принятия конкретного решения. Современная практика управления фактически исключает принятие решения одним человеком. Почти все решения в той или иной мере — групповые, так как в их подготовке, принятии и выполнении участву­ет более чем один человек.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. Исполнитель верит, что влияющий имеет возмож­ность удовлетворить насущную потребность или доставить удоволь­ствие. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получае­мой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Власть вознаг­раждения — это один из самых давних и широко используемых источ­ников власти в организации, который является достаточно эффектив­ным способом влияния на людей.

Принуждение как источник власти строится на реализации ру­ководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.

Организация для своего функционирования нуждается в раз­личных ресурсах, таких как сырье и материалы, рабочая сила, финан­совые средства, оборудование и инструменты и т.п. Важность получе­ния требуемого количества того или иного ресурса очевидна. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти над ресурсами.

Власть связей строится на способности индивида воздейство­вать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого инди­вида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

Наряду с традиционными формами и источниками власти в со­временном менеджменте формируются две формы партнерского вли­яния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудниче­ству, — убеждение и участие.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.