Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

«Сестринский уход при патологии органов чувств»

Для специальности среднего профессионального образования

Сестринское дело»

 

Составитель:

Методист УМЦ, преподаватель

Полюкова М.В.

 

Санкт-Петербург

2016 г


 

Содержание

 

1. Лекция № 1. Система организации оториноларингологической службы. Методы исследования ЛОР-органов 3 – 7 стр.
2. Лекция № 2. Заболевания носа, придаточных пазух. Принципы лечения и ухода 8 -13 стр.
3. Лекция № 3. Заболевания глотки. Острый и хронический фарингит. Ангины. 14 – 20 стр.
4. Лекция № 4. Заболевания гортани и трахеи. Острый и хронический ларингит. 21 – 25 стр.
5. Лекция № 5. Заболевания уха. 26 – 38 стр.
6. Неврологические осложнения при заболеваниях ЛОР органов 39 стр.
7. Заключение 40 стр.
8. Приложения: 41-52 стр.
  a) Памятка пациенту при острых заболеваниях ЛОР-органов b) Памятка пациенту при хронических заболеваниях ЛОР-органов c) Схема учета оказания неотложной ЛОР помощи d) Методики проведения лечебных манипуляций при заболеваниях ЛОР органов e) Памятка по проведению лечебных манипуляций на ухе и по уходу за больным после оперативных вмешательств f) Памятка по проведению лечебных манипуляций на глотке и трахее и по уходу за больным после оперативных вмешательств g) Памятка по проведению лечебных манипуляций на носу и придаточных пазухах, и по уходу за больным после оперативных вмешательств 41 стр.   42 стр.   43 стр. 44 стр.   45-47 стр.     48-50 стр.     51-52 стр.

ЛЕКЦИЯ №1



Система организации оториноларингологической службы. Методы исследования ЛОР-органов.

 

Цель: подготовить эрудированную медсестру, знающую основы оториноларингологии

Уровни освоения:

Знания:

1. Определение оториноларингологии

2. О методах эндоскопического и функционального исследования ЛОР – органов.

3. Основных симптомов и принципов лечения ЛОР - заболеваний.

4. Об обязанностях медсестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах ORL.

5. Исследование уха и вестибулярного аппарата.

6. Исследование носа и придаточных пазух.

7. Исследование глотки и гортани.

 

План лекции:

1. Введение в оториноларингологию.

2. Использование лобного рефлектора. Методы исследования носа и околоносовых пазух, наружного и внутреннего уха, глотки, гортани.

3. Профессиональные заболевания ЛОР-органов.

4. Обеспечение сестринского процесса.

 

ВВЕДЕНИЕ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЮ

 

Оториноларингология - это наука, изучающая строение, функции и заболевания уха, носа, гортани и глотки. Как самостоятельная медицинская дисциплина оториноларингология существует совсем недавно, поскольку некоторые из современных методов обследования уха, горла и носа стали известны только в течение последних 100-120 лет. Фактически 120 лет назад, когда медицина уже имела многовековую историю развития, дисциплины, изучающей болезни уха, горла и носа ещё не существовало. Это не значит, что не было больных, страдающих заболеваниями уха, горла и носа, однако врачи не имели возможности при жизни больного произвести хотя бы простой осмотр ЛОР - органов, располагающихся достаточно глубоко и недоступных для обследования невооруженным глазом. Врачам не были известны также функции ряда органов или образований.

Формирование оториноларингологии происходило постепенно, и она выделилась в самостоятельную медицинскую науку в основном в хирургии и терапии. Именно врачи общего профиля занимались лечением больных с разнообразными заболеваниями уха, горла и носа. Поскольку сведения о строении, функции ЛОР органов постепенно расширялись, возникла необходимость во врачах, специально занимающихся вопросами, связанными с болезнями уха, горла и носа.

Создание в России первой ЛОР клиники относится к 1892 году. Академик Н. П. Симановский при Военно-медицинской академии в Петербурге организовал единую кафедру болезней уха, горла и носа. С 1922 года преподавание оториноларингологии стало обязательным для всех медицинских факультетов.

Заболевания ЛОР органов - это, наверное, самые распространенные болезни. Нет ни одного живого человека, у которого ни разу не было бы простуды, которая сопровождается насморком, болями в горле или кашля. А поскольку в нашем организме все взаимосвязано, то болезнь одного органа может привести к возникновению заболевания в другом органе. Простая, на первый взгляд, ангина может дать осложнения на сердце, почки или суставы.

Поэтому болезни ЛОР органов необходимо предупреждать и своевременно лечить. А для этого необходимо знать, как они (эти органы) устроены и функционируют, какую роль в жизни человека играют.

При изучении анализа локализации заболеваний ЛОР органов, значительную часть оториноларингологической патологии занимают заболевания носа и околоносовых пазух. На втором месте - заболевания уха и сосцевидного отростка. Возросло, и продолжает неизменно расти, количество онкологических заболеваний гортани.

За последние годы, с ростом и улучшением специализированной лечебной помощи, особенно с внедрением новых химиопрепаратов и антибиотиков, а также высокой точности диагностических аппаратов, изменились клиническое течение и исход заболеваний. В соответствии с этим построен тематический план занятий.

 

Методы исследования пациентов с ЛОР патологией.

Для исследования области головы и шеи требуются инструменты, которые необходимо приготовить медицинской сестре: отоскоп, лобный рефлектор, источник света и различные зеркала (носоглоточное, гортанное зеркало, носовое зеркало). Проведение осмотра требует практики и терпения. Воспаленные ткани острее, чем здоровые, реагируют на различные раздражения, на технические погрешности при проведении той или иной процедуры, не говоря уже о травме. Прежде чем приступить к осмотру, необходимо разложить инструменты по порядку. Правильно организовав рабочее место, вы обеспечите возможность тщательного и подробного осмотра любого больного, а это в свою очередь позволит избежать осложнений при лечебно-профилактических манипуляциях.

 

Методы исследования наружного и внутреннего уха.

Исследование наружного и среднего уха начинают с целенаправленного опроса, который позволит ориентироваться в характере заболевания, локализации патологического процесса.

  • Осмотр, пальпация области наружного уха, области сосцевидного отростка
  • Отоскопия.

Методика отоскопического исследования.

Голову больного необходимо наклонить к противоположному осматриваемому уху плечу; уверенно, но мягко взяться за ушную раковину, оттянуть ее вверх и назад, одновременно вводя внутрь зеркало. Таким способом выпрямляется слуховой проход, что обеспечивает оптимальный визуальный осмотр. Ушную воронку следует вводить осторожно на глубину 1- 1,5 см. После того, как воронка будет правильно введена, луч света направляют так, чтобы осветить барабанную перепонку.

 

Методы исследования глотки.

  • Задняя риноскопия
  • Пальпация носовой части глотки для определения степени заполнения носовой части глотки новообразованием или аденоидами
  • Рентгенография носовой части глотки в боковой проекции
  • Фарингоскопия - осмотр средней части глотки. Использование шпателя при осмотре ротовой полости.

Усадить больного таким образом, чтобы лобный рефлектор отражал свет на полость рта. Встать справа от пациента, положить правую руку ему на затылок. Не просите пациента высунуть язык, так как это может вызвать рвотный рефлекс. Держа шпатель в левой руке, надавить его кончиком в центр языка, прижимая и слегка оттягивая язык вперед. Направите свет на верхнюю часть глотки. Для проведения полного осмотра ротовой полости, поворачивать голову пациента по ходу луча света. Голова исследователя должна оставаться неподвижной, чтобы не сбить фокус света.

  • Осмотр нижней части глотки

 

Принципы лечения и ухода.

 

Цель: сформировать у студентов представления и знания о заболеваниях носа и придаточных пазух, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Уровни освоения:

Знания:

1. Механизмы развития патологического процесса при заболеваниях носа и придаточных пазух.

2. Актуальность болезней носа.

3. Основные причины и факторы риска развития изучаемых заболеваний.

4. Клинические проявления, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами.

5. Организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

6. Роль медсестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

7. Роль медсестры в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий

План лекции:

1. Ринология. Анатомо-физиологические особенности строения носа. Кровоснабжение и иннервация носа. Особенности развития у детей.

2. Придаточные пазухи носа (ППН) и их воспаление.

3. Заболевания. Травмы носа. Инородные тела.

4. Сестринский процесс при заболе6ваниях носа и ППН.

РИНОЛОГИЯ

По клинической анатомии нос принято разделять на наружный нос и полость носа.

Наружный нос можно сравнить с трехгранной пирамидой, основание которой обращено кзади. Верхняя, узкая часть наружного носа, граничащая с лобной областью, называется корнем носа, книзу от которого, находится спинка, которая переходит в верхушку носа. Боковые поверхности наружного носа образуют крылья наружного носа. Кожа корня, спинки и боковых скатов носа тонкая, хорошо смещается и поэтому может быть широко использована при различных пластических операциях. Кожа, покрывающая крылья носа и его кончик, наоборот, очень прочно сращена с подлежащими тканями и собрать ее в складку здесь не удается. В коже крыльев и кончика носа имеется очень много сальных желез, при хроническом воспалении которых, а также при закупорке выводных протоков, могут развиваться угри.

Так как кровоснабжение наружного носа имеет характерные особенности, главным образом за счет оттока венозной крови, это обстоятельство делает чрезвычайно опасным развитие фурункула в области наружного носа и верхней губы, из-за возможности распространения гнойных эмболов по венозным путям в полость черепа, что может привести к сепсису.

Полость носа перегородкой разделяется на две, соответственно правую и левую половины. Спереди полость носа сообщается с окружающей средой, а сзади через хоаны- с верхней частью глотки. Три выступа на боковой стенке носа называют носовыми раковинами: верхняя, средняя и нижняя. Под каждой носовой раковиной определяется щелевидное пространство - носовой ход. Соответственно имеются нижний, средний и верхний носовые ходы.

В нижний носовой ход под передним концом раковины в полость носа открывается носослезный канал, по которому оттекает слеза. В средний носовой ход открывается большинство околоносовых пазух носа (верхнечелюстная, лобная, передние и средние клетки решетчатого лабиринта).

 

 

У детей раннего возраста носовые ходы сужены носовыми раковинами. Нижняя носовая раковина плотно прилегает ко дну полости носа. Поэтому у детей раннего возраста даже незначительное воспаление слизистой оболочки полости носа приводит к полному выключению носового дыхания, расстройству акта сосания.

Слизистая оболочка полости носа выстилает две условно разделяемые зоны - обонятельную и дыхательную. На всем протяжении слизистая оболочка дыхательной зоны прочно связана с подлежащими и хрящевыми образованиями. Толщина её около 1 мм. Подслизистый слой отсутствует.

В переднем отделе перегородки носа можно выделить особую зону, площадью около 1 см2, где скопление артериальных и особенно венозных сосудов велико. Это кровоточивая зона носовой перегородки носит название «киссельбахово место», именно из этой области возникает чаще всего носовое кровотечение.

Обонятельная область захватывает верхние отделы средней раковины, всю верхнюю раковину и располагающуюся напротив неё верхнюю часть носовой перегородки.

Околоносовые пазухи носа - воздухоносные полости, располагающиеся вблизи полости носа и сообщающиеся с ней. К ним относятся верхнечелюстные (гайморовы) пазухи, лобные, ячейки решетчатой кости, клиновидная пазуха, разделенная перегородкой на две части.

Нос и его придаточные пазухи

Значение носового дыхания. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и контактируя со слизистой оболочкой, претерпевает ряд существенных изменений. Происходит его увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также в значительной степени и обеззараживание. Отмечено, что количество микроорганизмов, проникающих в нижние дыхательные пути при правильном носовом дыхании, в 10 раз меньше, чем при дыхании ртом!

Таким образом, полость носа, помимо дыхательной функции, выполняет защитную, обонятельную, а также резонаторную функции.

Фурункул носа и фолликулит

1 этап сестринского процесса: сбор анамнеза. Какие вопросы следует обязательно задать при сборе анамнеза у пациента с травмой:

Когда случилась травма?

Каков механизм травмы?

Было ли у пациента носовое кровотечение?

Изменился ли внешний вид носа?

Чувствует ли пациент затруднение дыхания?

Как правило, травмы носа сопровождаются носовыми кровотечениями.

2 этап сестринского процесса: постановка проблем пациента и сестринского диагноза. На данном этапе медицинская сестра должна определить приоритетные проблемы пациента. Проблемы пациента, оказывающие непосредственное (или даже пагубное) влияние на состояние пациента, обладает первичным приоритетом. Проблемы пациента с промежуточным приоритетом не связаны с экстремальными или опасными для жизни ситуациями, наступающими в связи с заболеванием. Проблемы вторичного приоритета – потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию.

Например, носовое кровотечение, вызванное повышением артериального давления, с сопутствующим заболеванием – искривление носовой перегородки.

1. Проблемой первичного приоритета в данном примере – остановка носового кровотечения;

2. проблема с промежуточным приоритетом – снижение артериального давления до нормы для данного пациента;

3. проблема вторичного приоритета – оперативное лечение искривленной носовой перегородки в плановом порядке.

Примеры сестринских диагнозов при заболеваниях носа и околоносовых пазух:

Затрудненное носовое дыхание

Болезненность в носовых ходах, обусловленная травмой

Носовое кровотечение

Выделения из носа (при гипертрофическом рините)

Деформация наружного носа

Приступ чихания

Головные боли (боль в ухе, зубах)

Боль в носу от тампонады (от травмы)

Боль в носоглотке от задней тампонады

Пульсирующая боль в проекции воспаленной пазухи

Повышенная температура

Снижение (отсутствие) функции обоняния.

 

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите функции носа.
  2. Назовите пазухи носа.
  3. Перечислите способы оказания неотложной помощи при носовом кровотечении.
  4. Действия медсестры при удалении инородного тела носа у детей.

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Заболевания глотки.

Структура и отделы глотки

Стоит отметить, особенности строения глотки таковы, что ее можно условно разделить на 3 основные части, а именно:

  • Носоглотка. Верхняя часть глотки, которая непосредственно соединяется с ротовой полостью и гортанью.
  • Ротоглотка. На деле выглядит, как плавное продолжение носоглотки. В

ротоглотке располагаются: мягкое небо человека, небные дужки, и спинка языка, именно она отделяет ротоглотку от полости рта. Мягкое небо или свод глотки также выполняет важнейшую функцию – оно управляет процессом глотания, перекрывая дыхательные пути, и позволяет правильно формировать звуки.

  • Гортаноглотка. Начинается в районе 4 позвонка и заканчивается около пищевода.

В середине глотки располагается щитовидная железа. Гортаноглотка спускается вниз плавно, она почти целиком состоит из мышц и заканчивает отверстием пищевода. Что касается щитовидной железы – она находится в самом конце ротоглотки и расположен перед ней.

 

Отделы глотки

Фактически процесс глотания выглядит следующим образом:

  • В полости рта пища тщательно измельчается до тех пор, пока не будет образован однородный комок.
  • Далее, этот комок попадает в гортаноглотку, проходит мимо щитовидной железы и в итоге достигает пищевода.

Процесс глотания

 

Кровоснабжение глотки осуществляется преимущественно ветвями наружной сонной артерии (восходящая глоточная), а также веточки наружной и внутренней челюстных артерий и отчасти язычной артерией. Кровоснабжение нижнего отдела глотки обеспечивается ветвями не только наружной сонной артерии, но и нижней щитовидной. Поэтому перевязка одной лишь наружной сонной артерии не может полностью остановить кровотечение, исходящее из нижнего отдела глотки. Среди венозных сосудов глотки принято различать два венозных сплетения. Одно из сплетений располагается в мягком нёбе и связано с венами носовой полости, корня языка и с крыловидным венозным сплетением. Другое, связанное с первым, охватывает вены мускулатуры глоточных сжимателей и слизистой оболочки глотки. Глоточные вены впадают во внутреннюю яремную вену и анастомозируют с язычной, щитовидной и лицевыми венами. Артерии, питающие глотку, и соответственные вены проходят в парафарингеальном пространстве, причем расстояние их от глоточной поверхности не только различно на разных уровнях, но и подвержено индивидуальным колебаниям. Кроме того, находясь в окружении рыхлой соединительной ткани в парафарингеальном пространстве, они при смещениях головы и шеи сами перемещаются по отношению к глоточной стенке.

Иннервация глотки представлена II и III ветвью тройничного нерва, а также ветви языкоглоточного, добавочного и блуждающего нервов. При участии всех этих нервов образуются сплетения, именуемые глоточными. Основными являются два глоточных нервных сплетения, мышечное и подслизистое.

Многочисленными рецепторными приборами глотки, от которых берут свое начало чувствительные волокна, воспринимаются тактильные, термические, вкусовые, химические и болевые раздражения. Возникающие под влиянием этих раздражений нервные импульсы дают начало как осознаваемым ощущениям, так и не зависящим от сознания разнообразным рефлексам. К ним относятся глотательные, рвотные, а также дыхательные, сердечнососудистые и секреторные, объединяющиеся в сложные приспособительно-защитные реакции.

За счет симпатической и парасимпатической иннервации, участвующих в глоточных сплетениях, осуществляются вазомоторные рефлексы, исходящие из различных рефлексогенных зон. Например, охлаждение ног вызывает рефлекторные нарушения кровообращения миндалин и температуры слизистой глотки и миндалин.

Лимфатические сосуды глотки представлены настолько богато, что некоторыми выделяются даже их сплетения. Лимфа, оттекающая от глотки, поступает в глубокие лимфатические сосуды шеи и затем в глубокие шейные лимфатические узлы, залегающие в количестве 10—16 по ходу внутренней яремной вены.

Лимфоидный аппарат глотки представлен тремя основными формами подэпителиальных скоплений лимфоидной ткани. Более крупные скопления лимфоидной ткани называются миндалинами (нёбные, носоглоточная и язычная). Скопления величиною от просяного до чечевичного зерна называются гранулами. Самые мелкие (0,3—0,9 мм) называются фолликулами. Нёбные миндалики залегают справа и слева между передней и задней нёбными дужками (I и II миндалики). В своде носоглотки расположен носоглоточный (III миндалик), а на корне языка — язычный (IV миндалик). Скопления лимфоидной ткани вблизи устьев евстахиевых труб называются трубными миндаликами. Лимфоидные гранулы и фолликулы расположены в разных местах слизистой оболочки глотки. Гранулы в случае их гиперплазии заметны на задней стенке ротоглотки в виде более ярких розоватых выпячиваний округлой формы. На боковых же стенках ротоглотки иногда ярко выделяются валикообразные выступы лимфоидной ткани, называемые боковыми валиками.

Структурной особенностью лимфоидного аппарата, важной для понимания его функции, служит тесное контактирование в нем лимфоидной ткани с эпителием, а через него и с внутренней поверхностью и содержимым глотки.

Особое значение приобретает обследование лакун (крипт) нёбных миндаликов в условиях патологии, поскольку в них возникают благоприятные условия для развития патогенной микрофлоры. Формируясь еще в эмбриональном периоде, лакуны у разных детей оказываются индивидуально различными как по количеству, так и по глубине и направлению. Эти индивидуальные особенности выявляются зондированием отверстий лакун на поверхности миндалин или в надминдаликовой ямке. Эта ямка (fossa supratonsillaris), расположенная под местом соединения передней и задней нёбных дужек, имеет практическое значение. Через нее производится вскрытие верхних перитонзиллярных абсцессов, при тонзиллэктомии же через нее вылущиваются иногда скрытая в мягком нёбе добавочная долька миндалика и глубокая лакуна, заходящая в мягкое нёбо (tonsilla intrapalatina accessoria).

Большим индивидуальным колебаниям подвержены величина миндалин и форма их, по которым, однако, нельзя предугадать количество крипт. Так, иногда даже при малой величине миндалины в надминдаликовую ямку открывается глубокий ход, заходящий кверху в толщу мягкого нёба (recessus palatinus) или в задне-боковые отделы миндалин, где условия для самопроизвольного опорожнения его неблагоприятны.

Индивидуально различна и спаянность миндалин с нёбными дужками. Передняя поверхность зевных миндалин у некоторых людей прикрыта особой треугольной складкой слизистой оболочки (plica triangularis). Эта складка в условиях патологии, как и некоторые индивидуальные особенности строения миндалин, например спаянность с дужками и глубина лакун, может чисто механически затруднять выхождение из лакун эмигрировавших туда лейкоцитов, экссудата, слущившегося эпителия, секрета слизистых желез. В результате там образуются различные по составу и величине лакунарные пробки, служащие у всех людей подходящей питательной средой для микрофлоры и инфицирования.

Функции глотки

  • Дыхательная функция.Именно через глотку воздух попадает в легкие.
  • Пищеварительная.Эта функция представлена актами сосания и глотания.
  • Защитная.Благодаря миндалинам, которые располагаются в полости глотки, эта полость является своего рода стражем и не позволяет болезнетворным бактериям проникать дальше в организм.
  • Голосообразование.Эта функция не является жизненно важной. Однако стоит знать, что глотка принимает активное участие в формировании звуков, обеспечивает необходимый тембр и высоту голоса.

Функции глотки слагаются из участия ее в глотании, дыхании и речи. Форма этого участия видоизменяется в зависимости от развития организма, условий жизни и патологических состояний. Так, у грудных детей деятельность глотки приспособлена к сосанию молока при дыхании через нос. В дальнейшем деятельность глотки приспосабливается к сочетанию носового и ротового дыхания с глотанием и речью. Это происходит благодаря координации сокращений мягкого нёба и стенок глотки. При этом вырабатывается рефлекторное торможение дыхательного акта и фонации в момент глотания, а при осуществлении дыхательного акта тормозятся глотательные движения.

Различные по степени тяжести проявления расстройств функции глотки возникают при развитии глоточных опухолей, абсцессов, а также парезов и параличей глотки в результате травм или общих инфекций и интоксикаций (дифтерия, полиомиелит, отравления, в частности пищевые и проч.). При полном выпадении функций глотки наряду с расстройством глотания и гнусавостью создается затруднение дыхания из-за застоя в глотке пищи и слюны. При этих симптомах, жизненное значение приобретают такие приемы компенсации глоточных функций, как отсасывание глоточного содержимого и обеспечение питания через желудочный зонд, вводимый через нос. У детей же возникает необходимость трахеотомии для отсасывания через трахеостому аспирированных масс и обеспечения доступа воздуха.

Более легкие явления возникают при частичных нарушениях глоточных функций. Так, при набухании и атонии мягкого нёба и маленького язычка в пожилом возрасте наблюдается привычное храпениево время сна. При сужениях просвета глотки большими аденоидами, инфильтратами, абсцессами или опухолями к храпению и затрудненному дыханию присоединяется и изменение речи вследствие нарушения нормального резонирования. При частичном или полном закрытии просвета носоглотки появляется носовой оттенок речи, именуемый закрытой гнусавостью.

Иной механизм имеет нарушение нормального резонирования глотки и носовой оттенок речи вследствие постоянного раскрытия просвета носоглотки при парезах, параличах и дефектах мягкого нёба. В таких случаях речь также становится гнусавой, но такое состояние называется открытой гнусавостью; при этом состоянии проглатываемая жидкость из-за невозможности сокращения мягкого нёба, как и при дефектах последнего, попадает в носоглотку и вытекает наружу через нос.

Наряду с глотательной, дыхательной и речевой функциями проявлением нормальной деятельности глотки служит и участие ее в приспособительно-защитных реакциях, возникающих в ответ на раздражения глотки (механические, термические, химические). Эти реакции описываются как особая защитная функция глотки. В осуществлении ее участвуют слизистая оболочка с ее мерцательным эпителием в носоглотке, нервный, мышечный, сосудистый, секреторный, лимфоидный аппараты глотки. При участии этих аппаратов и регулирующей деятельности центральной нервной системы осуществляются такие реакции, как отхаркивание секрета (как и инородных тел), адаптирование с помощью вазомоторных и секреторных рефлексов к колебаниям температуры и влажности.

Рефлекторный механизм участия лимфоэпителиального аппарата глотки в защитно-приспособительных реакциях объясняется наличием нервных элементов в миндаликах. Таким образом, миндаликам, как и всему глоточному лимфоидному кольцу, присуща, очевидно, не какая-либо особая иммуногенная или барьерная функция, а лишь местные защитно-приспособительные реакции, какие возникают и в других лимфоидных скоплениях слизистых оболочек, например в пейеровых бляшках и солитарных фолликулах кишечника.

Следует отметить, что защитно-приспособительные реакции глотки подвержены большим индивидуальным колебаниям. Особенно же они изменяются в условиях местных и некоторых общих патологических процессов, когда они могут даже извращаться и перерастать в патогенетические глоточные синдромы. Примером этого могут служить повышение глоточных двигательных рефлексов, приводящее к спазму, кашлю, рвоте, или уменьшение секреции, вызывающее сухость, парестезии и проч. Недостаточность и извращение защитно-приспособительных реакций лимфоидного аппарата глотки, возникающие под влиянием охлаждения, вазомоторных сдвигов, интоксикаций, аллергической перестройки и прочего, благоприятствуют развитию глоточных воспалительных процессов.

 

 

Заболевания глотки

В большинстве случаев – это воспалительные процессы, так или иначе, связанные с простудными заболеваниями. Однако бывает и так, что дискомфорт со стороны носоглотки вызван другими причинами, а именно:

  • Аденоиды.Сами по себе увеличенные аденоиды – это не болезнь, а скорее аномалия, вызванная частыми простудными заболеваниями. Если ребенок очень часто болеет это, может, вызвать патологическое разрастание лимфоидной ткани в районе глоточной миндалины. Чаще всего, проблемы с аденоидами бывают у детей с 2 до 10 лет. При достижении совершеннолетия возможность возникновения проблем с аденоидами практически сходит на нет. Происходит обратное развитие – редукция глоточной миндалины. Однако, если малыша не миновала эта проблема, лечиться следует как можно скорее. Аденоиды без должной терапии могут дать множество осложнений: от измененного прикуса до заболевания щитовидной железы, сердца. При Аденоидах 3 степени (декомпенсированная форма) рекомендовано оперативное лечение – аденотомия.
  • Аномалии развития глотки. Это, могут быть совершенно различные патологии. Этиология возникновения проблем, до конца еще не изучена. Причем известно о наличии патологии обычно становиться еще в стенах родильного дома или в первый год жизни малыша. Лечение обычно хирургическое, причем операция показана в первые годы жизни ребенка.
  • Заглоточный абсцесс.Это заболевание является гнойным воспалением клетчатки и лимфатических узлов в заглоточной области. Лечение во многом зависит от причин возникновения недуга. Помощь зависит от степени поражения лимфоидной ткани – консервативное или хирургическое 9вскрытие заглоточного абсцесса).
  • Инородные тела глотки. Особой диагностики эта проблема, как правило, не требует. Подобные неприятности возникают у маленьких детей, которые, могут чем-то подавиться. Помощь в этом случае должна быть экстренной, иначе, может, возникнуть опасность для жизни. Однако оказывать помощь, следует умеючи, в процессе, возможны, повреждения слизистой оболочки, а в некоторых случаях и щитовидной железы.
  • Кандидоз глотки.Весьма экзотическое заболевание, по сути, является разновидностью широко известной молочницы. Поражает этот недуг, как правило, маленьких детей, чьи защитные функции организма очень слабы. Если кандидоз полости рта возник у взрослого человека, это говорит о патологическом снижении иммунитета. Лечение, как правило, с помощью противогрибковых препаратов и иммуномодулирующих средств.
  • Ларингиты, ангины и фарингиты.Фактически – это и есть те осложнения, которые возникают по вине вирусов и бактерии. Могут быть поражены инфекцией, как стенка глотки, так и миндалины или свод. Эти болезни, если их не лечить приводят к поражениям сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы.

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Ларингит (от др.-греч. λάρυγξ— «гортань») - воспаление слизистых оболочек гортани, связанное, как правило, с простудным заболеванием либо с такими инфекционными заболеваниями, как корь, скарлатина, коклюш. Развитию заболевания способствуют перегревание, переохлаждение, дыхание через рот, запылённый воздух, перенапряжение гортани.

Ларинготрахеит - вариант развития заболевания, характеризующийся воспалением гортани и начальных отделов трахеи.

При ларингите и ларинготрахеите наблюдается охриплость вплоть до полной потери голоса, сухость, першение в горле, сухой лающий кашель. Может наблюдаться затруднение дыхания, появиться синюшный оттенок кожи, боль при глотании.

Лечение включает в себя ограничение голосового режима (больной должен молчать, говорить шёпотом нельзя, так как при шёпоте связки подвергаются той же нагрузке, что и при обычном разговоре); щелочно-масляные ингаляции; диета с исключением острой, солёной, горячей или сильно холодной пищи, антигистаминные препараты.

Как ларингит, так и ларинготрахеит может быть острый и хронический. Последний возникает при не устранении причин, приведших к острому ларингиту (ларинготрахеиту).

Особенно опасен острый стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) у детей, так как в силу меньшего размера гортани, возникает опасность сильного сужения голосовой щели и угроза остановки дыхания, что без своевременной медицинской помощи может привести к смерти ребёнка.

Острые стенозы гортани - являются не самостоятельной нозологической единицей, а симптомокомплексом с характерной клинической картиной. Особенно ярко выраженной в детском возрасте, ввиду анатомо-физиологических особенностей детской гортани и трахеи. При остром стенозе гортани развивается затруднение дыхания. Появляется страх, двигательное возбуждение, гиперемия лица, потливость, нарушение сердечной деятельности.

Неотложная помощь - госпитализация в специализированное учреждение (ЛОР отделение, стенозный центр и т.д.). Горчичники на икроножные мышцы, ультразвуковые ингаляции с цитралем, в тяжелых случаях интубация трахеи, коникотомия, трахеотомия. Ранняя госпитализация способствует значительному уменьшению числа больных с тяжелыми формами этого заболевания.

 

Заболевания уха

 

Цель: сформировать у студентов представления и знания о строении уха и слухового анализатора, заболеваниях и их осложнениях, принципах организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

Уровни освоения:

Знания:

1. Анатомо-физиологические особенности уха, слухового и вестибулярного анализаторов.

2. Роль медсестры в диагностике изучаемых заболеваний.

3. Клинические проявления лабиринтитов.

4. Принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами с болезнями уха.

5. Роль медсестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения пациентов с потерей слуха или его ухудшением в условиях поликлиники.

 

План лекции:

1. АФО строения уха, слухового и вестибулярного аппаратов.

2. Заболеваниях уха и неотложная помощь при них.

3. Работа в аудиологическом кабинете. Виды слуховых аппаратов.

4. Особенности заболеваний уха у детей.

5. Неврологические осложнения при заболеваниях ЛОР органов

6. Заключение.

7. Приложения:

a) Памятка пациенту при острых заболеваниях ЛОР-органов

b) Памятка пациенту при хронических заболеваниях ЛОР-органов

c) Схема учета оказания неотложной ЛОР помощи

d) Памятка для медсестер ЛОР отделений и кабинетов: методики проведения лечебных манипуляций при заболеваниях ЛОР органов

e) Памятка по уходу за больными после оперативных вмешательств.

 

Анатомия и физиология

Тест слуха.

Ниже приведена серия вопросов, специально разработанных для оценки состояния слуха и обнаруживающая признаки ухудшения слуха.

1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора.

2. Вы часто просите собеседника говорить громче.

3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов.

4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник.

5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельных слов и даже иногда теряете смысл отдельных фраз.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.