Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трансформация производственных отношений современного





Общества

Кардинальные перемены в науке, технике и технологиях на рубеже ХХ-XXI вв. обусловили изменения в производственных отношениях экономически развитых стран, вызвали к жизни новые способы организации деятельности экономических систем. Меняется природа хозяйственного базиса общества: машинные технологии всё более вытесняются интеллектуальными: электронными, лазерными и био- и нанотехнологиями. Их второе название – «высокие технологии» – не случайно: минимум инвестиций в них обеспечивает высокую и сверхвысокую прибыль. Происходит своеобразный отрыв технологии от её технической основы: производство программного обеспечения, например, становится более важным, чем создание его технических носителей, а логистическое измерение всех процессов по созданию стоимости постепенно приводит к преобладанию в конкурентной борьбе сетей по созданию стоимости над процессами производства.

Традиционная трёхсекторная модель хозяйства к 60-м гг. ХХ века сменяется четырехсекторной: к добывающим отраслям и сельскому хозяйству, обрабатывающей промышленности и строительству, а также к сфере услуг добавляется производство информации. Она не только становится товаром, но начинает определять темпы и направления развития трёх других секторов хозяйства. Общественное богатство всё более ассоциируется не с обладанием сырьём или с трудовыми ресурсами в их количественном измерении, а с обладанием знанием, информационной культурой и высоким качеством человеческих ресурсов. Таким образом, возрастает роль нематериальных факторов в сравнении с материальными факторами производства.

Отмеченные тенденции влекут за собой ряд последствий:

1. Квантификация издержек (их перевод в количественные показатели) становится всё более затруднительной: стоимость высокотехнологичного товара определяется не столько издержками производства, сколько его полезностными характеристиками, а интеллектуальная деятельность, обеспечивающая инновации, не сводима к другим видам экономической активности.

2. Качественно новое значение среди факторов экономического роста приобретают нематериальные ресурсы предприятия: интеллектуальная собственность, компетентность и мотивированность персонала, рыночная репутация, торговая марка предприятия, брэнды и т.д.

3. Определяющим фактором конкурентоспособности предприятия, отрасли, национальной экономики всё более становится степень их технологизации, а главным богатством инновационный потенциал – способность к разработке, реализации, внедрению новых продуктов и технологий, определяемую ресурсным обеспечением инноваций и качеством инновационного менеджмента.

Все эти изменения обусловили на рубеже ХХ-ХХI вв. становление нового типа предпринимательства – инновационного, а важнейшей задачей менеджмента сделали задачу управления инновациями.

 

Основные понятия инновационного менеджмента

Термин "инновация" в систему экономических категорий ввел Йозеф Шумпетер. В 1911 г. в работе "Теория экономического развития" он определяет инновацию как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В буквальном переводе с английского термин innovation означает "введение новации". Новация(или новшество)– оформленный результат научно-исследовательской деятельности или опытно-конструкторских разработок в какой-либо сфере деятельности, имеющий рыночную ценность. На новшество распространяются авторские и иные права собственности в соответствии с действующими международными и федеральными законодательными и нормативными актами. Новшества существуют в виде документально оформленных открытий, изобретений, рационализаторских предложений; документации на продукт или технологию; патентов; товарных знаков; а также документов, содержащих новые или усовершенствованные рекомендации, методики, инструкции, касающиеся организационных, производственных и др. структур.

Научные исследования, лежащие в основе инноваций, включают фундаментальные и прикладные исследования, а также опытно-конструкторские разработки (рис.1.1).

 

Рис. 1.1. Взаимосвязь научно-исследовательской деятельности

и опытно-конструкторских разработок

Производителей новшеств принято называть продуцентами(от лат. producens – производящий). Новшества могут производиться для собственных нужд предприятия или становиться объектом купли-продажи. Юридическое или физическое лицо, осуществляющее внедрение, освоение (массовое производство) и коммерциализацию новшеств называется инноватором. При этом инноватор может выступать как продуцентом, так и приобретать новшество на рынке новаций. Рынок новаций– система отношений между продавцами и покупателями новшеств. В ситуации, когда ни один из них не оказывает существенного влияния на уровень цен, на рынке новаций складывается конкуренция.

В широком смысле инновация – прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового или иного характера.

Степень новизныпри этом может значительно варьироваться: от абсолютной новизны до сравнительно незначительной модернизации. Различным может быть и уровень новизны. Так, изменения могут быть уже освоенными в других странах, регионах, отраслях, фирмах, но выступать нововведениями для конкретного предприятия.

Таким образом, инновация – процесс и конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, рыночного, научно-технического, социального, экологического и др. эффекта. С позиций маркетинга инновации часто определяют как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные.

Новшества, являющиеся собственностью предприятия, относятся к группе его нематериальных активов и группируются в портфели новшеств и инноваций. Портфель инноваций – комплексно обоснованный перечень (пакет, задел) покупных новшеств и новшеств собственной разработки, подлежащих внедрению. Портфель новшеств – перечень (пакет, задел) разработанных предприятием новшеств, подлежащих продаже.

Новшество становится инновацией с момента принятия его к внедрению. Период времени от появления новшества до воплощения его в практическую деятельность, приносящую экономический эффект, называется инновационным лагом.Он требует значительных ресурсных затрат, прежде всего, финансовых и интеллектуальных.

Процесс введения новации на рынок называют коммерциализацией. Он предполагает продвижение нового продукта или технологии на рынок, доведение его до стадий зрелости и насыщение рынка результатами инновации. Распространение однажды освоенной инновации в новых регионах и на новых рынках принято называть диффузией(от лат. diffusio – распространение). Диффузия инноваций становится возможна вследствие их инвариантности. Инвариантностью инноваций называют их способность к сохранению неизменными полученных количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды. Это позволяет многократно использовать нововведение на различных объектах. В диффузных процессах велика роль трансферта инноваций – передачи права использования инноваций как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Такие права охраняются и удостоверяются патентно-лицензионной службой.

Таким образом, инновационная деятельность – это деятельность по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность включает в себя:

а) процесс преобразования научных знаний в новые виды продуктов, технологий и услуг;

б) комплекс технологических, экономических и организационных мероприятий, которые обеспечивают реализацию новшеств в различных сферах человеческой деятельности. Субъектами инновационной деятельности выступают органы государственной и муниципальной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, научные работники, смешанные образования.

Инновационная деятельность может быть представлена также как инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций. Инновационный процесс предполагает параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, маркетинговой, производственной и сбытовой деятельности. В инновационный процесс входят следующие элементы:

1. Инициация инновации (от лат. initiatio – совершение таинства) – деятельность, состоящая в выборе цели инновации; постановке задач, выполняемых инновацией; поиске идеи и разработке концепции инновации, её технико-экономическом обосновании.

2.Маркетинг инновации – изучение спроса на новый продукт, услугу или технологию, определение количества или объёма выпуска (при их лимитировании), определение их оптимальных потребительских свойств и товарных характеристик.

3. Производство нового товара, включающее внедрение(получение опытного образца и/или пробной партии) и освоение(массовое производство новой продукции, технологии или услуги).

4. Продвижениенового продукта или технологии на рынок.

5. Мониторинг экономической эффективности инновации.

6. Диффузия инновации.

Термин "инновационный процесс" применяют также для обозначения совокупности временных этапов жизненного цикла инновации (ЖЦИ) – периода от возникновения идеи до её разработки и распространения, использования потребителями и устаревания.

Источники инноваций для предприятия делятся на внешние и внутренние:

1. К первым относятся новые научные открытия, изменения в структуре отрасли или рынка, изменение в восприятии потребителя; а также изменения, связанные с экономической и инновационной политикой государства.

2. Ко вторым – несоответствие между реальностью и представлением о ней, сложившимся внутри предприятия, потребности производственного процесса, так называемое "неожиданное событие" – внутренние успех или неудача.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.