Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прогнозирование инноваций. Типология инновационных стратегий





Традиционный бизнес направлен на сохранение и расширение существующего производства, технологий, процессов, рынков и каналов сбыта. Разработка и реализация инноваций предполагает существенные изменения стратегических возможностей организации. Именно поэтому многие исследователи рассматривают инновационную деятельность как ведущее направление стратегического менеджмента организации.

Инновационная стратегия – согласованная совокупность управленческих решений в сфере инновационной деятельности организации, оказывающих определяющее воздействие на её конкурентоспособность и уровень прибыльности в долгосрочной перспективе. Инновационная стратегия отражает общее направление поиска, обоснования и развития инноваций, способы использование имеющихся инновационных возможностей организации.

Специфической чертой инновационной стратегии является опора не только на данные ситуационного анализа, но и на прогноз внешних и внутренних условий. Под прогнозом инновационной деятельности организации понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях организации и её среды в будущем, ставших результатом разработки и внедрение того или иного новшества. Прогнозирование инноваций осуществляется на макро- и микроуровнях. При прогнозировании макроэкономических показателей развития отраслей экономики и социальной сферы осуществляется сравнение с мировым уровнем, определяются опережающие секторы, секторы уровня, равного с мировым, и секторы отставания.

Формирование инновационной стратегии и разработка проектов и программ на микроуровне предполагает также учёт цикличности в развитии науки и техники, проявляющейся на макроуровне. Относительно длинные периоды модернизации технических средств и технологий сменяются относительно короткими периодами резких качественных (революционных) изменений – технико-технологических скачков. В составе каждого цикла выделяются качественно разные формы развития:

- смена моделей в рамках одного поколения техники и технологий (модификация, модернизация);

- смена поколений техники и технологий в границах одного направления развития;

- возникновение принципиально новых направлений на основе научных открытий и изобретений.

С учётом стадии этого цикла на макроуровне обосновывается состав целей и расчёт показателей прогноза, даётся оценка наиболее вероятных результатов внедрения научно-технических достижений в экономику и социальную сферу. Для этого используются корреляционный и регрессивный анализ, математическое программирование, теория игр, методы экстраполяции, экспертных оценок и др.

Научно-технические прогнозы отличаются высокой степенью многовариантности. Кроме этого, натуральное проявление форм научно-технического прогресса отличается большим многообразием, что делает невозможным их выражение в одном интегральном показателе. Так, в составе показателей измерения интенсивности научно-технических процессов на макроуровне используется система следующих показателей:

- средний возраст основных производственных фондов, скорость их обновления и технологическая структура (соотношение активных и пассивных фондов);

- уровень фондовооруженности (энерговооруженности, электровооруженности и т.д.);

- показатели механизации, автоматизации, электронизации производства;

- показатели качества производимой продукции, услуг и др.

Прогнозирование инноваций на микроуровне представляет собой последовательный переход от общемировых и национальных прогнозных показателей к оценке эффективности прогнозируемой инновации для организации (рис. 5.1).

На этой основе формируются и исследуются возможные альтернативы, осуществляется выбор и реализация стратегии. После оценки результатов реализации стратегического инновационного плана возможна корректировка миссии и целей деятельности предприятия (рис. 5.2).

По типу конкурентного поведения предприятия инновационные стратегии можно разделить на два класса: оборонительные и наступательные. Оборонительные инновационные стратегии разрабатываютсяна основе освоенной номенклатуры продукции или услуг и характеризуются следующими особенностями:

- они базируются на модернизационных инновациях, т.е. связаны с совершенствованием внедренных технологических процессов или качественных характеристик продуктов;

- сводятся к поиску новых возможностей улучшения технологии производства и снижения его издержек, либо к поиску новых областей применения или каналов сбыта уже разработанных новинок.

 
 

Рис. 5.1. Схема взаимодействи основных составляющих в процессе прогнозирования инновации

 
 

 

Рис. 5.2. Выбор инновационной стратегии в системе инновационного

менеджмента предприятия

Внутри класса оборонительных инновационных стратегий выделяют собственно оборонительные (или защитные), имитационные, выжидательные и стратегии непосредственного реагирования. Как правило, инновационные стратегии оборонительного типа – реакции на действия конкурентов. И лишь косвенно, опосредуясь целями конкурентной борьбы, они отвечают на потребности и запросы потребителей.

Наступательные инновационные стратегии предполагают разработку новых продуктов и процессов в освоенных или новых для организации сферах бизнеса. Внутри этого класса выделяют стратегии активных НИОКР, а также стратегии ориентации на маркетинг слияний и приобретений (других фирм). Все наступательные инновационные стратегии ориентируются, прежде всего, на интересы потребителей. Большинство из них требуют крупных инвестиций в НИОКР, высококвалифицированного управленческого и научно-технического персонала и, как правило, доступны ведущим монополистическим объединениям с сильным финансовым положением.

Также применяется классификация стратегий по отношению к внешней и внутренней среде организации (табл. 5.2 и 5.3).

Таблица 5.2 – Классификация инновационных стратегий по отношению к внешней среде

Критерий классификации и тип стратегии Характеристика стратегии
По субъекту инновационной инициативы:
1. Стратегия инноваций по инициативе производителя 2.Стратегия инноваций по инициативе потребителя 1. Сосредоточение усилий на наблюдении и анализе рынка, выборе целевой группы, изучении её потребностей, проверке инновационных идей в лабораторных и рыночных условиях 2. Потребитель развивает идею нового продукта или технологи, ищет производителя. Изготовитель выбирает наиболее перспективные обращения, конкретизирует и воплощает их. При снижении риска неудачи и затрат, возможна зависимость производителя от потребителя
По технологическому поведению:
1. Стратегия технологического лидерства   2. Стратегия технологического следования 1. Отсутствие опыта, большие затраты и вероятность ошибочных решений. В случае успеха гарантированная дополнительная монопольная прибыль при отсутствии конкуренции 2. Копирование чужого опыта, поздний старт. Минимизация издержек и рисков, но ограниченный потенциал инновации в связи с жесткой конкуренцией
По авторству новаций:
1. Стратегия собственных разработок   2. Стратегия использования чужой инновации 1. Самостоятельное проведение прикладных исследований и опытно-конструкторских работ. Требует хорошей исследовательской и конструкторской базы 2. Приобретение патента или лицензии на право использования чужой разработки

Таблица 5.3 – Классификация инновационных стратегий по отношению к внутренней среде

Тип стратегии Разновидности стратегий
Продуктовые Направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий, услуг и рынков
Функциональные Научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные
Ресурсные Финансовые, трудовые, информационные, материально-технические
Организационно-управленческие По преобразованию структур, методов, технологий и систем управления

 

В случае ориентации на рост организации выбор инновационной стратегии определяется мотивацией роста (табл. 5.4) и его предпочтительными формами (табл. 5.5).

 

Таблица 5.4. Предпосылки и факторы выбора организацией стратегии роста

Предпосылки выбора стратегии роста Факторы выбора стратегии роста
Потребность в снижении конфликтности в системе персонала 1. В ситуации роста легче переключить усилия работников на решение позитивных задач (если рост не происходит за счёт снижения прибыли) 2. Рост удовлетворяет потребности в более высоких зарплатах, престиже и власти 3.Рост делает работу более интересной и обеспечивает лучшие перспективы карьеры
Потребность в снижении зависимости предприятия 1. Рост обеспечивает больший контроль во внутренней среде и уменьшает неопределённость (это связано с зависимостью между более крупным размером предприятия и стабильностью его деятельности) 2. По мере увеличения размеров предприятия уменьшается возможность спада его деятельности
Стремлению к успеху как побочный продукт реализации других стратегий 1. Успех, приведший к удовлетворению спроса на продукцию или услуги предприятия, может потребовать перехода на инновационные формы роста 2. Важным стимулом роста в инновационной форме может стать создание избыточных ресурсов и т.д.

Так как конкретная задача обеспечения экономического роста организации определяется её потенциалом и позицией на рынке, то формы роста выбираются на основе ситуационного анализа и прогнозирования изменений внешней среды.

Таблица 5.5 Формы роста и соответствующие им стратегии

Форма роста Стратегии
За счёт создания новых сфер деятельности 1. Стратегия дифференциации продукта или услуг. Снижает взаимную конкуренцию предприятий и соответствующую ей неопределенность. Уменьшает зависимость от других сфер. Обеспечивает выживание 2. Стратегия диверсификации (расширение номенклатуры производимой продукции). Обеспечивает преодоление своей исходной сферы деятельности за счёт проникновения на новое поле деятельности. Увеличивает перспективы экспансии. Реализуется в виде стратегий горизонтальной или вертикальной,концентрической или конгломератной диверсификации
За счёт технического развития Стратегия технического прогресса реализуется путём приятия новых способов производства и изменения структуры работы. Особенно эффективна на предприятиях, базирующихся на технике
За счёт проникновения в безопасную сферу при помощи неконкурентных средств Неконкурентная стратегия предполагает приспособление к деятельности конкурентов при прямой или косвенной договоренности с ними. Типами неконкурентной стратегии являются: - заключение контрактов; - кооптирование; - сращивание.
За счёт создания организационной гибкости Стратегия организационной гибкости нацелена не столько на увеличение власти над средой, сколько на приспособление к ней. Даёт возможность предусмотреть ход дел конкурентов. Повышает быстроту реакции, Уменьшает зависимость и неопределённость. Реализуется за счёт разных способов координации и сбора данных о среде






Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.