Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Инновационные процессы в мировой и российской экономике





Инновационный менеджмент

 

 


 

Тема 1. Инновационные процессы в мировой и российской экономике

Трансформация производственных отношений современного

Общества

Кардинальные перемены в науке, технике и технологиях на рубеже ХХ-XXI вв. обусловили изменения в производственных отношениях экономически развитых стран, вызвали к жизни новые способы организации деятельности экономических систем. Меняется природа хозяйственного базиса общества: машинные технологии всё более вытесняются интеллектуальными: электронными, лазерными и био- и нанотехнологиями. Их второе название – «высокие технологии» – не случайно: минимум инвестиций в них обеспечивает высокую и сверхвысокую прибыль. Происходит своеобразный отрыв технологии от её технической основы: производство программного обеспечения, например, становится более важным, чем создание его технических носителей, а логистическое измерение всех процессов по созданию стоимости постепенно приводит к преобладанию в конкурентной борьбе сетей по созданию стоимости над процессами производства.

Традиционная трёхсекторная модель хозяйства к 60-м гг. ХХ века сменяется четырехсекторной: к добывающим отраслям и сельскому хозяйству, обрабатывающей промышленности и строительству, а также к сфере услуг добавляется производство информации. Она не только становится товаром, но начинает определять темпы и направления развития трёх других секторов хозяйства. Общественное богатство всё более ассоциируется не с обладанием сырьём или с трудовыми ресурсами в их количественном измерении, а с обладанием знанием, информационной культурой и высоким качеством человеческих ресурсов. Таким образом, возрастает роль нематериальных факторов в сравнении с материальными факторами производства.

Отмеченные тенденции влекут за собой ряд последствий:

1. Квантификация издержек (их перевод в количественные показатели) становится всё более затруднительной: стоимость высокотехнологичного товара определяется не столько издержками производства, сколько его полезностными характеристиками, а интеллектуальная деятельность, обеспечивающая инновации, не сводима к другим видам экономической активности.

2. Качественно новое значение среди факторов экономического роста приобретают нематериальные ресурсы предприятия: интеллектуальная собственность, компетентность и мотивированность персонала, рыночная репутация, торговая марка предприятия, брэнды и т.д.

3. Определяющим фактором конкурентоспособности предприятия, отрасли, национальной экономики всё более становится степень их технологизации, а главным богатством инновационный потенциал – способность к разработке, реализации, внедрению новых продуктов и технологий, определяемую ресурсным обеспечением инноваций и качеством инновационного менеджмента.

Все эти изменения обусловили на рубеже ХХ-ХХI вв. становление нового типа предпринимательства – инновационного, а важнейшей задачей менеджмента сделали задачу управления инновациями.

 

Основные понятия инновационного менеджмента

Термин "инновация" в систему экономических категорий ввел Йозеф Шумпетер. В 1911 г. в работе "Теория экономического развития" он определяет инновацию как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В буквальном переводе с английского термин innovation означает "введение новации". Новация (или новшество)– оформленный результат научно-исследовательской деятельности или опытно-конструкторских разработок в какой-либо сфере деятельности, имеющий рыночную ценность. На новшество распространяются авторские и иные права собственности в соответствии с действующими международными и федеральными законодательными и нормативными актами. Новшества существуют в виде документально оформленных открытий, изобретений, рационализаторских предложений; документации на продукт или технологию; патентов; товарных знаков; а также документов, содержащих новые или усовершенствованные рекомендации, методики, инструкции, касающиеся организационных, производственных и др. структур.

Научные исследования, лежащие в основе инноваций, включают фундаментальные и прикладные исследования, а также опытно-конструкторские разработки (рис.1.1).

 

Рис. 1.1. Взаимосвязь научно-исследовательской деятельности

и опытно-конструкторских разработок

Производителей новшеств принято называть продуцентами (от лат. producens – производящий). Новшества могут производиться для собственных нужд предприятия или становиться объектом купли-продажи. Юридическое или физическое лицо, осуществляющее внедрение, освоение (массовое производство) и коммерциализацию новшеств называется инноватором. При этом инноватор может выступать как продуцентом, так и приобретать новшество на рынке новаций. Рынок новаций – система отношений между продавцами и покупателями новшеств. В ситуации, когда ни один из них не оказывает существенного влияния на уровень цен, на рынке новаций складывается конкуренция.

В широком смысле инновация – прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового или иного характера.

Степень новизны при этом может значительно варьироваться: от абсолютной новизны до сравнительно незначительной модернизации. Различным может быть и уровень новизны. Так, изменения могут быть уже освоенными в других странах, регионах, отраслях, фирмах, но выступать нововведениями для конкретного предприятия.

Таким образом, инновация – процесс и конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, рыночного, научно-технического, социального, экологического и др. эффекта. С позиций маркетинга инновации часто определяют как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные.

Новшества, являющиеся собственностью предприятия, относятся к группе его нематериальных активов и группируются в портфели новшеств и инноваций. Портфель инноваций – комплексно обоснованный перечень (пакет, задел) покупных новшеств и новшеств собственной разработки, подлежащих внедрению. Портфель новшеств – перечень (пакет, задел) разработанных предприятием новшеств, подлежащих продаже.

Новшество становится инновацией с момента принятия его к внедрению. Период времени от появления новшества до воплощения его в практическую деятельность, приносящую экономический эффект, называется инновационным лагом. Он требует значительных ресурсных затрат, прежде всего, финансовых и интеллектуальных.

Процесс введения новации на рынок называют коммерциализацией. Он предполагает продвижение нового продукта или технологии на рынок, доведение его до стадий зрелости и насыщение рынка результатами инновации. Распространение однажды освоенной инновации в новых регионах и на новых рынках принято называть диффузией (от лат. diffusio – распространение). Диффузия инноваций становится возможна вследствие их инвариантности. Инвариантностью инноваций называют их способность к сохранению неизменными полученных количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды. Это позволяет многократно использовать нововведение на различных объектах. В диффузных процессах велика роль трансферта инноваций – передачи права использования инноваций как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Такие права охраняются и удостоверяются патентно-лицензионной службой.

Таким образом, инновационная деятельность – это деятельность по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность включает в себя:

а) процесс преобразования научных знаний в новые виды продуктов, технологий и услуг;

б) комплекс технологических, экономических и организационных мероприятий, которые обеспечивают реализацию новшеств в различных сферах человеческой деятельности. Субъектами инновационной деятельности выступают органы государственной и муниципальной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, научные работники, смешанные образования.

Инновационная деятельность может быть представлена также как инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций. Инновационный процесс предполагает параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, маркетинговой, производственной и сбытовой деятельности. В инновационный процесс входят следующие элементы:

1. Инициация инновации (от лат. initiatio – совершение таинства) – деятельность, состоящая в выборе цели инновации; постановке задач, выполняемых инновацией; поиске идеи и разработке концепции инновации, её технико-экономическом обосновании.

2. Маркетинг инновации – изучение спроса на новый продукт, услугу или технологию, определение количества или объёма выпуска (при их лимитировании), определение их оптимальных потребительских свойств и товарных характеристик.

3. Производство нового товара, включающее внедрение (получение опытного образца и/или пробной партии) и освоение (массовое производство новой продукции, технологии или услуги).

4. Продвижение нового продукта или технологии на рынок.

5. Мониторинг экономической эффективности инновации.

6. Диффузия инновации.

Термин "инновационный процесс" применяют также для обозначения совокупности временных этапов жизненного цикла инновации (ЖЦИ) – периода от возникновения идеи до её разработки и распространения, использования потребителями и устаревания.

Источники инноваций для предприятия делятся на внешние и внутренние:

1. К первым относятся новые научные открытия, изменения в структуре отрасли или рынка, изменение в восприятии потребителя; а также изменения, связанные с экономической и инновационной политикой государства.

2. Ко вторым – несоответствие между реальностью и представлением о ней, сложившимся внутри предприятия, потребности производственного процесса, так называемое "неожиданное событие" – внутренние успех или неудача.

Жизненный цикл инновации

 

Жизненный цикл новой продукции в соотнесении с фазами инновационного процесса схематично представлен на рис.2.1.

Рис. 2.1. Схема жизненного цикла продуктовой инновации

Принято выделять не только жизненный цикл продукции, но и жизненный цикл технологии производства (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема жизненного цикла технологии производства

Какую бы форму графического представления жизненного цикла нового продукта или технологии мы не избрали, при использовании циклического подхода, ЖЦИ должен включать семь основных стадий: а) разработку или приобретение новшества; б) внедрение новшества (создание опытного образца и/или пробной партии); в) производственное освоение инновационной продукции или технологии (выход на плановые показатели); г) коммерциализация новшества (устойчивое получение запланированной прибыли); д) снижение прибыли с последующем её повышением за счёт модернизационной деятельности; е) вывод инновационной продукции или технологии с рынка (утилизация – для продуктовых новшеств, рутинизация – для технологий).

Независимо от типа производимого товара – продукции, услуги или технологии, жизненный цикл инновации (ЖЦИ) – период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Инновационный аудит.

Стратегия предприятия

Инновционной политики

Инновационная политика – совокупность направлений и методов воздействия управленческого механизма предприятия на разработку и производство новых видов продуктов, услуг, технологий, организационных структур. Инновационная политика отражает образ действий организации в сфере инновационного предпринимательства.

Формирование инновационной политики предполагает выбор из совокупности альтернативных направлений (путей) осуществления инновационной деятельности, которые могут быть реализованы организацией. На этапе выбора направлений происходит формирование инновационных целей. Для их реализации разрабатывается инновационная стратегия. Инновационная политика может быть направлена на цели развития организации или (при неблагоприятных возможностях роста) на сохранение её активов в изменившейся ситуации.

Факторы, определяющие инновационную политику организации, и рекомендации Минэкономики РФ по её разработке отражены в табл. 5.1.

Таблица 5.1 – Инновационная политика организации

Факторы, влияющие на выбор инновационной политики Рекомендации Минэкономики
1. Состояние финансового, продуктового, сырьевого и др. рынков 2. Место предприятия на рынке, объем реализации его товаров, их качество, цена, действия конкурентов 3. Экономическое положение и финансовое состояние предприятия 4. Сочетание собственных и чужих ресурсов (привлеченные средства – кредиторская задолженность и полученные авансы; заемный капитал – кредиты и займы; арендованные основные средства; имущество, полученное по договору лизинга) 5. Льготы, получаемые предприятием от государства 6. Условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков 1. Соответствие мероприятий политики законодательным и иным нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 2. Инвестиции в инновационную деятельность должны обеспечивать экономический, научно-технический, экологический и социальный эффект 3. Инвестируемый капитал должен приносить прибыль 4. Предприятие может использовать государственную поддержку в целях повышения эффективности в инновации 5. Предприятие может привлекать субсидии, гранты, льготные кредиты международных и иностранных организаций, банков, фондов

Методику выбора инновационной политики предприятия на основе инновационного аудита можно охарактеризовать очерёдностью следующих шагов. Первым шагом в этой методике выступает бенчмаркинг, позволяющий определить возможности организации в сравнении с конкурентами. Вторым – анализ внутренних и внешних препятствий инновационной деятельности. Третьим – практические рекомендации по формированию инновационной стратегии. Четвертым – формирование портфеля инноваций с их последующим внедрением.

 

Деятельностью предприятия

Инновационных проектов

В практике управления проектами широко применяется метод расчёта периода окупаемостиок), который состоит в определении срока, необходимого для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Для его расчёта применяется формула:

, (7.1)

где ИЗ – первоначальные инвестиции в проект;

ДП – годовая сумма денежных поступлений от реализации инновационного проекта.

Преимуществами этого метода при сравнении альтернативных проектов выступают простота и лёгкость расчёта. Но при использовании статического метода расчёта Ток существует несколько ограничений:

- сопоставляемые с его помощью проекты должны иметь одинаковый срок жизненного цикла;

- все сравниваемые проекты должны предполагать разовое вложение первоначальных инвестиций;

- после завершения вложения средств инвестор должен получать примерно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении всего периода жизни проектов;

- метод не учитывает различия ценности денег во времени и наличия денежных поступлений после окончания срока окупаемости.

Как статический используется также метод определениясреднегодовой рентабельности инвестиций в проект (ИРп или return of investment, ROI). Он показывает, какой доход приносит каждая вложенная в проект денежная единица и определяется из выражения:

, (7.2)

где ЧПп – среднегодовая сумма чистой прибыли за период эксплуатации проекта;

ИЗ – сумма инвестиционных затрат на реализацию инновационного проекта.

Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение ИРп. Этот показатель удобно использовать при сравнении эффективности инвестиций в альтернативные проекты, т.к. он прост в применении, а его величина оказывается достаточно близкой к более сложно рассчитываемому показателю внутренней нормы прибыли. Его ограничением является то, что ИРп не соизмеряет анализируемые показатели во времени.

Аналогичным является метод определения бухгалтерской рентабельности инновационных проектов (Рб), который предполагает оценку инвестиций на основе не чистых денежных поступлений, а бухгалтерского показателя – дохода инноватора до процентных и налоговых платежей (или дохода после налоговых, но до процентных платежей). Расчёт этого показателя производится по формуле:

, (7.3)

где E – средняя величина дохода фирмы до налоговых платежей;

H – ставка налога;

СНа, СКа – учётная стоимость активов на начало и конец периода соответственно.

Но этот показатель, как и Ток, не учитывает разноценности денежных средств во времени и игнорирует различия в продолжительности эксплуатации объектов, созданных в результате инновации.

На основе статического метода может быть рассчитана точка безубыточностипроектаб). Она определяется из соотношения равенства издержек и выручки от реализации новой продукции или услуг:

. (7.4)

 

Для расчёта точки безубыточности применяется формула:

, (7.5)

где С – условно-постоянные расходы на годовой выпуск новой продукции;

p – цена единицы новой продукции;

P – выручка от реализации новой продукции в расчёте на годовой выпуск;

v – переменные затраты на производство единицы новой продукции;

V – переменные затраты на годовой выпуск новой продукции;

M – годовая прибыль от реализации новой продукции;

N – годовой выпуск новой продукции в натуральном выражении.

Как правило, показатель Ток применяется для определения правильности расчёта объёма реализации новой продукции или услуг.

Примером статического метода определения экономической эффективности может также служить метод определения прироста прибыли от внедрения новшеств. Прирост прибыли от внедрения новшеств (новой техники, технологии, новой организационной структуры) можно рассчитать по формуле, в которой экономический эффект определён в размере текущих затрат (без учёта экономии капиталовложений):

, (7.6)

где ΔПп – прирост прибыли от внедрения новшества;

Цн – оптовая цена единицы продукции после внедрения новшества;

Сн – себестоимость единицы продукции после внедрения новшества;

Цб – оптовая цена единицы продукции до внедрения новшества;

Сб – себестоимость единицы продукции до внедрения новшества;

Опр – прогнозируемый объём производства продукции.

Может использоваться также метод определения суммарного (совокупного) эффекта от внедрения новшеств. В соответствии с ним суммарный эффект от внедрения новшества определяется экономией совокупных (текущих и единовременных) затрат. Он определяется по формуле:

, (7.7)

где Ээ – совокупный (суммарный) эффект от внедрения новшества;

∑ΔП – суммарный прирост прибыли;

∑К – объём капитальных вложений, требуемый для финансирования нововведения;

Ен – нормативный коэффициент эффективности внедрения новшества, рассчитывается как , где Ток – период окупаемости инвестиций в новую технику или технологию.

При внедрении новой техники или технологии используется также м етод оценки годового экономического эффекта. Онопределяется по формуле:

, (7.8)

где Энт – экономический эффект от новой техники или технологии, руб.;

Збаз – приведённые затраты на производство единицы продукции с помощью базового варианта техники или технологии, руб.;

Знов – приведенные затраты на производство единицы продукции с помощью новой техники или технологии, руб.;

Nнов – годовой объём производства продукции с помощью новой техники и технологии, руб.;

Снов – себестоимость продукции на основе новой техники и технологии, руб.;

Кбаз – капиталовложения на единицу продукции базового варианта, руб.;

Кнов – капиталовложения на единицу продукции на основе новой техники и технологии, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности.

Метод расчёта суммарных затрат на внедрение технико-технологического новшества предполагает учёт издержек на реализацию технико-технологической инновации. В их структуру входят капитальные вложения, затраты на оборотные фонды и затраты живого труда. Экономический эффект рассчитывается по формуле:

, (7.9)

где Эт – экономический эффект от внедрения новой техники и технологии за расчётный период Т, руб.;

Рт – стоимостная оценка результатов за расчётный период Т, руб.;

Зт – стоимостная оценка затрат на мероприятия по разработке, внедрению и освоению новой техники и технологии за расчётный период Т, руб.

Суммарные капитальные вложения в технико-технологическую инновациюсум) определяются по формуле:

, (7.10)

где Кнр – затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (либо на приобретения патента, лицензии и т.д.);

Ктп – затраты на приобретение, доставку, монтаж (демонтаж) оборудования, техническую подготовку, наладку и освоение производства;

Коб – затраты на пополнение оборотных средств предприятия, связанные с созданием и использованием новой техники;

Косв – затраты (прибыль) от производства и реализации продукции в период освоения производства, предшествующие расчетному году.

Статические методы позволяют также оценить экономическую эффективность социальных проектов. При этом следует иметь в виду, что значительная часть социальных эффектов инноваций приводит также к повышению экономической эффективности организации. Например, решение об улучшении условий труда работников может вызвать снижение заболеваемости и способствовать приросту продукции. В этом случае прирост продукции может быть рассчитан по формуле:

, (7.11)

где ΔО – прирост продукции вследствие снижения производственной заболеваемости;

Ч1 – численность работников;

У1 – уровень заболеваемости до принятия и реализации управленческого решения (дней);

У2 – уровень заболеваемости после реализации решения об улучшении условий труда (дней);

П – производительность труда одного работника в день.

Инновационных проектов

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов [1] основными методами оценки экономической эффективности инноваций являются методы расчёта чистого дисконтированного дохода, периода окупаемости, индекса доходности проекта, внутренней нормы (ставки) доходности. К этим показателям, определяемым дисконтными методами, принято добавлять два показателя, определяемые статическими методами: индекс рентабельности инвестиций в проект и недисконтированный период окупаемости (рис. 7.2).

 

 
 

Рис. 7.2. Группировка основных показателей оценки эффективности

инновационных проектов по используемым методам расчёта

Расчёт коэффициента дисконтирования (i) осуществляется с учётом следующей зависимости:

i = f (a, b, c), (7.17)

где а – принимаемая цена капитала, очищенная от инфляции, или чистая доходность альтерантивных проектов вложения финансовых средств;

b – премия за риск для проектов данного типа (методы её начисления см. в теме 8);

с – уровень инфляции.

Метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД) или чистой текущей стоимости (net present value, NPV) основан на сопоставлении инвестиционных расходов и суммарных чистых денежных поступлений от реализации инвестиций, которые в силу разновременности поступления должны быть продисконтированы, то есть приведены к одному (базовому) моменту времени. Метод носит и другие названия: чистого приведенного дохода, интегрального эффекта.

Чистый дисконтированный доход определяется по следующей формуле:

, (7.18)

где ИЗt – единовременные затраты на инвестиции на шаге t;

ДПt – чистый денежный поток, полученный на шаге t;

i – коэффициент дисконтирования или используемая дисконтная ставка, выраженная десятичной дробью;

n – число интервалов в общем периоде t;

t – продолжительность одного расчётного шага (подпериода);

Для расчёта ЧДД можно использовать модифицированную формулу:

, (7.19)

При ЧДД<1 при данной норме дисконта i принятие инновационного проекта к реализации экономически нецелесообразно. Экономическая привлекательность проекта тем больше, чем в большей мере ЧДД превышает 1.

В условиях высокого уровня инфляции NPV (ЧДД) может рассчитываться с помощью другой формулы:

, (7.20)

где Rt – номинальная выручка t-го года, оцененная для безинфляционной ситуации, т.е. в ценах базового периода;

it темпы инфляции доходов t-го года;

Сt – номинальные денежные затраты t-го года в ценах базового периода;

ir΄ – темпы инфляции издержек t-го года;

N – ставка налогообложения прибыли;

I0 – первоначальные затраты на приобретение основных средств;

k – средневзвешенная стоимость капитала, включающая инфляционную премию;

Dt - амортизационные отчисления t-го года.

Горизонт времени при расчёте ЧДД (NPV) – количество и длительность расчётных шагов – определяется целесообразным сроком эксплуатации проектируемого объекта или нормативным сроком службы основного технологического оборудования. Также его могут определять требования внешнего инвестора.

Если периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта переводят в соответствующие единицы: проценты в месяц, квартал или полугодие. Для этого используют формулу:

, (7.21)

где ik – пересчитанная норма дисконта;

i – исходный дисконт, % годовых;

k – количество периодов пересчёта в году (k =12 для периода в 1 месяц, k = 4 для периода в 1 квартал, k = 2 для периода в 1 полугодие).

Кроме учёта "потоковой" распределенности вложений в проект, метод расчёта ЧДД позволяет получить вероятную оценку прироста капитала предприятия в случае принятия проекта. Это особенно важно, когда основной задачей инновационной деятельности является наращивание потенциала организации.

Этот показатель также обладает свойством аддитивности: он позволяет суммировать значения показателей ЧДД по различным проектам и использовать агрегированную величину для оптимизации инновационных портфелей организации.

Индекс доходности инновационного проекта (ИДп или profitability index, PI), представляет собой отношение суммарных чистых денежных потокам к приведённым на ту же дату суммарным инвестиционным расходам:

. (7.22)

Если значение ИДп<1, то при заданной ставке дисконтирования i инновационный проект экономически неэффективен. Чем больше ИДп превышает единицу, тем выше экономическая привлекательность проекта.

Показатель ИДп удобен для сравнения проектов, различающихся по величине денежных потоков.

Дисконтируемый период окупаемости инвестицийв инновационный проект (ПОп или payback period, PB) – период времени, начиная с которого чистый дисконтированный доход принимает устойчивое положительное значение.

При единовременных затратах (ИЗе) по инновационному проекту ПОд рассчитывается по следующей формуле:

. (7.23)

Если затраты на реализацию проекта распределяются по определённым интервалам времени, то показатель ПОп находят из следующего выражения:

. (7.24)

Величина ПОп определяется путём последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объёму инвестиций или превышающая его.

Возможен и другой способ расчёта: из суммы первоначальных инвестиций нарастающим потоком вычитают денежные поступления до тех пор, пока их разница станет равна нулю. Данный период и является сроком окупаемости инвестиций в инновацию.

На практике нередко применяют метод приблизительной оценки периода окупаемости:

, (7.25)

где t – последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение;

ДД(t-) – последняя отрицательная разность накопленного дисконтированого дохода и дисконтированных затрат;

ДД(t+) – первая положительная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат.

Основным ограничением в применении этого показателя является то, что он не учитывает влияния доходов последних периодов на экономическую эффективность проектов.

Показатель ПОп особенно эффективен в следующих ситуациях:

- когда менеджеры проекта в большей степени озабочены проблемой ликвидности, а не прибыльности проекта: главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее;

- когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска: чем короче срок окупаемости, тем меньше вероятность проявления неблагоприятного влияния факторов внешней среды на процесс реализации проекта, следовательно, меньше и уровень риска.

Метод определения внутренней ставки (нормы) доходности (ВСД или internal rate of return, IRR) характеризует норму дисконта, при которой суммарный чистый дисконтированный поток доходов от реализации проекта будет равен исходным капитальным вложениям. Иначе говоря, под внутренней нормой прибыли понимают ту расчётную ставку процента, при которой капитализация регулярно получаемого дохода даёт денежную массу, равную инвестициям. Это означает, что инвестиция в инновационный проект является окупаемой операцией.

Другими терминами для обозначения внутренней нормы прибыли являются внутренняя норма доходности, внутренняя норма рентабельности и внутренняя ставка доходности. ВСД является эндогенным (внутренним) показателем для организации.

Внутренняя ставка доходности рассчитывается по формуле:

или (7.26)
. (7.27)

Внутренняя норма прибыли является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные инновационные проекты. Критерием принятия проекта к реализации служит превышение внутренней нормы прибыли над выбранной ставкой дисконтирования. При ставке ссудного процента, равной внутренней норме прибыли, инвестирование финансовых средств в проект даст в итоге тот же результат, что и помещение их в банк на депозитный счёт. Таким образом, при этой ставке ссудного процента обе альтернативы помещения финансовых средств экономически эквивалентны.

В случае финансирования инновационного проекта за счёт собственных средств инноватора отрыв процентной ставки от уровня внутренней нормы прибыли на инвестиции будет характеризовать потенциально упущенную выгоду, которую инноватор смог бы реализовать, разместив свои средства на рынке кредитных ресурсов.

Если реализация проекта требует привлечения внешнего капитала, то ВСД выступает основным критерием его оценки: только превышение внутренней нормы прибыли над ценой привлекаемого капитала может гарантировать возврат кредита и получение определённого уровня предпринимательского дохода.

Достоинством показателя ВСД является ещё и то, что он может служить индикатором уровня риска по проекту: чем в большей степени IRR превышает принятый организацией барьерный уровень рентабельности, тем менее опасны возможные ошибки при оценке величины будущих денежных поступлений.

К ограничениям показателя ВСД относятся:

- отсутствие свойства аддитивности: являясь относительным показателем, он не даёт достаточного представления о возможном вкладе проекта в увеличение капитала предприятия, особенно если сравниваемые проекты существенно различаются по величине денежных потоков;

- непригодность для анализа неординарных инвестиционных проектов, когда оттоки и притоки капитала чередуются. В этом случае значений критерия IRR может быть несколько.

Кроме того, при использовании смешанного капитала требования внешнего инвестора и организации-инноватора к норме дохода могут различаться. В этом случае основным критерием выбора проекта выступает значение ЧДД.

Помимо приведённых основных показателей оценки отдачи от инвестиций в инновационные проекты может использоваться метод расчёта коэффициента финансовой автономности проектафа):

, (7.28)

где Сс – собственные средства инноватор







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.