|
Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемогоСвязь между подлежащим и сказуемым называется координацией. В нее могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не всегда соответствуют друг другу. 1. Сказуемое при подлежащем, выраженным собирательным сущ-м с количественным значением (большинство, меньшинство, множество, большая часть), сказуемое может иметь как форму ед.ч., так и мн.ч.: Большинство студентов посещало лекции – Большинство студентов посещали лекции. В последнем случае происходит согласование по смыслу, в первом – грамматически. В прошлом нормой считалось грамматическое согласование (т.е. ед.ч.). Но сейчас учитывается контекст. Сказуемое ставится во множественном числе в следующих случаях: 1) Если подлежащее называет одушевленные предметы: Большинство студентов хорошо отвечали – Большинство предметов лежало в беспорядк е. 2) При дистантном расположении главных членов, особенно при отделении от сказуемого причастным, деепричастным оборотом, или при перечислении главных членов в составе подлежащего или сказуемого. Большинство аспирантов, заключив договор, работают в университете. Большинство студентов получили учебники, ознакомились с их содержанием и подготовились к занятиям. Большинство студентов и аспирантов ознакомились с рукописью. 3) Если сказуемое указывает на действия многих лиц (Большинство участников слета встретились впервые) или если сказуемое именное,: Большинство приехавших были ветераны. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее выражено собирательным существительным и не имеет при себе управляемых слов или имеет зависимое слов в Р.п. ед. числа: Большинство проголосовало против. Большинство группы пришло на вечер. В случаях типа Большинство артистов были студенты – т.н. обратное согласование, когда связка координируется не подлежащим, а именной частью сказуемого. Обратное согласование подчеркивает значение слова. Оно наблюдается также при подлежащем, выраженном местоимением это: Это был удар для меня.
2. Форма сказуемого при подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием, определяется смыслом. Так, при форме ед.числа внимание обращается на кол-во предметов, о которых идет речь, а при форме мн.числа выделяются отдельные считаемые предметы как производители действия: К началу экзаменов явилось 10 человек. 10 человек окончил и институт с отличием. Строится 150 новых школ (единая совокупность предметов) – Строится еще 5 мощных заводов (отдельные единицы, расчлененное представление о действии). Чаще всего ед. число употребляется: 1) При подлежащем, обозначающем большое кол-во предметов, т.к. большая группа воспринимается как единое целое: 137 делегатов уже зарегистрировалось, а 5 человек опаздывали. 2) При обозначении веса, пространства, времени: потребуется 34 кг олифы. Осталось 25 км. 3) Если кол-во обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, а также при употреблении слов несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало: записалось всего 5 человек, человек шесть отпросилось, только семь карандашей стояло в стакане. Пришло человек 12. Несколько пуль просвистело над головой. 4) При числительном 1 и оканчивающихся на 1: 21 человек сдал экзамен. 5) При подлежащем, выраженным сложным существительным, первая часть которого – числительное пол- (полчаса, полгорода): прошло полчаса. Пролетело полгода. Однако если при этих слова есть определение в И.п. мн. ч., то и сказуемое имеет мн.ч.: полчаса, проведенные вместе, пролетели незаметно. Числительные 2,3,4 чаще других требуют координации по множественному числу: Стояли 3 тройки. Бежали 4 пса.
3. Форма сказуемого при однородных подлежащих Сказуемое ставится во мн. числе, если: 1)Сначала перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует за ними: Катя и Таня играли рядом. 2)Среди однородных подлежащих есть существительные во мн. числе: Его страдания и терпение тронули сердца горожан. Но если ближайшее к сказуемому подлежащее, имеющее форму ед.числа, имеет при себе определение, сказуемое может перенять эту грам. Форму: несся тяжелый топот кованых сапог и бабьи визги. 3)Подлежащие выражены одушевленными существительными разного рода: Брат и сестра пришли вместе. Сказуемое ставится в ед. числе: 1) Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает то одно, то др. лицо или только 1 из возможных субъектов: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке. Московский или Петербургский ун-т проведет эту конференцию. Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах, а сказуемое постпозитивно, оно ставится во мн. числе: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали. То же – если употребляется союз как… так и, подчеркивающий идею множественности: Как студент, так и школьник вышли на митинг. 2) Если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый школьник и каждый студент знает этот учебник. При градации сказуемое грамматически приспосабливается к ближайшему подлежащему, как бы вбирающему в себя значения всех др. подлежащих: Вся Европа, вся Америка, Весь мир смотрел на нас. 3) Если подлежащие связаны союзами не только, но и …, не столько, сколько и пр., содержащими противопоставление: Не только содержание рукописи, но и форма подачи материала требовала отдельного разговора. 4) Если подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), препозитивное сказуемое координирует свою форму по первому подлежащему: Опубликована поэма, а не стихотворение. – Опубликовано не стихотворение, а поэма. Если сказуемое – в постпозиции – его форма зависит от того подлежащего, с которым оно теснее связано по смыслу: Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале. Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале. 4. При подлежащем типа брат с сестрой нужно различать, сколько лиц участвуют в действии: Брат с сестрой уехали в деревню – 2 равноправных деятеля, Брат с сестрой уехал в деревню – брат – деятель, сестра – дополнение. Форма ед. ч. Показывает, что подлежащим является только существительное в И.п., форма мн. числа - что деятели равноправны, т.е. оба они входят в состав подлежащего. Выбор формы – по смыслу. Иногда важен порядок слов. Так, в сочетаниях типа отец с матерью, брат с сестрой, муж с женой на 1 месте обычно стоит более сильный в грамматическом отношении м.род, поэтому действие рассматривается как совместное: дед с бабкой стояли у окошка. Если же на 1 место выдвигается ж.р., то его роль подчеркивается, и это отражается в сказуемом: Бабка с дедом стояла у окна. При наличии слов вместе, совместно чаще употребляется ед.число сказуемого: Директор вместе с сотрудниками подготовил проект. При подлежащих типа лист за листом, капля за каплей сказуемое обычно – во мн. ч. 5. При подлежащем, выраженном вопросительно-относительным, отрицательным или неопределенным местоимением, согласование обычно происходит по муж. роду, даже если речь идет о женщинах: Кто из лыжниц пришел первым? Никто из девочек не мог ничего придумать. Некто в парике бродил по аллеям сада. Если местоимение кто выступает в функции союзного слова в придаточном прдл, то сказуемое обычно ставится также в ед.ч.: Все, кто пришел на завод, собрались в саду. Если же при этом сказуемое стоит во мн.ч., оно подчеркивает множественность производителей действия: Все, кто знали о лекции, пришли послушать. Современная речь, даже книжная, тяготеет ко мн. ч. При именном сказуемом выбор связки определяется по смыслу: Кто был инициатором этой затеи (кто-то) – Кто были инициаторами занятий спортом? (их неск-ко) ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|