Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На предприятиях малого и среднего бизнеса





Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса в России состоит из четырех уровней.

К первому уровню относятся законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку учета на предприятиях малого и среднего бизнеса, такие как:

§ Гражданский кодекс РФ (часть 1 от 30.11.11.94 г. №51-ФЗ, часть 2 от 26.11.96 г. №14-ФЗ, часть 3 от 26.11.01 г. №146-ФЗ, часть 4 от 18.12.06 г. №230-ФЗ);

§ Налоговый кодекс РФ (часть 1 от 31.07.98 г. №146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ) (далее – НК РФ);

§ Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

§ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34-н);

§ Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.98 г. N 64н);

§ Федеральный закон от 24.07.07 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и др.

Документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности, относятся ко второму уровню. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). По состоянию на 01 января 2009 г. утверждены и действуют следующие стандарты:

§ ПБУ 1/2008 – «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 6 ок- тября 2008 г. №106н);

§ ПБУ 2/2008 – «Учет договоров строительного подряда» (Прик. Минфина РФ от 24.10.08 г. №116н);

§ ПБУ 3/2006 – «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (Приказ Минфина РФ от 27.11.06 г. №154н);

§ ПБУ4/99 – «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н);

§ ПБУ 5/01 – «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н);

§ ПБУ 6/01 – «Учет основных средств» (Пр. Минфина РФ от 30.03.01 № 26н);

§ ПБУ 7/98 – «События после отчетной даты» (Пр. Минфина РФ от 25.11.01 г. №96н);

§ ПБУ 8/01 – «Условные факты хозяйственной деятельности» (Приказ Минфина РФ от 28.11.01 г. №96н);

§ ПБУ 9/99 – «Доходы организации» (Пр. Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н);

§ ПБУ 10/99 – «Расходы организации» (Пр. Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н);

§ ПБУ 11/2008 – «Информация о связанных сторонах» (Приказ Минфина РФ от 29.04.08 г. №48н);

§ ПБУ 12/2000 – «Информация по сегментам» (Пр. Минфина РФ от 27.01.2000 г. №11н);

§ ПБУ 13/2000 – «Учет государственной помощи» (Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н);

§ ПБУ 14/2007 – «Учет нематериальных активов» (Пр. Минфина РФ от 27.12.07 г. №153н);

§ ПБУ 15/2008 – «Учет расходов по займам и кредитам» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. №107н);

§ ПБУ 16/02 – «Информация по прекращаемой деятельности» (Приказ Минфина РФ от 02.07.02 г. №66н);

§ ПБУ 17/02 – «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструк- торские и технологические работы» (Пр. Минфина РФ от 19.11.02 г. №115н);

§ ПБУ 18/02 – «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Пр. Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н);

§ ПБУ 19/02 – «Учет финансовых вложений» (Пр. Минфина РФ от 10.12.02 г. №126н);

§ ПБУ 20/03 – «Информация об участии в совместной деятельности» (Приказ Минфина РФ от 24.11.03 г. №105н);

§ ПБУ 21/2008 – «Изменения оценочных значений» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. №106н).

Третий уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса в России включает систему документов рекомендательного характера. Они предполагают несколько вариантов решений организации учета в зависимости от отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Документы третьего уровня разрабатываются на базе документов первых двух уровней и не должны противоречить им. К документам этой группы относятся:

§ План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (Пр. Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н);

§ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

§ Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. №15) и др.

И, наконец, к четвертому уровню относятся документы малого или среднего предприятия, раскрывающие его учетную политику. Они разрабатываются на основе документов первых трех уровней. К ним относятся:

§ Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

§ Формы первичных документов и учетных регистров и т.д.

 

Особенности ведения бухгалтерского финансового

И налогового учета

Для субъектов малого бизнеса существует ряд льгот в области бухгалтерского учета, часть из них предусмотрены российскими стандартами по бухгалтерскому учету. Для использования этих льгот наличие статуса малого предприятия обязательно. Наиболее существенным является возможность неприменения малыми предприятиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02). Кроме этого малые предприятия могут не применять следующие стандарты бухгалтерского учета:

§ ПБУ 8/01 – «Условные факты хозяйственной деятельности» (за исключением субъектов малого предпринимательства – эмитентов публично размещаемых ценных бумаг);

§ ПБУ 11/2008 – «Информация о связанных сторонах»

§ ПБУ 12/2000 – «Информация по сегментам».

Если субъект малого предпринимательства принимает решение о неприменении соответствующих стандартов бухгалтерского учета, то это в обязательном порядке должно быть закреплено в учетной политике.

Приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. N 64н утверждены типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Они предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству РФедерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

Малое предприятие ведет бухгалтерский финансовый учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федера-льным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с главами 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятиях.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухучета.

При этом утверждаются:

§ рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

§ формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

§ порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

§ правила документооборота и технология обработки учетной информации;

§ порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечиваю-щие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдель- ных показателей).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухучета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухучета:

§ единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

§ журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утв. письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. №176)

При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24.07.92 г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);

§ упрощенной формы бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухучета малым предприятием может вестись по:

§ простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

§ форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухучета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета. Малые предприятия, совершающие

незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

Таблица 2.6.1

Форма №К-1 по ОКУД 0720310

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности

Регистрация операций Наличие и движение средств малого предприятия
№ п/п Дата и номер документа Содержание операции Сумма Затраты на производство
Дебет (приход) Кредит (расход)
           
           
           
Наличие и движение средств малого предприятия
Касса Расчетный счет Реализация
Дебет (приход) Кредит (расход) Дебет (приход) Кредит (расход) Дебет (задолженность) Кредит (оплачено)
           
           
           

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Таблица 2.6.2

Форма №В-8 по ОКУД 0720308

Ведомость учета оплаты труда

за _________________200_ г.

 

№ п/п ФИО Должность Остаток зарплаты на начало месяца (задолженность работникам) Кредит (начислено) счета 70
В дебет счетов Итого по кредиту счета 70
         
                   
                   
                   

 

Книга (форма № К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она долж-на быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг) может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

§ Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;

§ Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям – форма № В-2;

§ Ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;

§ Ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;

§ Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;

§ Ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);

§ Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка);

§ Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;

§ Ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;

§ Ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухучета к специфике своей работы при соблюдении:

§ единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

§ взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

§ сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

§ накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

 

2.6.3. Перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.