Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие понятия материи в философии





 

В поисках “первокирпичика” мира античные философы пришли к признанию под материей вещества, некоторой телесности, и эта концепция просуществовала до середины XIX века нашей эры.

Но такой взгляд порождал мучительные проблемы: а что находится между веществом? существует ли абсолютный вакуум, или он чем-то заполненный? что такое пространство и время?

Бурное развитие естествознания породило серьёзное сомненения учёных об абсолютном вакууме, т.к. непонятным были такие явления как прохождение через него звука, света, электрического заряда. Эти мучительные и длительные поиски естествоиспытателей привели к открытию физических полей (гравитационного, магнитного и электромагнитного) и доказательству их материальной природы. Таким образом было доказано атрибутивное свойство материи – её непрерывность. Понятие абсолютного вакуума исчезло. Философы впервые (Ф.Энгельс) сформулировали понятие материи как объективной реальности существующей вне и независимо от человеческого сознания и являющейся источником наших ощущений.

Новейшие открытия в естествознании II половины XIX века и начала

XX века: расщепления атома, теория относительности, теория отражения и другие были использованы В.И Лениным в его полемике с авторами философского учения (Мах, Авенариус и их последователи) вошедшего в историю философии как эмпириокритицизм, или неопозитивизм. В.И. Ленин сформулировал диалектико–материалистическое понятие материя:

« Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. П. 18. С.131.)



Вычленяя признаки материи - она является источником наших ощущений, она копируется, фотографируется, она существуетвне и независимо от ощущений; В.И. Ленин обращает особое внимание на третий признак, называет его важнейшим, так как объективной реальностью является и духовный мир человечества как продукт деятельности человеческого сознания. Эту объективную реальность нельзя путать с материей как объективной реальностью, существующей в бесконечном многообразии ее видов и форм.

Ленинское определение материи имеет огромное мировоззренческое

и методологическое значение, утверждая диалектико-материалистическое мировоззрение и познаваемость мира. Ленинское утверждение, что «материя неисчерпаема вглубь» находит все новые и новые доказательства в открытиях современного естествознания. Таким образом, В.И Ленин преодолевает метафизический взгляд на материю.

 

Современная наука о структуре и свойствах материи

Опираясь на современную научную картину иерархической организации материи в неживой и живой природе и бесконечные многообразные связи и развития материи, философы сформулировали следующие фундаментальные свойства материи: структурность, сохранность, непрерывность, движение как способ существования материи, пространство и время как универсальные формы существования материи и отражение. Важно понять, что перечисленные свойства материи являются именно универсальными и атрибутивными, то есть присущими всем конкретным материальным видом и формам (изученным и еще не неизученным), но их нельзя считать конечными, так как новые открытия в естествознании могут обнаружить новые, еще неизвестные сегодня свойства материи.

 

Движение и развитие. Формы движения материи

Движением, по определению философии является всякое изменение материи; оно является абсолютным, то есть несотворимым и неуничтожимым; неразрывно связан с материей как способ ее существования.

Развитие это движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому при одновременном отмирании старого; без этого отмирания невозможно развитие нового.

Движение бесконечно, многообразно как многообразны структурные уровни материи, но в философии принята определенная классификациядвижений.

Выделим основные типы движений:

Движение внутри вещей на уровне атомно–молекулярных изменений:механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная; движения на уровне микромира и мега мира. Первые пять форм исследованы Ф.Энгельсом, исходя из достижений науки XIX века. Они группируются в три блока движения в неживой, в живой природе и в обществе. В основу классификации форм движения материи Ф.Энгельс положил следующие принципы:

1)они соотносимы с определенными материальными уровнями организации. Этот тип связан с сохранением устойчивости предмета, его качества;

2) движение, связанно с изменением качественного состояния предмета в результате взаимодействия с высшей средой.

3) каждая последующая форма движения возникает на базе низших, то есть предшествующих форм;

4) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Формы движения на уровне мега-и микромира открыты и изучены наукой XX века; они обладают качественным своеобразием. Да и сущность классических форм движения материи (выделеных Ф.Энгельсом), значительно расширились и углубились за счет проникновения науки в мега и микромир. Но необходимо помнить, что каждой форме движения присущи свои материальные носители и свои закон. Все формы движения взаимосвязаны. Так, механическая форма движений: это перемещения тел, вещей относительно друг друга без нарушения их целостности; физическая форма-распад вещества до молекул, ибо молекула является носителем нового вещества; химическая – распад вещества до атомов как переход в новое качество и формирование из атомов молекул, то есть нового качественного состояния вещества; биологическая живая клетка и доклеточные (ДНК, РНК, белки); социальные общности людей и человек; движение на уровне микро мира - элементарные частицы, кварки; мега мира - звезды, планетыгалактики, метагалактики.

 

Пространство и время

 

Каков философский смысл категорий “пространство” и “время”?

Структурная организация мира обнаруживает такие особенности как расположение материальных объектов вне друг друга, что задаёт границы объекта по отношению к окружающей среде, что делает объекты протяженными; каждый объект занимает какое-то место среди других объектов - это наиболее общая характеристика пространства. Абстрактно осмысливая их, мы получаем предельно общее философское представление пространства. Но при этом необходимо помнить, что пространство имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Выявим содержание понятия времени.

Объекты материального мира находятся в движении и развитии. Эти процессы развёртываются по определённым этапам, располагающихся последовательно друг за другом, что выражается в понятии длительности.

Сравнение этих длительностей является основой количественных мер, выражающих скорость развёртывания процессов, их ритм и темп. Абстрагирование длительности и скорости от самих процессов даёт нампредставление о времени как таковом. Но это представление имеет смысл лишь постольку, поскольку оно связано с движением и развитием материальных объектов. Иначе говоря пространство и время являясь универсальными формамиматерии, неразрывно связаны с движением.

Получив общее представление о пространстве и времени, перейдём к рассмотрению их свойств с позиций реляционной концепции. Итак, пространство и время как универсальные формы существования материи в нашей материально-инерциальной системе (в нашей галактике) существуют объективно, имеют 4 измерения (пространство – 3, время 1), пространство измеряется в единицах объёма, время – в единицах времени; пространство и время прерывны относительно конкретных материальных образований, а относительно мира в целом – непрерывны, т.к. непрерывна движущаяся материя как объективная реальность.

В истории философии длительно существовала субстанциальная концепция пространства и времени, рассматривающая их как совершенно самостоятельные сущности, как некую арену, в которой существуют и движутся материальные образования. ( Демокрит и Эпикур, И.Ньютон и др.). Впервые реляционную концепцию пространства и времени обосновал Г.Лейбниц. И.Кант подошёл к ней вплотную, но дать ей всестороннее обоснование пока не смог. Только в XX веке физики, опираясь на теорию относительности А.Эйнштейна, дали всестороннее научное обоснование реляционной концепции пространства и времени. Более того, это теория доказала, что в разных материально- инерциальных системам, связанных с приближением движения к скорости света, и при взаимодействии между крупными космическими телами с мощным гравитационным полем пространство искривляется, связи между пространством и временем изменяется и появляется многомерность пространства. Понятие многомерности пространства широко применяется и в математике, где изучается геометрия отношений между различными материальными формами.

И ещё один важный момент: непрерывность пространства времени, связанную с бесконечностью мира, необходимо понимать не в чисто количественном измерении (“дурная бесконечность”), а прежде всего в качественномсмысле. Это значит, что на разных уровнях организации материи мы сталкиваемся с качественно различными структурами пространства и времени. Качественные формы пространства и времени значительно различаются в неживой и живой природе; свою специфику и сложную структуру имеют социальное пространство и время, обусловливающуюся динамикой социально организованной материи, своеобразием проявления и индивидуальной жизни людей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.