Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Учение о развитии (Диалектика)





Диалектика. Её смысл

Философское миропонимание призвано не только представить основные “блоки” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

Этапы развития диалектики.

В античной философии под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему до получения согласия, т.е. некоторой истины. Сократ под диалектикой понимал ведение учёных бесед (диалогов). Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от конкретных многообразных значений к общим понятиям – идеям, выражающим истинно сущее.

В средние века диалектика дальше развивалась как искусство спора. Пьер Абеляр этой проблеме посветил свою книгу “Да и нет”. Искусство спора в этот период культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработка методов опровержения доводов противников церкви. Но тем не менее искусство спорить (диалоги) приобретают всё более совершенные формы. В результате культура диалектической полемики приобрела непреходящее значение.

Начиная с античной философии (Индия, Китай и Греция) философы всё более пристально вглядывались в подвижный характер природы, но они ещё не располагали научными знаниями о различных видах и формах движений, но тем не менее сумели схватить общую сущность движения – подвижный характер бытия, т.е. его изменчивость, хотя уровень его и суть считались ещё долго стабильными.

Дальнейшее накопление научных и практических знаний о мире привело философов к пониманию наличия в мире как изменчивости, так и устойчивости. Это явление можно было понять и объяснить только через такую сложную форму изменений, как развитие в природе и обществе. Понятия развитие начало формироваться в результате возникновения представления о временной направленности, неповторимости событий как в природе, так и в общественной жизни. Декарт, Вольтер, Руссо, Кондорсе и другие философы развивали учение развитии.

Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Это был следующий исторический тип диалектики. Целостную концепцию развития, хотя и на идеалистической основе, разработал Гегель. Его учение стало одним из важных теоретических источников – разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики.

Гегель чётко и всесторонне разработал и привел в систему понятийный аппарат диалектики: принципы, законы и категории, показав неразрывную связь между ними. Это было значительным шагом в развитии философии. Маркс и Энгельс, очистив гегелевскую диалектику от идеализма, поставили её на прочную научную основу; диалектика как метод мышления и познания мира приобрела научный характер. Творчески соединив с философским материализмом, они подняли мировую философскую культуру на новый уровень, получивший название – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика превратилась в науку о законах развития природы, общества и мышления. “Субъективная “диалектика мысли выступила, как отражение “объективной” диалектики. Ключевой и самой ёмкой проблемой, охватывающей весь комплекс диалектических связей, является понимание процессов развития, т.е. что условием развития являются связи.

 

Универсальные связи бытия

Важнейшее место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи бесконечно многообразных явлений. Опыт осмысления связи вплоть до единства противоположности – достижение диалектической мысли. В форме познания универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категории диалектики это философские понятия, в которых отражаются универсальные связи бытия во всём их многообразии – гибкости, противоречивой динамике.

 

Типы связей, понятие закона и закономерности

 

Структурные связи, выражающие «устройства», «организованность» бытия. Отражаются в категориях: единичное и общее, явление и сущность. Эти пары категорий позволяют проникнуть в понимание законов и закономерностей бытия.

Под законом диалектика понимает связи – существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, объективные. Если связь лишается какого-либо из названных пунктов, она теряет характер закономерности. Последняя выражает действия законов.

К структурным связям также относятся и следующие пары категорий: часть и целое как отражение принципов целостности; форма и содержание как упорядоченность бытия; элемент и структура как системность бытия; системообразующие связи.

 

Связи детерминации. Принципы детерминизма

Причинные связи, отражающие принцип причинности. Причина и следствие; связи между ними обусловленные. Случайность и необходимость, возможность и действительность – связь между ними также обусловлена.

Концепция детерминизма

В широком смысле детерминизм есть такая концепция понимания мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.

Долгое время умами ученых владел механистический детерминизм, базировавшийся на однозначности причинных связей и исключающий случайности (Демокрит, Спиноза и др.). Такой подход не принимал вероятностной, статистической формы детерминизма. По мере развития науки в XX веке становилось понятным, что одинаковых причин, условий и результата в мире не бывает. Совершился переход к пониманию многозначности связей между причинами и следствиями, т.е. к статистическому детерминизму.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции детерминации причины и следствие необязательно должны быть связаны с жесткими и однозначными связями, т.е. необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая.

Индетерминизм – это отрицание закономерности и причинной обусловленности связи, т. е. абсолютизация случайностей. Наукой было установлено, что случайность тоже не беспричинна; она обусловливается перекрещиванием необходимостей, т.е. закономерна.

Развитие как процесс обусловленный множеством связи, это движение по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому с необходимостью отрицания старого; этот процесс детерминирован специфическими физическими закономерностям - объективными законами развития. Чтобы понять сущность и многообразие развития, необходимо вычленить основные законы развития и понять механизм их реализации.

Так на вопрос, как происходит развитие, отвечает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Механизм этого закона реализуется в категориях: свойство, количество, качество, мера, постепенность, скачёк как переход в новое качество. Этот закон говорит нам, что развитие происходит в двух формах (постепенность и скачёк, непрерывность и прерывность), что мера является объективной границей бытия данного качества, что скачёк – объективно неизбежен. Многообразие скачков обуславливается качественным многообразием бытия.

Вопрос о том, что является причиной, источником развития, раскрывается законом единства и борьбы противоположностей. Механизм реализации этого закона осуществляется через категории: тождества различия, противоположность, единства, борьба, противоречие как отражение борьбы противоположностей, находящихся в единстве. Механизм реализации данного закона осуществляется через развитие противоречия от потенциального состояния до конфликта. Последний непосредственно предшествует скачку как переходу исходного состояния вещи в новое качество путем разрешения противоречия. В зависимости от формы противоречий, способ их разрешения приобретает своеобразный характер. Но при всех обстоятельствах назревшее противоречие должно быть разрешено - оно не может быть отменено путём примирения между противоположностями. Этот закон является сутью, ядром диалектики.

Наконец, вопрос в каком направлении осуществляется развитие раскрывает закон отрицания отрицания. Он осмысливается через категории потенциальное отрицание как находящее внутри вещи способность к развитию; первое отрицание как реальный переход вещи в свою противоположность; второе отрицание как относительное завершение цикла развития в виде приближения к исходному качественному состоянию, но с новыми свойствами, возникшими под влиянием внешних условий и внутренних изменений. Отрицание предшествующей ступени развития последующей происходит как диалектическое отрицание, т.е. отрицание с сохранением всех видовых и родовых признаков и свойств исходной вещи и отмирание всего устаревшего, т.е. потерявшего способность к дальнейшему развитию. Через диалектическое отрицание осуществляется механизм преемственности как выражение устойчивости и изменчивости в развитии.

Законы диалектики носят универсальный характер, отражая процессы развития в природе, обществе и в мышлении. В развитии осуществляются принципы диалектики:

1)принцип детерминации, 2) принцип историзма, 3) принцип конкретности, 4) принцип проверки практикой.

Всеобщий принцип развития позволяет осмыслить такие процессы как прогресс и регресс.

Идея прогресса родилась в период подъёма капитализма. Её развивали Д.Вико, А.Тюрго, И.Гердер, Ж.Кондорсе, Г.Гегель и др. философы. Эта идея применялась к пониманию развития общества. Долгое время она носила ценностный характер.

В комплексе понятий материалистической диалектики прогресс в самом широком смысле определяется как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высшим, совершенным при одновременном отмирании старого, т. е. регресса. Иначе говоря, в живой природе и обществе всякое изменение, выступающее как прогрессивное, необходимо связано с изменениями регрессивными. Без одного нет другого. В реальных процессах развития природы и общества проявляется объективная многонаправленность процессов (прогресс, регресс и круговые изменения).

Для осмысления сложных, противоречивых процессов развития человечество не выработало более эффективных методов, чем диалектическое мышление. Законы диалектики позволяют нам понять всю сложность и противоречивость прогресса и регресса, как сторон развития.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.