|
Взаимодействие эмпирии и теории в историческом развитии науки
1. Эмпирия и теория характеризуют две формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания; 2. В основе разделения на эмпирическое и теоретическое познание в научном познании лежит выделение эмпирического и теоретического исследований, которые отличаются по целям; 3. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, накапливая научные факты; 4. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях; 5. Эти две формы научного исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания: - эмпирические исследования, выделяя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулируют развитие теоретических исследований, ставя перед ними новые задачи; - теоретические исследования, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывают новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируя и направляя эмпирическое исследование.
Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория
Любая научная деятельность активизируется при появлении научной проблемы. Научная проблема – это такая проблема, которая не может быть разрешена на основании имеющихся научных знаний. Для решения возникшей научной проблемы исследователи выдвигают научные гипотезы, то есть предположения о возможности решения научной проблемы. Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки составляют гипотетический метод. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой. Чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять ряду условий: соответствовать принципам научного мировоззрения; учитывать уже существующие законы; опираться на факты, объяснять их и обладать способностью предвидеть новые; допускать экспериментальную, эмпирическую проверку; иметь единый принцип объяснения, не прибегая к дополнительным предположениям. Проверка гипотезы состоит не в единичных экспериментальных актах, а в совокупной общественно-исторической практике. Когда гипотеза подтверждается практикой, она превращается в теорию. Однако в процессе развития и познания многие теории оказываются относительными истинами. Функции гипотезы и теории. 1. Гипотезы дают вероятное знание, теории – достоверное. Теория выполняет функцию объяснения существующих фактов, раскрывает сущность явлений. Гипотеза дает объяснение на уровне возможного, теория – на уровне действительного. 2. Предсказание и научное предвидение. Теории отражают внутренние, необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Адекватное понимание этих связей и законов позволяет предвидеть дальнейший ход развития исследуемого объекта.
Понятие методологии, метода и методики научного познания Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод - совокупность подходов, приемов, способов и средств научного познания. Подход – мировоззрение познающего человека. Приемы – идеальные методы познания. Средства – материально-техническая база. Методика – конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. В методологии используют: 1. Общефилософские методы: диалектика и метафизика. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: ü по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; ü по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; ü по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); ü по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; ü в системе мышления - если диалектический способ мышления сводит к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и одностроннее; ü в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое"; ü в отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); ü согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; ü в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. 2. Общенаучные методы – методы, сформулированные как обобщение методов частных наук. Методы конкретных наук. Методы научного познания
5.1. Эмпирический уровень научного познания и его методы
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Методы эмпирического уровня носят конкретный характер. 1. Наблюдение - сбор информации об объекте изучения без нарушения его естественных связей. Необходимо уметь выделить предмет изучения из других предметов и назвать его. Все это есть процесс мысленного вычленения, узнавания. 2. Описание – регистрация фактов наблюдения. 3. Измерение – сравнение с эталонами, чисто внешне мы не можем получить точную информацию. 4. Сравнение – сопоставление полученной информации с ранее полученными знаниями. 5. Физическое моделирование – на модель переносятся только те части объекта, которые мы исследуем. Физические модели выступают основой для нового метода эксперимента. 6. Эксперимент – объект в искусственных условиях. Необходимо избавиться оттого, что мешает исследованию определенной стороны объекта. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|