Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследования





 

1. Анализ и синтез. Анализ - мысленное расчленение изучаемого объекта на составные части, и исследование каждой части в отдельности. Найдем те свойства, которые присущи каждой части и затем объединим их – синтезируем. Результат синтеза – проникновение в сущность. Синтез – мысленное соединение общего в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

2. Индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному.

3. Абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – вычленение единичных свойств. Абстрагирование невозможно без обобщения. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.

4. Аналогия и моделирование. Аналогия - перенесение на подобные одно-порядковые процессы или вещи добытых знаний. Аналог - однопорядковый объект. Моделирование (теоретическое) – перенесение полученных знаний на прототип.

 

Теоретический уровень научного познания и его методы

 

Целью этого уровня научного познания является приращение новых знаний путем проникновения в сущность объектов изучения.

Методы теоретического исследования:

1. Метод формализации – полученное знание оформляется определенным образом в виде формул, аксиом, таблиц, графиков и т.п. Этот метод используют для концентрации полученных знаний.

2. Аксиоматический метод – ранее полученные знания служат основой для объяснения новых положений в науке. Этот метод используют для доказательства новых знаний.

3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, и наоборот – движение знаний от теорий к конкретным объектам, и наоборот.

4. Исторический метод – изучение любого объекта в процессе его исторического бытия, во временных и пространственных параметрах для предвидения будущего.

5. Логический метод – исследование любого объекта во всех его связях и отношениях. Позволяет изучить все особенности и функции объекта.

6. Системный метод – видение целостности как системы, отыскание системообразующего элемента и его связей другими элементами системы.

7. Теоретическое моделирование – разработка идеальной модели теоретической находки. Всякое научное открытие моделируется теоретически и является вкладом в науку.

Тема 10. Философские проблемы науки и техники

 

Что такое наука?

Прежде всего, наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука многолика. Она выступает в разных качествах: как всеобщий духовный продукт общественного развития, как форма общественного сознания, как духовный потенциал материального производства, как орудие господства человека над природой, как обобщённый опыт всего человечества, как основа мировоззрения, как результат деятельности учёных, как развивающаяся система знаний и т. д.

Наука в качестве знания использует специально выработанные интеллектуальные средства: особую терминологию, знаковые системы, наглядные образы. Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была ещё опытной, экспериментальной, а являлась чисто умозрительной и когда её задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании.

Наука - это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Её взаимоотношения с материальным производством и общественной практикой выступает как отношение одной формы общественного производства с другой, т.е. материального и духовного производства.

Таким образом, наука-это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Проблемы классификации наук

 

Классификация наук представляет собой процесс раскрытия взаимной связи наук на основании определённых принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения наук.

Связи наук определяются:

1. предметом науки и объективными отношениями между различными его сторонами;
2. методом и условиями познания предметов наук;

3. целями, которыми порождаются и которым служат научные знания.

Принципы классификации:

С гносеологической точки зрения принципы классификации делятся на объективный, когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта, ученого.

С методологической точки зрения принципы классификации наук

делятся в соответствии с тем, как понимается связь между науками: как внешняя, когда науки лишь сополагаются друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой.

С логической точки зрения за основу классификации наук берутся различные стороны общей связи наук, характеризующие начальный и конечный пункты основного ряда наук. Отсюда два принципа расположения наук, в порядке: а) убывающей общности - от общего к частному и б) возрастающей конкретности - от абстрактного к конкретному.

Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе классификации наук предполагают нераздельность принципа объективности и принципа развития. Гносеологические, методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи наук, выступают при этом в их внутреннем обществе.

Классификация наук представляет собой итог развития самих наук в их взаимной связи. Поэтому, чтобы правильно решить с логической стороны, как связаны между собой различные отрасли знания и в какой последовательности они должны располагаться в ряд, нужно рассмотреть их исторически - как они возникали и развивались одна за другой, влияя друг на друга.

В настоящее время общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трёх главных разделов научного знания: естествознания, обществознания и философии. (Специальные классификации в лекции не рассматриваются). Сложившаяся к настоящему времени структура науки включает в себя:

а. фундаментальные исследования, направленные на выявление закономерностей своего предмета, например, строения материи или законов функционирования и развития общества;

б. прикладные, целью которых является изучение возможностей извлечения практической пользы из полученных знаний, например, в форме технологии, научного предсказания развития природных и социальных процессов, получения средств лечения болезней и т. п. Граница между исследованиями фундаментальными и прикладными во многих моментах относительна, а связь между ними диалектична.

Классификация науки является теоретической основой многих отраслей практической деятельности людей. Она касается: 1) вопросов организации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений; 2) планирования научно- исследовательских работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный характер; 3 ) контакта, координирования и кооперации работ ученых различных специальностей, в частности между философами и представителями частных наук; 4) связи теоретических исследований с практическими задачами; 5) учебно-педагогической работы, особенно в вузах широкого профиля (университеты), связи между теоретическими и техническими дисциплинами и т.д.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.