Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Техника и техническое знание





 

Техническое знание следует считать особой отраслью знания, которое отличается от естествознания в силу того, что его объект- техника - непрерывно изменяется, определяя постоянную направленность технологического знания в будущее.

Появление технических наук существенно усложнило всю систему научного знания. Первоначально технические науки решали задачу: как практически применить достижения естествознания. Эти производственные задачи определили прикладной характер технических наук. Техническая теория выполняла роль связующего звена между естественнонаучной теорией и инженерной практикой. Однако конструктивно- технологические расчёты зачастую опережают уровень развития естествознания в силу того, что задачи техники как части материально- технической практики опережают уровень развития естествознания. Поэтому техническая теория может и должна в дальнейшем определять направление научных поисков. Но в таком случае в техническом знании следует выделить собственные фундаментальные и прикладные исследования, которые вступают в сложные отношения с фундаментальными и прикладными исследованиями в естествознании. В связи с этим не следует рассматривать техническое знание лишь как прикладные науку, использующую достижения естествознания, то есть надо говорить о прикладных и фундаментальных технических науках.

Задача технического знания оказывается гораздо шире, чем выявление прикладного аспекта естествознания, ибо оно направлено на изучение законов создания и функционирования техники как способа связи общества с природой.

В техническом познании существует своя специфика в движении знания от эмпирии к теории и, следовательно, в понимании факта и эмпирических данных:

а. В онтологическом плане - техническим фактом служат работающие конструкции, созданные человеком, использующим практические знания или теоретические расчёты.

 

б. В гносеологическом отношении роль эмпирического основания технических наук выполняют естественнонаучные теории, истинность которых уже подтверждена на практике, но в иных, не технических отношениях. Их соединение в новую систему зависит от деятельности конструктора.

Специфика технического знания состоит в том:

а. что в его содержание с необходимостью входят процедуры измерения, в то время как в естественнонаучном знании они являются лишь средством получения знания.

б. физические теории, выступающие в качестве эмпирического основания технических теорий, вводят в их структуру свои теоретические понятия, то есть “язык теоретического уровня“ низводится до “языка эмпирического уровня.”

Содержание технической теории определяется следующими моментами:

а. Выбор конечной цели (назначение конструкции)

б. Исследование возможностей, представляемых естествознанием, для достижения этой цели.

в. Исследование материалов, которые могут быть использованы для создания этой конструкции.

г. Анализ исследований, связанных с применением нового технического объекта, то есть теоретическое выявление тех изменений техники и технологии, которые могут иметь место в связи с внедрением новой конструкции.

В зависимости от характера решаемых задач и от сложности технических объектов, можно говорить о трёх классах технических теорий:

а. Метатеория – интегративная форма знания, которая формулирует принципы и законы, относящиеся к тому, что возможно как потенциальная действительность, то есть указывает на вероятность соединения естественнонаучных закономерностей в новую систему. К этому классу относятся так называемые базовые технические науки, а также формирующаяся ныне общая теория техники.

б. Теория - система знаний, в которой решается некоторый класс проблем, определяемых её целевым назначением, это нечто иное, как частные технические науки.

в. Субтеория – теоретическая система, разрабатывающая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. К ним относятся технологические разработки. Характер знания в этих классах теорий меняется от прогнозирующего и объясняющего к нормативному рецептурному.

К принципам технического знания относятся:

а. Принципы единства абстрактного и конкретного. Речь идёт не просто о восхождении от абстрактного к конкретному, как это имеет место во всяком движении знания, но подчёркивается существенная характеристика научно- технического знания, перед которым стоит особая задача – создать проект новой конструкции.

б. Принцип целостности, раскрывающий такое свойство технического объекта как способность быть средством целенаправленной деятельности в цепочке “предмет труда – средства труда – субъект производства”. Этот принцип определяет социальную направленность технического знания.

в. Принцип действия, который определяет основную функцию технического знания - конструктивно-технологическую.

г. Принцип технологичности, ориентирующий техническую теорию на её практическую реализацию.

д. Принцип оптимальности, соединяющий требования новизны и оригинальности конструкции с экономической эффективностью, а также с этическими, эстетическими другими установками в обществе.

е. Принцип актуальности, выявляющий степень готовности общества решить проблемы, связанные с развитием производства. Он указывает также на соответствие теоретических возможностей, практических потребностей и реальных условий, в которых происходит развитие технического базиса.

ж. Принцип надёжности, позволяющий оценить правильность выбора исходных естественнонаучных теорий для решения технической задачи. Особенно усиливается значение этого принципа при создании сложных технических систем, применение которых без учёта отдалённых последствий может оказать неблагоприятное влияние на природу и общество.

Перечисленные принципы можно рассматривать как необходимое условие формирования научной системы технического знания и технической науки в целом.

Таковы некоторые философские аспекты развития современной науки и техники.

Список рекомендуемой литературы

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: Учебник. - М., 1999, гл.I.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. – М., 1997.

3. Введение в философию: Учебник: В 2 ч. - М., 1989. Ч. I, гл.I

4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000. Тема I.

5.Философия: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6.Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. - 6 -е изд. М.: Политиздат, 1991.

Тема 2. Учение о бытии (онтология)

1.Введение в философию: Учебник: В 2 ч. М., гл. V, VI.

2.Канке В.А. Философия: Учеб. для вузов. - М.: Логос, 1996. ч. II, гл. II.

3. Лавриненко В.Н. Философия. Учеб. для вузов. - М.: Юрист, 2001. Разд.III, гл. I,II.

4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 1998. Гл. IX., § 1-5.

 

 

Тема 3. Учение о развитии (Диалектика)

 

1. Канке В.А. Философия: Учеб. для вузов. - М.: Логос, 1996. Ч.II, гл.II.

2. Введение в философию: Учебник: В 2 ч. - М.,1989. Гл. VII.

3. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. для вузов. - М.: Юрист, 2001. Разд III, гл.IV.

4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 1998,.Гл.IX, § 6-10.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.