Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 9. Ценообразование в условиях рынка





 

Понятие и экономическая сущность цен

 

Главным ориентиром рыночного поведения являетсяцена. Формирование цены определяется ценовой политикой предприятия, которая явл. составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. Ценовая политика осуществляется через ценовую стратегию. От цены зависит и возмещение издержек, и размер ожидаемого дохода.

В общем виде структура цены выглядит таким образом:

_

Ц = Сп + П

Сп – полная себестоимость.

__

П – размер ожидаемой прибыли или ожидаемого дохода.

 

Цена может снижаться или за счет сокращения затрат на получение продукции или за счет сокращения размера ожидаемой прибыли. Цена регулирует направление ресурсов в конкретном производстве.

Основные принципы ценообразования:

- цена должна возмещать издержки производства и реализации,

- должна способствовать накоплению,

- должна обеспечивать возможности расширения производства,

- должна стимулировать спрос и обеспечивать устойчивое положение товара на рынке,

- должна обеспечивать некоторую экономически обоснованную рентабельность, сохраняя устойчивое финансовое положение предприятия.

В рыночных условиях цена определяется соотношением спроса и предложения на конкретную продукцию на определенном рынке. Предприятие повлиять на рыночную цену практически не имеет возможности и если необходима дополнительная прибыль, то единственно верный способ-это снижение затрат, а следовательно снижение себестоимости.

 

Функции цен

 

В условиях развития рыночных отношений цена выполняет функции:

1. Учетная (измерительная). При помощи системы цен планируются и учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, издержки, чистый доход и т.д.



2. Стимулирующая – прибыль во многом зависит от цены, рост цен на продукцию стимулирует к наращиванию объемов выпуска именно этой продукции.

3. Распределительная – перераспределение потока материальных и денежных ресурсов в другие отрасли или между предприятиями одной отрасли.

4. Регулирующая – выравнивание величины спроса и предложения происходит по средствам цен, регулирует поставку продукции на рынок.

5. Контрольная – контроль за расходованием ресурсов в обществе, в отдельной отрасли, на предприятии.

6. Социальная – перераспределение доходов и расходов население, покупательская способность, спрос.

 

Методы ценообразования

 

Реализация цели и стратегии ценообразования осуществляется с помощью методов ценообразования:

1) затратное ценообразование (затратный метод). Основано на издержках производства и товаропродвижения, т.е. определенной суммой затрат и величиной ожидаемой прибыли.

 

Сп – полная себестоимость единицы продукции, руб.; RТЗ – уровень рентабельности производства (норма прибыли к полным затратам), %

2) конкурентное ценообразование – основано на конкуренции, т.е. цена может отклоняться от цен конкурентов только в определенных рамках, например: возможность и условия доставки, особая расфасовка и упаковка и т.п.

3) комбинированное ценообразование – это сочетание предыдущих методов.

 

Политика ценообразования

 

В настоящее время цены на продукцию устанавливает рынок, но каждый руководитель вправе самостоятельно выбирать рынок сбыта своей продукции, а значит, и маневрировать ценами, заранее изучая и анализируя свои финансовые, производственные возможности, конкурентную среду и покупательскую способность населения. Но при установлении конкретного уровня цен, следует учитывать, что в условиях одного территориального рынка цена на продукцию может изменяться лишь в определенных границах, минимальный ее уровень определяется издержками производства и реализации, а максимальный – исключительно спросом.

Конкретный же уровень цены устанавливается в зависимости от факторов:

1. конкуренции на рынке;

2. в зависимости от объемов производства;

3. от структуры затрат;

4. от целей предприятия.

На каждом предприятии в отношении всех видов продукции применяется особенная политика ценообразования.

 

 

Система цен в РФ

 

В рыночной экономике цены бывают:

1. Свободные (формируются под воздействием рыночных факторов случайным образом).

2. Договорные (формируются с учетом эконом. заинтересованности покупателей и продавцов).

3. Регулируемые – это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируется государством.

4. Закупочные – закупает государство для своих нужд.

5. Оптовые

6. Розничные

7. Сопоставимые – для измерения динамики товарооборота в длительном периоде за 5 лет, 10 и т.д. В ценах 2000 г., 2005 г.

8. Гарантированные (защитные) – цены при закупке продукции в федеральный бюджет

9. Залоговые – используются при закупке продукции под залог.

10. Бартерные – используются при обмене с.-х. продукции на промышленную.

11. Базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.