|
Тема: Защита человека от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхожденияСтр 1 из 12Следующая ⇒ Лекция №7. Тема: Защита человека от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения Цель работы: освоить основные знания по защите населения при ЧС. Ключевые слова: мероприятия, эвакуация, помощь, разведка, защита Основные вопросы и их содержание: Чрезвычайная ситуация — совокупность обстоятельств, сложившихся в результате: аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, — которая может повлечь (или повлекла) за собой значительный вред людям, окружающей среде, значительные материальные потери и/или значительное ухудшение условий жизнедеятельности людей Стихи́йное бе́дствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Этапы проведения мероприятий по защите населения. Инженерные мероприятия. Эвакуация населения. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) - одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. Основные причины возникновения ЧС: ü внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно - конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина; ü внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны. ü ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах: ü наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества); ü действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание); ü нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий. Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту - стадийность. Можно выделить пять стадий развития ЧС: ü накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии; ü период развития катастрофы; ü экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии; ü период затухания; ü период ликвидации последствий. Также чрезвычайные ситуации подразделяются на ситуации мирного и военного времени. В свою очередь чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп: 1. сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду; 2. связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий; 3. на транспортных коммуникациях; 4. военно-политического характера; 5. вызванные стихийными бедствиями. Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры МЧС РК при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия: · укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны; · предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; · эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС; · выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов; · оказание медицинской и социальной помощи населению; · проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия: · подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС; · построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию; · организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению; · накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты; · организовано обучение населения способам выживания в ЧС; · организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС; · организовано оповещение населения о ЧС и др. Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность. Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно. Эвакуация населения Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно. Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы: · в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе; · во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону; · в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников). Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП). Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов. При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет. Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы: · в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП); · в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора. ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания. ППЭ создаются в основном для эвакуированных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭобычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5–6 часов перехода. При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.
Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое: · личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги; · продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду; · кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик; · необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета; · белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации. Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки.
Снежные бураны Зимние ветры казахстанских степей вызывают жесточайше продолжительные бураны или метели. Метели, перенося снег из одного района в другой, уплотняют его, что обуславливает неравномерное распределение водных ресурсов, снежного покрова по территории, неодинаковое промерзание почвы. Сильные бураны способствуют образованию сильных заносов, срывающих работу авиации, нарушающих нормальную работу железнодорожного и других видов транспорта, телеграфной и телефонной связи, вызывают массовую гибель скота, выпасающегося зимой в условиях отгона. В Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Северо Казахстанской и Актюбинской областях в среднем за зиму отмечается от 30 до 60 дней с метелью. Снежные заносы возникают в результате обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток и приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности, а иногда и к гибели людей, сельскохозяйственных животных и уничтожению материальных ценностей. Исключительно сильные снегопады отмечаются в Восточно-Казахстанской области. В верховьях реки Ульбы на высоте более 2000 метров находится "полюс снежности" Казахстана, где максимальная высота снежного покрова нередко достигает 8 метров. Пыльные бури — это вызываемый сильными ветрами и воздушными потоками с земной поверхности минеральной пыли, солей и других частиц, размером преимущественно меньше о миллиметра. На территории Казахстана пыльные бури чаще наблюдаются в апреле-мае и в августе-сентябре. Сравнительно они могут разыграться и в зимние месяцы, если поверхность земли покрыта снегом. Повышенная повторяемость сильных пыльных бурь отмечается на западе Казахстана и восточном побережье Каспия, по долине Сырдарьи и в Приаралье, Торгайской ложбине, песчаных пустынях Кызылкум, Моинкум и Прибалхашья, равнинных районых центрального и северного Казахстана, в долине реки Иртыш. Число этих бурь может достигать в названных районах от 5-6 до нескольких десятков в год. Бури вызывают целый спектр неблагоприятных воздействий на человеческий организм, окружающую среду и механизмы. Гроза представляет реальную опасность для человека, кроме того, она сама по себе может стать источником возникновения аварийной ситуации. Наводнение — временное затопление водой значительных участков местности в результате подъема воды в реке, озере или на море. Оно может привести к затоплению населенных пунктов, гибели людей и сельскохозяйственных животных. Основными причинами большинства наводнений являются сильные ливни, интенсивное таяние снегов, ледников, речные паводки, нагонные ветры. Особую опасность представляют наводнения, возникающие в результате оползней, внезапного прорыва дамб, плотин, которые в свою очередь являются последствием ливней или затяжных дождей. Наводнения, вызванные весенним, либо весенне-летним половодьем, отмечаются на реках практически во всех регионах Казахстана. Возникновение наводнений этого типа на реках южного Казахстана вероятно в феврале-июне, юго-восточного и восточного Казахстана - в марте-июле, на равнинных реках республики - в марте-июне. Наибольший ущерб приносят наводнения на реках Иртыш, Урал, Тобол, Ишим, Нура, Эмба, Тургай, Сары-су и др., а также на многочисленных их притоках. Катастрофические наводнения, связанные с ветровыми нагонами, на территории Казахстана наблюдаются в дельте р.Урал и по всему северо-восточному побережью Каспия. Наиболее опасными являются периоды с октября по декабрь и в мае, когда подъемы уровня воды достигают 2.0-2.5м и морская вода проникает на десятки километров вглубь территории. В последние годы резко увеличилось число наводнений, вызванных антропогенными факторами. Так, на реке Сырдарье наводнения происходят при повышенных сбросах воды из Шардаринского водохранилища (из-за несоблюдения графика попусков) в зимний период. Опасность представляют накопители сточных вод ряда крупных городов республики (Алматы, Актюбинска, Тараза и др.). В аварийном состоянии находятся некоторые плотины крупных гидроузлов (например, Тасоткельского, Терс-Ащибулакского, Шардаринского, Сергеевского и др.), что может явиться причиной возникновения катастрофических наводнений. Наводнение в определенной степени поддается прогнозированию, что позволяет заблаговременно спланировать и осуществить комплекс предупредительных мер и тем самым создать благоприятные условия для ведения спасательных работ. Селевые потоки относятся к числу относительно часто возникающих опасных природных процессов. На территории Казахстана в зоне воздействия селевых потоков находятся наиболее освоенные и густонаселенные районы, проживает более 6 млн. человек, расположены крупные города: Алматы, Талдыкорган, Шымкент, Жамбыл. В отдельных горных регионах существуют селевые очаги, в которых сели возникают по несколько раз за селеопасный период. Продолжительность селеопасного периода в среднем по Казахстану колеблется от 2,5 до 4 месяцев (обычно с мая по август). Периоды повышенной селевой опасности составляют, как правило, 2-3 недели за теплый сезон года. Значительно реже селевые процессы возникают на обширных территориях Казахского мелкосопочника и на отдельных пустынных участках плато Устюрт. Их повторяемость и масштабы, как правило, невелики, поскольку связаны с выпадением интенсивных дождей, что для указанных территорий является редким событием. На территории республики в пределах Казахстанского Алтая, Тарбагатая, Саура, Кетменя, Джунгарского, Терскей, Кунгей, Заилийского Алатау, Киргизского хребта и хребтов Западного Тянь-Шаня выявлено 5140 селевых очагов и более 300 селевых бассейнов. По имеющимся данным, за период наблюдений, начиная с середины XIX века, в горных и предгорных регионах республики отмечено более 700 крупных селевых потоков различного происхождения. Сели возникают в основном при выпадении интенсивных дождей, активном таянии снежного покрова, прорывах горных (завальных, ледниковых, моренных) озер и внутри ледниковых емкостей, обрушении современных морен, воздействии интенсивных подземных толчков при землетрясениях и др. Наиболее часто, более чем в 80% случаев, возникали ливневые сели. Однако по масштабам проявления, катастрофичности последствий более опасны в современных условиях гляциальные (около 20%) и сейсмогенные селевые потоки. Особой опасностью отличаются мощные селевые потоки, достигающие предгорных территорий. Однако в определенных условиях катастрофические последствия могут вызвать также сели средние и даже небольшие по масштабам, если они возникают в густонаселенных районах. По масштабам селевых явлений, частоте и катастрофическим последствиям селей Казахстан лидирует среди других стран Центральной Азии и СНГ. На всей территории Казахстана регистрируются лесные, степные и лесостепные пожары. Они уничтожают деревья, кустарники, травяную растительность, заготовленную в лесу и степи продукцию, строения и сооружения. Ослабленные пожарами насаждения становятся очагами вредных заболеваний, что приводит к гибели не только пораженных огнем участков, но и соседних с ними посадок. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса и степи, уничтожаются продовольственные и технические культуры, пастбища, ценная фауна. Лесные и степные пожары вызываются различными причинами. До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования техники. Природные пожары возникают от молний во время грозы. Особенно часто пожары возникают при неблагоприятных метеорологических условиях, которые в Казахстане не редкость (высокая температура воздуха, длительное отсутствие дождей). Пожары часто являются следствием недостаточно надежной службы наблюдения за состоянием природных объектов и несвоевременного оповещения соответствующих органов о появлении отдельных очагов огня, а также в результате необъективной оценки обстановки и т.д. Все это приводит к превращению отдельных очагов пожаров в массовые, которые становятся стихийным бедствием. Планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
При чрезвычайных ситуациях всевозможные предприятия, попавшие в их зону, зачастую полностью или частично теряют способность производить продукцию, выполнять другие свои функции. В этом случае говорят о потере данным производственным объектом устойчивости функционирования. Объектом экономики называется субъект хозяйственной деятельности, производящий экономический продукт (результат человеческого труда и хозяйственной деятельности) или выполняющий различного рода услуги. Экономический продукт может быть представлен в материально-вещественной или в информационной (интеллектуальной) форме. Примерами объектов экономики являются различного рода промышленные, энергетические, транспортные, сельскохозяйственные объекты, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, социальные учреждения. Все объекты экономики – промышленные, транспортные, энергетические, агропромышленные проектируются таким образом, чтобы их надежность и безопасность были максимально высокими. Однако в виду признания фактора «ненулевого риска» (т.е. невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз), аварии на объектах экономики все же происходят и приводят к тяжелым последствиям, наносящим ущерб объектам. Тяжелыми последствиями для объектов экономики чреваты также внешние воздействия, оказываемые на них при возникновении чрезвычайных ситуаций за пределами объекта – при стихийных бедствиях, авариях на других объектах, ведении военных действий. Кроме прямого ущерба во всех названных случаях, урон объектам экономики наносят нарушения производства на них, то есть потеря устойчивости его функционирования. В общем случае под устойчивостью функционирования промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в заданных объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами в условиях этих ситуаций, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных с производством материальных предметов (транспорт, связь, электроэнергетика, наука, образование и т.п.), устойчивость функционирования определяется способностью объекта выполнять свои функции и восстанавливать их. Поскольку объекты экономики наряду с персоналом, зданиями, сооружениями, топливно-энергетическими ресурсами включают в качестве базовой составляющей технологические (технические) системы, целесообразно определить и их устойчивость. Под устойчивостью технологической (технической) системы понимается возможность сохранения ее работоспособности при чрезвычайной ситуации. При этом под производственной мощностью понимается объем выпускаемой продукции в течение года. Для объектов экономики непроизводственного назначения при определении коэффициента устойчивости вместо производственной мощности могут использоваться другие показатели, характеризующие возможности объекта по выполнению своего назначения. Современные объекты экономики часто представляют собой сложные инженерно-экономические или иные комплексы, и их устойчивость напрямую зависит от устойчивости составляющих элементов. К таким элементам могут, например, относиться производственный персонал, здания и сооружения производственных цехов, элементы системы обеспечения (сырье, топливо, комплектующие изделия, электроэнергия, газ, тепло и т.п.), элементы системы управления производством; защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих. Потеря устойчивости функционирования объектом экономики в чрезвычайной ситуации происходит из-за воздействия на него различных дестабилизирующих факторов. Прежде всего, это поражающие факторы аварии на данном объекте, стихийного бедствия и аварий на других предприятиях. Однако целый ряд дестабилизирующих факторов связан не только с прямым поражающим воздействием. Устойчивость функционирования объекта экономики в значительной степени зависит от безопасности производственных процессов на нем, степени опасности перерабатываемых, транспортируемых, хранящихся сырья и материалов, его аварийности, то есть от состояния безопасности объекта (для промышленного объекта – от состояния промышленной безопасности). Хотя недостатки в системах безопасности российских объектов экономики отмечались всегда, положение дел особенно ухудшилось в период государственного и экономического переустройства страны. Процесс структурной перестройки в отраслях промышленности на фоне разгосударствления и приватизации предприятий, проходил без должного учета необходимости обеспечения технической безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств. Многие предприниматели и руководители предприятий рассматривали и рассматривают расходы на безопасность и противоаварийную устойчивость в качестве своего рода резерва для снижения затрат и обеспечения сиюминутной прибыли. Анализ состояния безопасности промышленных объектов показывает, что ее низкий уровень связан, прежде всего, с неудовлетворительным состоянием основных фондов, медленными темпами реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неисправностями или отсутствием надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств защиты. На работоспособность промышленного объекта могут оказывать негативное влияние условия района его расположения, которые определяют уровень и вероятность воздействия опасных факторов природного происхождения: сейсмического воздействия, селей, оползней, тайфунов, цунами, ливневых дождей и т.д. Важны также метеорологические и другие природные условия. На устойчивость функционирования объекта также влияют характер застройки территории (структура, тип и плотность застройки), окружающие объект смежные и другие производства, транспортные коммуникации. Устойчивость функционирования, кроме этого, зависит от некоторых особенностей производства, связанных с состоянием персонала, в том числе от уровня квалификации, подготовки персонала и специалистов по безопасности, технологической и производственной дисциплины, влияния руководителей и инженерно-технических работников на исполнителей работ. Уровень устойчивости обусловливают также темпы и результаты научно-исследовательских и конструкторских разработок и состояние их внедрения, что, в конечном счете, сказывается на совершенствовании и обновлении техники и технологий производства. При конкретной чрезвычайной ситуации степень и характер поражения объектов экономики, ведущих к потере устойчивости функционирования, зависят от параметров поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, авария техногенного характера, применение противником современных средств поражения), расстояния от объекта до эпицентра формирования поражающих факторов, технических характеристик зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических и многих других условий, а также от умения персонала противостоять бедствию. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики достигается главным образом за счет проведения организационно-технических мероприятий, которым всегда предшествует оценка (исследование) устойчивости функционирования конкретного объекта экономики. Первоначальное осуществление оценок (исследований) по обеспечению устойчивости функционирования объекта производится при его проектировании соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и иных видов экспертиз. Оценка устойчивости функционирования объекта проводятся также и при реконструкции объекта, его расширении и модернизации. Таким образом, исследование устойчивости – это не одноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства и технического персонала объекта экономики. На основе проведенных оценок разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после чрезвычайной ситуации. Для исследования (оценки) потенциальной устойчивости функционирования объекта экономики необходимо: - проанализировать принципиальную схему функционирования объекта экономики с обозначением элементов, влияющих на устойчивость его функционирования; - оценить физическую устойчивость зданий и сооружений, надежность систем управления, технологического оборудования, технических систем электроснабжения, топливного обеспечения и т.д.; - спрогнозировать возможные чрезвычайные ситуации на самом объекте или в зоне его размещения; - оценить вероятные параметры поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций (например, интенсивность землетрясения, избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, высота гидроволны прорыва и ее максимальная скорость, площадь и длительность затопления, доза радиоактивного облучения, предельно допустимая концентрация опасных химических веществ и т.д.); - оценить параметры возможных вторичных поражающих факторов, возникающих как следствие воздействия первичных поражающих факторов на вторичные источники опасности; - спрогнозировать зоны воздействия поражающих факторов; - определить значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается); - определить значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается); - спрогнозировать величину сохраняющихся после той или иной чрезвычайной ситуации производственных мощностей или величину другого показателя, характеризующего сохраняющиеся возможности объекта по выполнению своего назначения. При этом должны быть учтены характеристики самого объекта, в том числе количество зданий и сооружений, плотность застройки, численность наибольшей работающей смены, особенности конструкций зданий и сооружений, характеристики оборудования, коммунально-энергетических сетей, местности, обеспеченность защитными сооружениями и многое другое. Устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях может оцениваться целиком и по частям. В общем случае оценивается функционирование всего объекта в целом в соответствии с его целевым предназначением. В частных постановках может оцениваться устойчивость конструктивных элементов, участков, цехов или даже отдельных функций объекта относительно отдельных или всех в совокупности поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Таким образом, даже общий перечень необходимых действий по оценке (исследованию) потенциальной устойчивости функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях показывает большую сложность этой задачи. При чрезвычайных ситуациях объем и характер потерь и разрушений на объектах экономики будет зависеть не только от воздействия поражающих факторов и ране названных условий, но и от своевременности и полноты заблаговременно осуществленных мер по подготовке объекта экономики к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций. Эти меры направлены на повышение устойчивости функционирования этих объектов.
Планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование ГО (действий) организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Сущность планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования ОЭ заключается: - в оценке возможной обстановки может сложиться в результате применения ССП и в ходе ликвидации последствий; - в разработке комплекса мероприятий, направленных на защиту персонала объектов и населения; - в определении необходимых ресурсов для проведения комплекса мероприятий; - в установлении последовательности, сроков, способов осуществления намеченных мероприятий и исполнителей. В план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования при угрозе возникновения ЧС включаются, как правило, работы, не требующие больших капитальных вложений, трудоемкости и длительного времени, которые заблаговременно в мирное время осуществлять нецелесообразно. Среди них основными могут быть: - строительство простейших укрытий; - обвалование емкостей с легковоспламеняющимися жидкостями и химически опасными веществами; - закрепление оттяжками высоких малоустойчивых сооружений (труб, вышек, колонн и т.п.); - обсыпка грунтом полузаглубленных помещений; - изготовление и установка защитных конструкций (кожухов, шатров, колпаков, зонтов) для предохранения оборудования от повреждения при обрушении элементов зданий; - укрытие запасов дефицитных запчастей и узлов; - установка на коммунально-энергетических сетях дополнительной запорной арматуры; - снижение давления в газовых сетях; - приведение в готовность автономных электростанций; - заполнение резервных емкостей водой; - заглубление или обвалование коммунально-энергетических сетей; - проведение противопожарных мероприятий. Для регламентации деятельности комиссии по повышению устойчивости функционирования на объектах отрабатываются: - приказ руководителя о создании комиссии; - положение о комиссии и план ее работы на текущий год; - материалы исследований устойчивости (проводятся один раз в пять лет); - перечень руководящих документов (рекомендации, указания министерств, ведомств и других вышестоящих организаций по ПУФ); - протоколы заседаний комиссии. Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций, учреждений установлены две оценки: удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Для получения оценки "удовлетворительно" необходимо: 1. Не реже одного раза в 5 лет проводить исследования по устойчивости. 2. На основе проведенного исследования должны быть разработаны соответствующие мероприятия, определены сроки выполнения, исполнители, источники финансирования. 3. В перспективных и текущих планах экономического и социального развития должно быть реализовано не менее 75% запланированных мероприятий, а именно: - разработка и внедрение системы оповещения персонала на всей территории объекта; - спланирована и осуществляется защита людей; - выполняется работа по защите оборудования, аппаратуры, приборов; - наличие не менее 2-х вводов электроэнергии и газопроводов, 2-х источников водоснабжения; - осуществлена подготовка производства к безаварийной остановке по сигналу военного времени "Воздушная тревога"; - предусмотрены: централизованное отключение внутризаводских потребителей электроэнергии и наличие автономных источников электроснабжения; - кольцевание и заглубление внутри объектовых энергокоммуникаций; - подготовка котельных к работе на резервных видах топлива; - наличие системы оборотного водоснабжения; - оборудование помещений автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров; - возможность снижения запасов АХОВ и ЛВЖ; - наличие запасного ПУ; - создание страхового фонда технической и технологической документации. Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: Представлены на слайде.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что понимают под устойчивостью функционирования промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях. 2. Что понимается под понятием «Производственная мощность»? 3.Чем достигается повышение устойчивости функционирования объектов экономики? 4. Когда происходит первоначальное осуществление оценки (исследований) по обеспечению устойчивости функционирования объекта? 5. Какими способами может оцениваться устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях.
Рекомендуемая литература: Осн. литература: [№1 стр.430-461, №9 стр. 301-320]. Эвакуация населения Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.
Эвакуация в военное время С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа. Эвакуация организуется по территориально-производст- Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|