|
Становление местного самоуправления
В России в современный период
| Этапы становления местного самоуправления в России в современный период
|
|
|
|
| 1 этап: начало с 9 апреля 1990 г. - 6 июля 1991 г., с принятия соответственно Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»
|
|
|
|
| 2 этап: начало с 12 декабря 1993 г. - с принятия всенародным голосованием Конституции России
|
|
|
|
| 3 этап: начало с 1 сентября 1995 г. - вступления в силу Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
|
|
|
|
| 4 этап: наступит в ближайшее время, что связано с изменением действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы местного самоуправления
|
|
| Общие проблемы, связанные со становлением местного самоуправления в Российской Федерации
|
|
|
|
| внутренняя несогласованность, неполнота, несистемность законодательства о местном самоуправлении
|
|
|
|
| несоблюдение законодательства о местном самоуправлении органами государственной власти и органами местного самоуправления
|
|
|
|
| отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления
|
|
|
|
| проблема обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований
|
|
|
|
| нехватка квалифицированных муниципальных кадров
|
|
|
|
| несовершенство судебной защиты местного самоуправления
|
|
| Принципы государственной политики развития местного самоуправления
|
|
|
|
| единство целей, направлений, задач и механизмов государственной политики в данной области
|
|
|
|
| комплексный подход при реализации государственной политики
|
|
|
|
| сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления в процессе реализации государственной политики
|
|
|
|
| преемственность государственной политики на разных этапах становления местного самоуправления
|
|
|
|
| системная поддержка местного самоуправления со стороны государства
|
|
|
|
| невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления
|
|
|
|
| контроль за реализацией государственными органами хода реализации государственной политики развития местного самоуправления
|
|
Местное самоуправление за рубежом
| Муниципальные системы зарубежных стран- сложившиеся под воздействием сходных принципов сбалансированныесистемы взаимоотношений органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти, получившие распространение в нескольких странах
|
|
|
|
| англосаксонская (классическая), получившая распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой
|
|
|
|
| континентальная (французская), распространенная во Франции, Испании, большинстве стран Латинской Америки, франкоговорящих странах Африки и др.
|
|
|
|
| смешанные (отличаются переплетением признаков как англосаксонской, так и континентальной муниципальных систем), нашедшие отражение в жизни высокоразвитых стран Европы, на Ближнем Востоке, в Японии
|
|
|
|
| «советская» (вернее, местное управление в социалистических странах), характерная для Китая, КНДР, Кубы, Белоруссии и некоторых других стран бывшего СССР
|
|
|
|
| уникальные (они отличаются сочетанием современных и архаичных муниципальных институтов в самых разнообразных формах), распространенные в странах «третьего» мира: большинство стран Африки, Азии, Океании
|
|
| Признаки англосаксонской (классической) муниципальной системы
|
|
|
|
| местные органы власти действуют формально автономно в пределах предоставленных им полномочий
|
|
|
|
| отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим
|
|
|
|
| на местах, как правило, нет уполномоченных представителей центральных органов государственной власти
|
|
|
|
| наиболее доступные для населения органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями
|
|
|
|
| контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется косвенно: через суд или органами государственной власти по отдельным функциям
|
|
| Признаки континентальной (французской) муниципальной системы
|
|
|
|
| местное самоуправление сочетается с прямым государственным управлением на местах
|
|
|
|
| муниципальные органы власти создаются в соответствии с административно-территориальным устройством государства
|
|
|
|
| в некоторых муниципалитетах представительные органы местного самоуправления могут отсутствовать
|
|
|
|
| существует определенная соподчиненность (иерархия) нижестоящих органов вышестоящим
|
|
|
|
| административный контроль за органами местного самоуправления осуществляется специальным государственным органом
|
|
Теоретические основы местного самоуправления
| Теоретические основы местного самоуправления- совокупность научно обоснованных теорий, подходов, взглядов, идей о сущности местного самоуправления, происхождении, практике и проблемах его осуществления в России и за рубежом, а также о перспективах развития муниципальных отношений
|
|
|
|
| основные теории местного самоуправления
|
|
|
|
| относительно обособленные взгляды, идеи, мысли, представления об отдельных сторонах (аспектах) в рамках вопросов (проблем) местного самоуправления
|
|
| Теории местного самоуправления - система взаимосвязанных взглядов о сущностных признаках местного самоуправления
|
|
|
|
| общественная
|
|
|
|
| государственная
|
|
|
|
| дуализма муниципального управления
|
|
|
|
| социального обслуживания
|
|
|
|
| социал-реформистская
|
|
| Направления в общественной теории местного самоуправления
|
|
|
|
| теория свободной общины (естественных прав общины). Основоположник А. Токвиль
|
|
|
|
| общественно-хозяйственное. Основоположник В. Лешков
|
|
|
|
| нравственное (теория «белых перчаток»). Основоположник Г. Ресслер
|
|
| Направления в государственной теории местного самоуправления
|
|
|
|
| политическое. Основоположник Р. Гнейст
|
|
|
|
| юридическое. Основоположник Л. Штейн.
|
|
| Модели местного самоуправления за рубежом- типичная форма взаимосвязи органов местного самоуправления в пределах муниципального образования, расположенного на территории иностранного государства
|
|
|
|
| Сильный Мэр - Совет (Мэр, возглавляющий Администрацию, и члены Совета избираются населением на муниципальных выборах)
|
|
|
|
| Сильный Совет - слабый Мэр (Мэр, возглавляющий Администрацию, избирается из числа членов Совета, избираемых на муниципальных выборах)
|
|
|
|
| Совет - менеджер (члены Совета, избираемые на муниципальных выборах, по контракту нанимают руководителя Администрации)
|
|
|
|
| Комиссия (каждый член Совета, избранный на муниципальных выборах, возглавляет какое-либо структурное подразделение Администрации и руководство ей осуществляют коллегиально)
|
| Тема 3. Понятие, принципы и функции
Местного самоуправления
Понятие и признаки местного самоуправления
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|