Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3.3. Центральные банки: их цели, задачи и функции





Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный Банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая главная его функция.

Как агент правительства в фискальных делах Центральный Банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарем золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним и погашает их).

Центральный Банк помогает правительству определить наилучшие моменты для выпуска облигаций, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилие к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решение до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждений.

Центральный Банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам Центрального Банка. Центральный Банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Центральный Банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем записи на счетах коммерческих банков в Центральном банке.

Еще одной обязанностью Центрального банка как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной волюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента центральных иностранных банков и в качестве депозитария их активов.

Обменный курс - это цена национальной волюты на международном валютном рынке или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, Центральный Банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты с целью удержать обменный курс от падения, то Центральный банк снимает с инвалютного счета какую - то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, Центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной волюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором -наличием инвалюты.

Центральный Банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее центральным иностранным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный Банк покупает и продает золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

Одна из самых важных задач Центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять - значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах Центральный Банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, Центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Управление государственным долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для Центрального банка это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.

Центральный Банк выполняет следующие функции:

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

- определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно.

Центральный Банк (ЦБ) регулирует всю экономическую политику государства путем обеспечения темпов стабильного экономического роста, обеспечение стабильности национальной валюты, обеспечение равновесия платежного багажа страны. Все это ЦБ осуществляет с помощью трех основных инструментов кредитно-денежной политики:

- дисконтной политики, т.е. за счет изменения учетной ставки;

- изменения норм обязательных резервов;

- операции на открытом рынке.

Дисконтная политика - это политика изменения цены на дополнительные ресурсы, которые ЦБ предоставляет остальным банкам. Через эту политику банк оказывает воздействие на банковскую процентную ставку по кредитам. ЦБ может повышать или понижать процентную ставку (учетную ставку).

Политика изменения норм обязательных резервов связана с процессом хранения определенного количества резервов в ЦБ кредитными учреждениями, Это хранение определяется в зависимости от депозитных вложений каждого банка.

Операции на открытом рынке - это покупка или продажа ЦБ обязательств казначейства и государства, ценных бумаг корпораций, облигаций промышленных предприятий.

В современных условиях формирование конкурентных стратегий банков, обеспечение конкурентоспособности их услуг, достижение ими конкурентных преимуществ в значительной степени обеспечивают поступательное развитие этих финансовых институтов.

Как любой компании, так и банку стратегия должна давать ответы на ключевые вопросы его будущей деятельности:

- Кто наши клиенты?

- Что за услуги мы будем продавать им?

- Как банк будет вести себя на рынке?

Стратегическое планирование в банке необходимо и правомерно на разных уровнях организационной структуры - общекорпоративном, уровне филиала (дочерней компании, действующей в своем географическом сегменте рынка), отдела подразделения).

Для того чтобы отдельные функции или направления деятельности банка превратились в конкурентные преимущества, они должны поддерживаться достаточно долгое время. В противном случае конкуренты смогут воспользоваться теми же выгодами, тем самым, разрушая конкурентоспособную позицию банка. При планировании стратегии учитываются две важнейшие группы факторов:

- структурные характеристики банковской отрасли (виды банков, их классификация по размерам капитала, величине активов, конфигурации филиальной сети и др.);

- виды и структура банковских услуг в отрасли.

В обширной, посвященной стратегиям компаний, отмечаются три возможных вида общей стратегии, нацеленной на достижение и поддержание конкурентных преимуществ:

- лидерство в минимизации издержек;

- дифференциация производства (или другой основной деятельности);

- концентрация (фокусирование) деятельности на определенном сегменте рынка.

Первенство в минимизации издержек отражается не только на деятельности по формированию цепочки ценностей в банке, но и на любых видах деятельности, как основных, так и сопутствующих. Однако это не значит, что любой банк, принимая во внимание его структуру, ресурсы и историю, не может сконцентрироваться лишь на одном направлении работы или связать воедино все функции цепочки ценностей с целью сокращения издержек. Лидерство в их минимизации обусловлено (кроме всех прочих факторов и условий) эффектом масштаба, а также строгим контролем за затратами по всей технологической цепи.

Стратегия лидерства в сокращении издержек может привести к максимизации рыночной доли. Она тесно связана с финансовыми инновациями, которые обеспечивают преимущество на за счет дизайна, а за счет более низкой стоимости. Какие же выгоды имеет компания, если она успешно конкурирует на рынке за счет лидерства в уровне издержек? Эти выгоды огромны - установление близких отношений с клиентами - потребителями, которых привлекает сравнительно низкая стоимость продукта, услуг.

Следующий вид общей стратегии банка - дифференциация продукта, которая может обеспечить длительное сохранение конкурентного преимущества. Она создает особые связи с потребителями, в определенной степени уменьшает конкуренцию и препятствует вхождению в отрасль новых компаний. Дифференцированная продукция позволяет компании установить более высокие цены по сравнению со стандартной продукцией получить большую маржу. Естественно, что затраты на дифференциацию не должны превышать ее выгод.

Чаще всего стратегия дифференциации несовместима со стратегией снижения издержек, то есть банк одновременно не может следовать двум этим направлениям. Режим экономии не позволяет увеличивать затраты на создание особых потребительских свойств товара, его ценных уникальных качеств. Стратегия дифференциации может вылиться в невозможность увеличить свою долю рынка, поскольку не все потребители согласятся с надбавкой к цене за эксклюзивные характеристики продукта, отличающие его от поточной продукции.

Дифференциация продукта представляет собой важный спектр возможностей на рынке финансовых услуг. Причина этого - в существенном возрастании за последние годы сложности и многогранности финансовых услуг. Этот процесс происходил в странах с развитой рыночной экономикой на фоне повышения уровня жизни и финансовой грамотности потребителей - клиентов финансовых институтов.

По нашему мнению, целесообразно согласиться с тем, что дифференциация способствует достижению еще одного важного преимущества для банка, созданию его особого имиджа. Благодаря имиджу банка:

- затрудняется проникновение в отрасль новых структур, то есть воздвигаются входные барьеры;

- обеспечивается помощь (содействие) при продвижении новых продуктов на рынок;

- возникает защита от потери своей доли рынка.

Третья общая стратегия - это фокусирование, то есть концентрация деятельности на определенном сегменте рынка. Речь идет о специализации на определенных видах услуг (например, ипотека), своей клиентуре (малый бизнес или семьи) или территории. Конечно, специализация (фокусирование) может предполагать реализацию стратегий минимизации издержек и дифференциации.

Особенность этой стратегии в том, что в отличие от первых двух стратегий банк может получить конкурентное преимущество, концентрируясь на определенном сегменте рынка и реализуя в его пределах стратегию дифференциации или стратегию минимизации издержек.

Зарубежные исследователи весьма точно определяют источники конкурентных преимуществ крупнейших банков. В частности, американский экономист И. Вальтер приводит важнейшие характеристики крупнейших международных банков, которые обеспечивают им конкурентные преимущества.

Достаточность капитала. Возрастающие требования к размеру собственного капитала банков со стороны регулирующих органов каждой страны в отдельности, международных организаций обусловлены соображениями устойчивости, надежности, расширением возможностей доступа на финансовые рынки, совершения крупных сделок по слиянию, поглощению.

Качество активов. Рациональное размещение активов дает возможность банку поддерживать ликвидность и платежеспособность, доходность и стабильный поток наличности, умеренный риск и диверсификацию рисков, привлечь и сохранить надежных, кредитоспособных клиентов - заемщиков.

Людские ресурсы. Человеческий потенциал знаний, умений, интуиции, проницательности есть наиглавнейший актив.

Информация. Возможности (в силу тесных отношений с клиентами и осуществлению для них конфиденциальных услуг по ведению счетов, реестра акционеров, трасту, трансфертным операциям) и способности (банки подключены к глобальным информационным системам связи, телекоммуникаций, являются разработчиками либо финансируют создание технологических нововведений в области информации) по получению, сохранению, передаче и предоставлению достоверной, обширной, обработанной аналитиками информации, обусловливают особое положение банков в ряду их конкурентов и востребованность со стороны клиентов.

Финансовые инновации. Высокая степень инновационности была всегда характерной чертой банковской деятельность последних двух - трех десятилетий, особенно конкурентоспособных банков; в 80-е годы явные конкурентные преимущества получили те банки, которые первыми овладели новыми финансовыми инструментами (например, операциями по страхованию валютных рисков, техникой сделок с производными ценными бумагами).

Технология. Качество и эффективность работы банка, в частности, его продуктов и услуг непосредственно зависят от технологической составляющей; технологический аспект операций, сделок, принятия решений при условии научно - практической состоятельности и оправданности представляет собой важное условие роста конкурентоспособности банка.

Нематериальные активы. Важное преимущество любого банка в борьбе с конкурентами составляет его история, имидж, компетентность менеджеров и всего персонала, солидность и добропорядочность учредителей и клиентуры, благотворительная деятельность, честное и добросовестное поведение на рынке по отношению к клиентам и конкурентам.

Отдавая должное перечисленным выше источникам конкурентных преимуществ банков и учитывая сегодняшнюю российскую практику, следует особо подчеркнуть вполне обоснованное ужесточение требований к собственному капиталу банков со стороны ЦБ России.

Повышение требований ЦБ РФ к капиталу российских банков обусловлено следующими очевидными обстоятельствами:

- необходимостью повысить надежность, устойчивость кредитных учреждений, стабильность всей банковской системы;

- необходимостью содействовать в обеспечении условий выхода отечественных кредитных институтов на международные финансовые рынки при соблюдении международных требований к капиталу банков;

- желанием создать цивилизованную деловую среду на внутреннем финансовом рынке, регулируемую посредством рыночных методов для привлечения в страну зарубежного капитала.

Среди многообразия стратегических решений заслуживают внимания четыре позиции: объем, диверсификация деятельности, сегментация, финансовые инновации.

Объем (масштаб) структур, профессионально работающих на финансовом рынке, имеет весьма важное значение с точки зрения его влияния на их конкурентную позицию. Эффект масштаба налицо, если эксплуатационные расходы компании возрастают в меньшей пропорции к росту производства и средние затраты на одну единицу продукции уменьшаются при росте количества произведенной продукции. Возможен негативный эффект масштаба, когда издержки возрастают в большей пропорции, чем объем производства. Эффект масштаба реализуется тогда, когда два продукта или более могут быть произведены вместе дешевле, чем по отдельности.

Эффект масштаба (экономический смысл этого понятия, его источники, механизм реализации, влияние на важнейшие финансовые показатели предприятий и другие аспекты) тщательно исследован зарубежными учеными на примере разных отраслей, статистических массивов данных по производственным компаниям, крупным корпорациям за достаточно продолжительные периоды времени.

Эффект масштаба представляет собой достаточно действенный инструмент в процессе формирования институциональной структуры отрасли. Если эффект присутствует, то крупные компании (в частности, банки) будут стремиться в эту отрасль, поскольку именно крупные структуры в состоянии производить продукцию (оказывать услуги) с более низкими затратами, чем мелкие предприятия. Если же условия отрасли не предполагают эффекта масштаба, то в ней станут преобладать преимущественно мелкие и средние структуры.

Каковы же реальные источники эффекта масштаба? Характеризуя их, следует подчеркнуть возможность их реализации преимущественно для крупных компаний. Правомерно говорить о следующих двух источниках:

- инвестирование в компьютерное и телекоммуникационное оборудование;

- диверсификация рисков.

Крупные банки имеют доступ к крупномасштабному информационно -вычислительному оборудованию, способному перерабатывать гигантский объем информации. Это сопровождается незначительными дополнительными издержками по проводимым операциям. Эффект масштаба реализуется при этом таким образом, что при увеличении объема сделки относительно снижается (или остается прежней) стоимость переработки необходимой информации. Растущие доступность и влияние информационных технологий дают возможность банкам более эффективно использовать собственные ресурсы при продаже услуг.

Диверсификация рисков как второй источник эффекта масштаба означает расширение деятельности банка по многим направлениям: увеличение числа клиентов и соответственно обслуживаемых банком счетов, географический рост по линии захвата новых рынков, возрастание объема обязательств банка (депозитных счетов). Все эти позиции существенно увеличивают риски, с одной стороны. С другой же стороны, при значительном росте счетов клиентов, например, их различия сглаживаются благодаря закону больших чисел, уменьшая, таким образом, риск банкротства. Очевидно, что диверсификация способствует реализации эффекта масштаба.

Для обоснования принципиальной возможности эффекта масштаба в банковской отрасли целесообразно отметить такие сравнительно новые для европейских банков тенденции, как финансовая дезинтермедиация (т.е. трансформация посреднической функции банков на финансовом рынке), а также либерализация банковского капитала в рамках общего процесса финансовой интеграции европейского сообщества.

Ослабление регулирования (либерализация в рамках процесса дерегулирования) и дезинтермедиация вынуждают банки расширять сферу своей деятельности посредством вхождения в те сегменты финансового рынка, которые ранее были закрыты для банковских структур. Дезинтермедиация заставляет банки находить варианты альтернативной деятельности в связи с уменьшающейся ролью традиционных банковских услуг на современном финансовом рынке. Эти предпосылки обусловливают необходимость диверсификации для банков.

Оставляя в стороне самый упрощенный смысл диверсификации (овладение новыми видами деятельности) и углубляясь во внутренний экономический механизм работы банковского организма, следует определить диверсификацию как способность банков выполнять связанные операции, способные сосуществовать благодаря использованию стратегических фондов компании: сетей распределения, информационных систем и др. Современные условия требуют от банковских структур комплексного, диверсифицированного подхода к своей работе на рынке путем взаимодополняющего производства как банковских, так и небанковских продуктов. Такой подход способствует лучшему распределению и уменьшению рисков - процентных, невозврата ссуд, ликвидности и др. Смысл и значение диверсификации неправомерно сводить лишь к простому дополнению новыми операциями уже освоенного перечня услуг. Повышение доходности и одновременное снижение рисков банковской деятельности достигается сегодня посредством умелого управления всем портфелем активов при существенной поддержке стратегии диверсификации:

Сегментирование в качестве важного и действенного инструмента реализации стратегии компании следует рассматривать как проникновение на различные рынки с целью формулирования и применения различных конкурентных стратегий к каждому отдельно взятому сегменту рынка. В основе лежат разнообразные потребности и, сосредоточенной в данном сегменте рынка. Они в конечном итоге определяют особенности конкуренции в этом рыночном секторе и соответственно - поведение компаний.

Например, ключевыми факторами спроса малого бизнеса на услуги финансовых институтов являются:

- качество услуг;

- размер комиссий;

- ранее сложившиеся связи клиента с финансовым институтом;

- качество обслуживания клиентов;

- ожидаемый доход;

- предлагаемый перечень продуктов и услуг;

- объем, состав, качество консалтинговых услуг;

- профессиональный уровень персонала;

- доступность, удобное расположение филиальной сети;

- гарантии сохранности денег.

А для крупных и средних корпораций критериями спроса являются:

- качество услуг;

- ожидаемый доход;

- размер комиссии;

- международная филиальная сеть;

- профессионализм персонала;

- экспертиза, анализ рынков и продуктов;

- эффективность исполнения указаний клиентов;

- гарантии сохранности денег;

- разнообразие предоставляемых услуг;

- скорость проведения расчетных операций;

- доступность других финансовых услуг;

- предыдущие деловые отношения;

- использование передовых технологий;

- предшествующий опыт управления активами;

- управление писками;

- качество исследовательских и консалтинговых услуг;

- имидж и престиж;

- конфиденциальность.

Вышеперечисленное показывает существенные отличия в критериях спроса на услуги со стороны малых предприятий, средних фирм и корпоративных клиентов. Кроме того, в условиях интеграции финансовых рынков банкам необходимо ориентироваться на существенные различия в пристрастиях внутренних и зарубежных инвесторов.

С позиции формирования стратегии сегментирование имеет принципиальное значение, поскольку приводит к неизбежным выводам о целесообразности и правильности выбора конкретного сегмента рынка для работы компании, а также об определяющих характеристиках конкурентной борьбы компании на этом участке. Важную роль играет также анализ конкурентных возможностей других компаний, работающих в этом секторе.

Аналитический аспект сегментирования имеет несколько составляющих, подлежащих исследованию. Сюда входят:

- перечень продукции, услуг, которые целесообразно предлагать в данной рыночной нише;

- исчерпывающие характеристики потребителей (клиентов) с точки зрения их потенциальных возможностей приобретения товаров (услуг);

- географическое сегментирование как основа для формирования международной (глобальной), национальной или местной конфигурации компании 9банка).

За последние два-три десятилетия банковская отрасль характеризовалась высокой степенью инновационности, которая оказала существенное влияние на природу самих банков. Термин применим и к банковским продуктам.

Имеются в виду не только нововведения, влияющие на качество, потребительские свойства и технологичность традиционных банковских продуктов. Речь также идет о финансовых инновациях, обусловивших создание новых видов услуг, сопровождающих диверсификацию деятельности банковских структур, реализацию новых стратегических направлений.

Среди областей эффективных технологических инноваций в банковской сфере можно выделить следующие:

- качество управленческой информации;

- качество услуг клиентам;

- производительность труда персонала;

- эффективность управления;

- контроль рисков;

- снижение операционных расходов;

- ценообразование на финансовые продукты;

- улучшение каналов распределения услуг.

Области эффективного текущего и перспективного использования информационных технологий:

- формирование отчетности для принятия управленческих решений;

- моделирование, исследование в области финансов;

- электронно - издательская деятельность;

- обеспечение клиентов банковской информацией в режиме реального времени;

- смарт - карты;

- экспериментальные системы и имитация интеллекта;

- персональные компьютеры для клиентов банка;

- теле - видео - конференции;

- банковские телекоммуникационные услуги и обслуживание на дому;

- голосовая идентификация для банковских автоматов.

Проблема финансовых инноваций содержит несколько аспектов. Главнейшие из них -это:

- анализ источников и причин инновации, а также возможностей их выявления и контроля;

- оценка воздействия инноваций на рыночную ситуацию, характеристики рынка;

- определение влияния инноваций на управленческие механизмы банковских структур, их прибыльность;

- изучение взаимосвязи темпов, содержания и результатов инновационного процесса с созданием новых стратегических ориентиров.

Исследователи инновационной деятельности финансовых институтов выделяют ряд принципиально важных факторов, имеющих определяющее влияние на процесс создания и внедрения нововведений в этой области: изменения и уровень макрорегулирования, особенности деловой среды, финансовое окружение, характеристики внутриотраслевой конкуренции, спрос на новые услуги и др.

Инновационная деятельность финансовых институтов (в частности, банков) как ключевой фактор их стратегического развития, достижения конкурентных преимуществ представляет собой обширное поле для научных исследований. Этот комплекс взаимосвязанных проблем, несомненно, обостряется в связи с активизацией интеграционных процессов на международных рынках, сопровождающихся одновременно их либерализацией и усилением конкуренции.

Российский финансовый рынок все теснее переплетается с международным, а значит, отечественные финансовые институты все больше ощущают на себе остроту указанных выше проблем, пытаясь в то же время справиться с внутренними сложностями.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.