|
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культураСтр 1 из 6Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель методического совета __________________ Б. В. Россинский
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРАВО И ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВО И ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва Авторы: Ю. К. Малов, доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры теории и истории государства и права РПА Минюста России И. А. Шершнева-Цитульская, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права РПА Минюста России Научный консультант: А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ РПА, заслуженный деятель науки РФ
Рецензенты: М. М. Рассолов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права РПА Минюста России В. В. Оксамытный, доктор юридических наук, профессор, директор Центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Право и история художественной культуры» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции. Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой теории и истории государства и права РПА Минюста России. © РПА Минюста России, 2011 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя: · целевую установку; · содержание учебной дисциплины; · учебно-методическое обеспечение дисциплины; · требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника РПА Минюста России. Дисциплина «Право и история художественной культуры» является специальным курсом, призванным помочь студентам-бакалаврам юридического факультета в более углубленном изучении курсов истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории правовых и политических учений, римского частного права, а также отраслевых юридических дисциплин. Целью изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» является формирование юридического мировоззрения и профессиональной культуры будущих правоведов, подготовка специалистов с углубленным уровнем теоретических знаний, необходимых для их успешного применения в практической деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура Предмет, цели и задачи курса «Право и история художественной культуры». Периодизация истории художественной культуры и права. Методы и методология изучения права и истории художественной культуры. Место и роль данного курса в системе юридических дисциплин, его значение для подготовки правоведов. Историография проблемы права и истории художественной культуры. Влияние образов художественной культуры на правовое воспитание и просвещение. Правовая культура и ее взаимосвязь с другими сферами культуры общества, в том числе с художественной культурой. Влияние правовой культуры на общественное развитие. Роль искусства и художественной культуры на правосознание и правовую культуру юристов.
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», отражение в творчестве социальных противоречий общественного развития Российской империи, политико-правовые взгляды А. Н. Радищева по вопросам самодержавия, народного представительства, крепостного права, а также институтам и принципам уголовного права (вина, необходимая оборона, соразмерность наказания совершенному преступлению). А. С. Грибоедов и его деятельность в области международного права (разработка и принятие мирного договора России и Персии, повлиявшего на выплату Персией двадцатимиллионной контрибуции России; размежевание государственных границ; возвращения русских пленных). Отображение в комедии «Горе от ума» основных пороков государственного и общественного развития российского общества начала XIX в. Творчество А. С. Пушкина и право. Отражение политико-правовых идей Просвещения в произведениях А. С. Пушкина. Правовые идеи и их отражение в творчестве других деятелей российской культуры, имевших юридическое образование: Л. Н. Толстого, А. Н. Апухтина, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедриина, Л. Н. Андреева, А. Ф. Кони, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля, Влияние юридического образования на творчество зарубежных деятелей культуры: Д. Алигьери, О. де Бальзака, А. Матисса, Э. Дега, П. Боннара,
Раздел II. Право и изобразительное искусство Раздел III. Идеи права и музыка
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие Для очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины Для очной формы обучения (на базе среднего профессионального образования)
Тематический план учебной дисциплины Для заочной формы обучения (для лиц с высшим образованием)
Тематический план учебной дисциплины Для заочной формы обучения (на базе среднего профессионального образования)
Тематический план учебной дисциплины Для заочной формы обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ План семинарских занятий ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Понятие права и культуры. 2. Право – важнейший элемент цивилизации. 3. Искусство и право – признаки становления цивилизации. 4. Влияние права и искусства на формирование общественной морали. 5. Функции права и культуры. 6. Деятели культуры – юристы по образованию. 7. Творчество А. С. Пушкина и его значение в формировании правовой культуры России. 8. Данте Алигьери и его классификация преступлений и наказаний в «Божественной комедии». 9. Оноре де Бальзак как юрист-просветитель в цикле «Человеческая комедия». 10. Эпоха высокого Возрождения – духовная революция Средневековья. 11. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали. 12. Образ Екатерины II как законодательницы в произведениях 13. Картина В. А. Серова «Второй съезд Советов». 14. Суд святой инквизиции в произведениях Франсиско Гойя. 15. Российский суд в сатирическом лубке. 16. Право и искусство в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». 17. Иллюстрации к книге Н. Евреинова «История телесных наказаний в России». 18. Тюрьма и каторга в русском искусстве. 19. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 20. Порядок судопроизводства по произведениям Л. Н. Толстого: «Воскресение», «Живой труп», «Крейцерова соната». 21. Следственная практика в рассказах А. П.Чехова «Злоумышленник», «Суд», «Следователь». 22. М. Е. Салтыков-Щедрин о государственном механизме, праве и правосудии. 23. Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти. 24. Римские базилики и идеи о справедливости и независимости судей. 25. Московский Кремль – материальное и духовное воплощение государственности. 26. Образ Фемиды – идеал справедливости. 27. Образ свободы в картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». 28. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 29. Борьба русского народа за независимость в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». 30. Идеи Великой Французской буржуазной революции в 3-й и 5-й симфониях Людвига ван Бетховена.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ 1. Аркин, Д. Е. Архитектура эпохи Французской революции / 2. Аристотель. Никомахова этика. Политика. Соч. Т. 4 / Аристотель. – М.: Мысль, 1964. – 828 с. 3. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и XX века / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1968. – 344 с. 4. Бальзак, Оноре. «Человеческая комедия» // Собрание сочинений: 5. Бельков, П. А. Рерих / П. А. Бельков, Н. К. Кузичева. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1973. – 256 с. 6. Бруно, Санти. Рафаэль / Санти Бруно. – Серия «Великие мастера итальянского искусства». – М.: Слово, 1995 – 80 с. 7. Ватикан // Памятники всемирного наследия. – М.: Вече, 2001. – 240 с. 8. Викторов, В. В. Культурология / В. В. Викторов. – М.: ИНФРА, 9. Винкельман, И. И. Избранные произведения и письма / 10. Владыкина-Багинская, Н. Л. В. Собинов / Н. Л. Владыкина-Багинская. – Серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 1960. – 304 с. 11. Гершовский, К. Чайковский в департаменте юстиции / 12. Голенищев-Кутузов, И. Н. Творчество Данте и мировая культура / 13. Гомер. Илиада и Одиссея / Гомер. – М.: Художественная литература, 1967. – 765 с. 14. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А.С. Грибоедов. – Л.: Дрофа. 2010. – 168 с. 15. Данте, Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте. – М.: Наука, 1968. – 627 с. 16. Демосфен. Речи: в 3 т. / Демосфен. – М.: Памятники исторической мысли, 1994. 17. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс, Галарт, 2000. – 624 с. 18. Духан, И. Теория искусства / И. Духан. – Минск: БГЭУ, 2005. – 19. Евгениев, Б. А. Н. Радищев / Б. Евгениев. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1949. – 384 с. 20. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство / 21. Капретти, Е. Рафаэль / Е. Капретти. – М.: Белый город, 2000. – 64 с. 22. Кунин, И. П. И. Чайковский / И. Кунин. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1958. – 368 с. 23. Лисий. Речи / Лисий. – М.: ЛАДОМИР, 1994. – 370 с. 24. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с. 25. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М.: Советская энциклопедия, 1982. 26. Недошивин, Г. Очерки теории искусства / Г. Недошивин. – М.: Искусство, 1953. – 340 с. 27. Платон. Законы / Платон // Соч.– М.: Мысль, 1972. – Т. 3. Ч. 2. – 28. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / 29. Рассолов, М. М. Евфросиния Полоцкая / М. М. Рассолов. – М., 2009. 30. Рассолов, М. М. Канцлер Румянцев-Гомельский / М. М. Рассолов. – М., 2006. 31. Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий / М. М. Рассолов. – М., 2008. 32. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. – М.: ЮРАЙТ, Высшее образование, 2010. – 635 с. 33. Рассолов, М. М. Франциск Скорина / М. М. Рассолов. – М., 2007. 34. Садохин, А. П. Мировая культура и искусство / А. П. Садохин. – М.: ЗАО «БММ», 2007. – 448 с. 35. Софокл. Драмы / Софокл. – М.: Наука, 1990. – 605 с. 36. Турков, А. М. Е. Салтыков-Щедрин / А. Турков. – Серия «ЖЗЛ». – 37. Тырнова-Вильям, А. А. С. Пушкин / А. Тырнова-Вильям. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 2007. – 480 с. 38. Уайльд, Оскар. Избранные произведения: в 2 т. / Оскар Уайльд. – 39. Эсхил. Трагедии / Эсхил. – М.: Наука, 1989. – 589 с. ЭКСКУРСИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Примерные вопросы для подготовки к зачету 1. Понятие права. 2. Понятие культуры. 3. Правовая культура и правовое сознание. 4. Правовое воспитание. 5. Художественная культура как социальный феномен. 6. Связь права и искусства. 7. Искусство и формирование общественной морали. 8. Функции права и культуры. 9. Деятели художественной культуры – юристы по образованию. 10. Искусство и законодатели. 11. Фрески комнаты Папского трибунала Рафаэля Санти и идеи государства, права и правосудия. 12. Портрет Екатерины II Д. Г. Левицкого. 13. Социальные противоречия общественного развития в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». 14. Судопроизводство начала XIX в. в повести А. С. Пушкина «Дубровский». 15. В составлении каких документов принимал участие А. С. Грибоедов, находясь на дипломатической службе в Персии? 16. Литография «Законодательное чрево» О. Домье. 17. Картина И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета». 18. Полотно «Второй съезд Советов» В. А. Серова. 19. Правосудие и наказание в образах Фемиды и Немезиды. 20. Трибунал в картине Ф. Гойи «Инквизиция». 21. Карикатура «Служители правосудия» О. Домье. 22. «Камера смертника» художника Михая Мункаша. 23. «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова. 24. И. Е. Репин и его картины «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью». 25. Изображение уголовных наказаний в средневековой живописи. 26. Преступление и преступник в изобразительном искусстве. 27. Образ Ивана Грозного в творчестве И. Е. Репина. 28. «Дети – жертвы пороков взрослых» – скульптурная группа 29. «Аллегория клеветы» С. Боттичелли. 30. Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена и идеи Великой Французской революции 1789 г. 31. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 32. Русское музыкальное эпическое искусство (А. П. Бородин, 33. «Божественная комедия» Данте Алигьери и уголовное право. 34. Цикл «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака и судебная практика. 35. Судоустройство и судопроизводство в античной литературе. 36. Судопроизводство России в произведениях Ф. М. Достоевского и 37. Недостатки российского судопроизводства, вскрытые в творчестве А. П. Чехова. 38. Эзопов язык М. Е. Салтыкова-Щедрина о порядке управления и суде в России. 39. Образы государства и власти в монументальной архитектуре (Древний Египет, Афины). 40. Образ правосудия в архитектуре (римские базилики). 41. Московский Кремль – символ становления государственной власти в России. 42. Фемида – образ правопорядка и законности. 43. Юриспруденция – образ справедливости. 44. Идея «Свободы», выраженная в живописи титанами эпохи высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины..................................3 Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации...................................47
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе, председатель методического совета __________________ Б. В. Россинский
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРАВО И ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВО И ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва Авторы: Ю. К. Малов, доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры теории и истории государства и права РПА Минюста России И. А. Шершнева-Цитульская, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права РПА Минюста России Научный консультант: А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ РПА, заслуженный деятель науки РФ
Рецензенты: М. М. Рассолов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права РПА Минюста России В. В. Оксамытный, доктор юридических наук, профессор, директор Центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Право и история художественной культуры» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции. Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой теории и истории государства и права РПА Минюста России. © РПА Минюста России, 2011 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя: · целевую установку; · содержание учебной дисциплины; · учебно-методическое обеспечение дисциплины; · требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника РПА Минюста России. Дисциплина «Право и история художественной культуры» является специальным курсом, призванным помочь студентам-бакалаврам юридического факультета в более углубленном изучении курсов истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории правовых и политических учений, римского частного права, а также отраслевых юридических дисциплин. Целью изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» является формирование юридического мировоззрения и профессиональной культуры будущих правоведов, подготовка специалистов с углубленным уровнем теоретических знаний, необходимых для их успешного применения в практической деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура Предмет, цели и задачи курса «Право и история художественной культуры». Периодизация истории художественной культуры и права. Методы и методология изучения права и истории художественной культуры. Место и роль данного курса в системе юридических дисциплин, его значение для подготовки правоведов. Историография проблемы права и истории художественной культуры. Влияние образов художественной культуры на правовое воспитание и просвещение. Правовая культура и ее взаимосвязь с другими сферами культуры общества, в том числе с художественной культурой. Влияние правовой культуры на общественное развитие. Роль искусства и художественной культуры на правосознание и правовую культуру юристов.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|