Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и воспитательной работе,

председатель методического совета

__________________ Б. В. Россинский

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ПРАВО И ИСТОРИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ПРАВО И ИСТОРИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва


Авторы:

Ю. К. Малов, доктор исторических наук, профессор,

доцент кафедры теории и истории государства и права

РПА Минюста России

И. А. Шершнева-Цитульская, кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права

РПА Минюста России

Научный консультант:

А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник НИИ РПА,

заслуженный деятель науки РФ

 

Рецензенты:

М. М. Рассолов, доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

РПА Минюста России

В. В. Оксамытный, доктор юридических наук, профессор,

директор Центра сравнительного правоведения,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Право и история художественной культуры» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой теории и истории государства и права

РПА Минюста России.

© РПА Минюста России, 2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

· целевую установку;

· содержание учебной дисциплины;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины;

· требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника РПА Минюста России.

Дисциплина «Право и история художественной культуры» является специальным курсом, призванным помочь студентам-бакалаврам юридического факультета в более углубленном изучении курсов истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории правовых и политических учений, римского частного права, а также отраслевых юридических дисциплин.

Целью изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» является формирование юридического мировоззрения и профессиональной культуры будущих правоведов, подготовка специалистов с углубленным уровнем теоретических знаний, необходимых для их успешного применения в практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура

Предмет, цели и задачи курса «Право и история художественной культуры». Периодизация истории художественной культуры и права.

Методы и методология изучения права и истории художественной культуры. Место и роль данного курса в системе юридических дисциплин, его значение для подготовки правоведов. Историография проблемы права и истории художественной культуры.

Влияние образов художественной культуры на правовое воспитание и просвещение. Правовая культура и ее взаимосвязь с другими сферами культуры общества, в том числе с художественной культурой. Влияние правовой культуры на общественное развитие. Роль искусства и художественной культуры на правосознание и правовую культуру юристов.

 

Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры

 

Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», отражение в творчестве социальных противоречий общественного развития Российской империи, политико-правовые взгляды А. Н. Радищева по вопросам самодержавия, народного представительства, крепостного права, а также институтам и принципам уголовного права (вина, необходимая оборона, соразмерность наказания совершенному преступлению).

А. С. Грибоедов и его деятельность в области международного права (разработка и принятие мирного договора России и Персии, повлиявшего на выплату Персией двадцатимиллионной контрибуции России; размежевание государственных границ; возвращения русских пленных). Отображение в комедии «Горе от ума» основных пороков государственного и общественного развития российского общества начала XIX в.

Творчество А. С. Пушкина и право. Отражение политико-правовых идей Просвещения в произведениях А. С. Пушкина.

Правовые идеи и их отражение в творчестве других деятелей российской культуры, имевших юридическое образование: Л. Н. Толстого, А. Н. Апухтина, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедриина, Л. Н. Андреева, А. Ф. Кони, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля,
Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, А. Н. Бенуа, А. Н. Серова, А. В. Добужинского,
И. Я. Билибина, В. В. Кандинского, П. И.Чайковского, И. Ф. Стравинского,
Л. В. Собинова, Д. А. Ровинского.

Влияние юридического образования на творчество зарубежных деятелей культуры: Д. Алигьери, О. де Бальзака, А. Матисса, Э. Дега, П. Боннара,
П. Сезана.

 

Раздел II. Право и изобразительное искусство

Раздел III. Идеи права и музыка

 

Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие

Для очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Введение        
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура        
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры        
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры      
Раздел II. Право и изобразительное искусство        
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве        
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы        
Раздел III. Идеи права и музыка        
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.    
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского      
Раздел IV. Право и художественная литература        
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы        
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие        
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре        
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Для очной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Введение        
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура        
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры        
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры      
Раздел II. Право и изобразительное искусство        
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве        
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы        
Раздел III. Идеи права и музыка        
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.    
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского      
Раздел IV. Право и художественная литература        
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы        
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие        
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре      
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

(для лиц с высшим образованием)

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
1-й семестр
Введение        
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура      
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры        
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры    
Раздел II. Право и изобразительное искусство        
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве      
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы    
Раздел III. Идеи права и музыка        
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.    
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского    
Раздел IV. Право и художественная литература        
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы      
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие        
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре    
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
1-й семестр
Введение        
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура      
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры        
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры    
Раздел II. Право и изобразительное искусство        
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве      
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы    
Раздел III. Идеи права и музыка        
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.    
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского    
Раздел IV. Право и художественная литература        
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы      
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие        
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре    
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
2-й семестр
Введение        
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура      
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры        
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры      
Раздел II. Право и изобразительное искусство        
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве      
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы    
Раздел III. Идеи права и музыка        
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.    
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского    
Раздел IV. Право и художественная литература        
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы      
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие        
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре    
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

План семинарских занятий

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Понятие права и культуры.

2. Право – важнейший элемент цивилизации.

3. Искусство и право – признаки становления цивилизации.

4. Влияние права и искусства на формирование общественной морали.

5. Функции права и культуры.

6. Деятели культуры – юристы по образованию.

7. Творчество А. С. Пушкина и его значение в формировании правовой культуры России.

8. Данте Алигьери и его классификация преступлений и наказаний в «Божественной комедии».

9. Оноре де Бальзак как юрист-просветитель в цикле «Человеческая комедия».

10. Эпоха высокого Возрождения – духовная революция Средневековья.

11. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали.

12. Образ Екатерины II как законодательницы в произведениях
Д. Г. Левицкого и Ф. И. Шубина.

13. Картина В. А. Серова «Второй съезд Советов».

14. Суд святой инквизиции в произведениях Франсиско Гойя.

15. Российский суд в сатирическом лубке.

16. Право и искусство в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

17. Иллюстрации к книге Н. Евреинова «История телесных наказаний в России».

18. Тюрьма и каторга в русском искусстве.

19. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

20. Порядок судопроизводства по произведениям Л. Н. Толстого: «Воскресение», «Живой труп», «Крейцерова соната».

21. Следственная практика в рассказах А. П.Чехова «Злоумышленник», «Суд», «Следователь».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин о государственном механизме, праве и правосудии.

23. Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти.

24. Римские базилики и идеи о справедливости и независимости судей.

25. Московский Кремль – материальное и духовное воплощение государственности.

26. Образ Фемиды – идеал справедливости.

27. Образ свободы в картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».

28. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

29. Борьба русского народа за независимость в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

30. Идеи Великой Французской буржуазной революции в 3-й и 5-й симфониях Людвига ван Бетховена.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ

1. Аркин, Д. Е. Архитектура эпохи Французской революции /
Д. Е. Аркин. – М.: Академия, 1940. – 80 с.

2. Аристотель. Никомахова этика. Политика. Соч. Т. 4 / Аристотель. – М.: Мысль, 1964. – 828 с.

3. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и XX века / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1968. – 344 с.

4. Бальзак, Оноре. «Человеческая комедия» // Собрание сочинений:
в 24 т. – М.: Правда, 1960.

5. Бельков, П. А. Рерих / П. А. Бельков, Н. К. Кузичева. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1973. – 256 с.

6. Бруно, Санти. Рафаэль / Санти Бруно. – Серия «Великие мастера итальянского искусства». – М.: Слово, 1995 – 80 с.

7. Ватикан // Памятники всемирного наследия. – М.: Вече, 2001. – 240 с.

8. Викторов, В. В. Культурология / В. В. Викторов. – М.: ИНФРА,
2007. – 80 с.

9. Винкельман, И. И. Избранные произведения и письма /
И. И. Винкельман. – М. – Л.: Академия, 1935. – 684 с.

10. Владыкина-Багинская, Н. Л. В. Собинов / Н. Л. Владыкина-Багинская. – Серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 1960. – 304 с.

11. Гершовский, К. Чайковский в департаменте юстиции /
К. Гершовский. – Сов. музыка – 1959. – № 1.

12. Голенищев-Кутузов, И. Н. Творчество Данте и мировая культура /
И. Н. Голенищев-Кутузов. – М.: Наука, 1971. – 550 с.

13. Гомер. Илиада и Одиссея / Гомер. – М.: Художественная литература, 1967. – 765 с.

14. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А.С. Грибоедов. – Л.: Дрофа. 2010. – 168 с.

15. Данте, Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте. – М.: Наука, 1968. – 627 с.

16. Демосфен. Речи: в 3 т. / Демосфен. – М.: Памятники исторической мысли, 1994.

17. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс, Галарт, 2000. – 624 с.

18. Духан, И. Теория искусства / И. Духан. – Минск: БГЭУ, 2005. –
104 с.

19. Евгениев, Б. А. Н. Радищев / Б. Евгениев. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1949. – 384 с.

20. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство /
Т. В. Ильина. – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с.

21. Капретти, Е. Рафаэль / Е. Капретти. – М.: Белый город, 2000. – 64 с.

22. Кунин, И. П. И. Чайковский / И. Кунин. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 1958. – 368 с.

23. Лисий. Речи / Лисий. – М.: ЛАДОМИР, 1994. – 370 с.

24. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.

25. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

26. Недошивин, Г. Очерки теории искусства / Г. Недошивин. – М.: Искусство, 1953. – 340 с.

27. Платон. Законы / Платон // Соч.– М.: Мысль, 1972. – Т. 3. Ч. 2. –
676 с.

28. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву /
А. Н. Радищев. – Л., 1974.

29. Рассолов, М. М. Евфросиния Полоцкая / М. М. Рассолов. – М., 2009.

30. Рассолов, М. М. Канцлер Румянцев-Гомельский / М. М. Рассолов. – М., 2006.

31. Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий / М. М. Рассолов. – М., 2008.

32. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. – М.: ЮРАЙТ, Высшее образование, 2010. – 635 с.

33. Рассолов, М. М. Франциск Скорина / М. М. Рассолов. – М., 2007.

34. Садохин, А. П. Мировая культура и искусство / А. П. Садохин. – М.: ЗАО «БММ», 2007. – 448 с.

35. Софокл. Драмы / Софокл. – М.: Наука, 1990. – 605 с.

36. Турков, А. М. Е. Салтыков-Щедрин / А. Турков. – Серия «ЖЗЛ». –
М.: Молодая гвардия, 1964. – 368 с.

37. Тырнова-Вильям, А. А. С. Пушкин / А. Тырнова-Вильям. – Серия «ЖЗЛ». – М.: Молодая гвардия, 2007. – 480 с.

38. Уайльд, Оскар. Избранные произведения: в 2 т. / Оскар Уайльд. –
М.: Художественная литература, 1961.

39. Эсхил. Трагедии / Эсхил. – М.: Наука, 1989. – 589 с.

ЭКСКУРСИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие права.

2. Понятие культуры.

3. Правовая культура и правовое сознание.

4. Правовое воспитание.

5. Художественная культура как социальный феномен.

6. Связь права и искусства.

7. Искусство и формирование общественной морали.

8. Функции права и культуры.

9. Деятели художественной культуры – юристы по образованию.

10. Искусство и законодатели.

11. Фрески комнаты Папского трибунала Рафаэля Санти и идеи государства, права и правосудия.

12. Портрет Екатерины II Д. Г. Левицкого.

13. Социальные противоречия общественного развития в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

14. Судопроизводство начала XIX в. в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

15. В составлении каких документов принимал участие А. С. Грибоедов, находясь на дипломатической службе в Персии?

16. Литография «Законодательное чрево» О. Домье.

17. Картина И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета».

18. Полотно «Второй съезд Советов» В. А. Серова.

19. Правосудие и наказание в образах Фемиды и Немезиды.

20. Трибунал в картине Ф. Гойи «Инквизиция».

21. Карикатура «Служители правосудия» О. Домье.

22. «Камера смертника» художника Михая Мункаша.

23. «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова.

24. И. Е. Репин и его картины «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью».

25. Изображение уголовных наказаний в средневековой живописи.

26. Преступление и преступник в изобразительном искусстве.

27. Образ Ивана Грозного в творчестве И. Е. Репина.

28. «Дети – жертвы пороков взрослых» – скульптурная группа
М. М. Шемякина.

29. «Аллегория клеветы» С. Боттичелли.

30. Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена и идеи Великой Французской революции 1789 г.

31. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

32. Русское музыкальное эпическое искусство (А. П. Бородин,
А. И. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский).

33. «Божественная комедия» Данте Алигьери и уголовное право.

34. Цикл «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака и судебная практика.

35. Судоустройство и судопроизводство в античной литературе.

36. Судопроизводство России в произведениях Ф. М. Достоевского и
Л. Н. Толстого.

37. Недостатки российского судопроизводства, вскрытые в творчестве А. П. Чехова.

38. Эзопов язык М. Е. Салтыкова-Щедрина о порядке управления и суде в России.

39. Образы государства и власти в монументальной архитектуре (Древний Египет, Афины).

40. Образ правосудия в архитектуре (римские базилики).

41. Московский Кремль – символ становления государственной власти в России.

42. Фемида – образ правопорядка и законности.

43. Юриспруденция – образ справедливости.

44. Идея «Свободы», выраженная в живописи титанами эпохи высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа учебной дисциплины..................................3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной аттестации...................................47

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и воспитательной работе,

председатель методического совета

__________________ Б. В. Россинский

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ПРАВО И ИСТОРИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ПРАВО И ИСТОРИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Москва


Авторы:

Ю. К. Малов, доктор исторических наук, профессор,

доцент кафедры теории и истории государства и права

РПА Минюста России

И. А. Шершнева-Цитульская, кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права

РПА Минюста России

Научный консультант:

А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник НИИ РПА,

заслуженный деятель науки РФ

 

Рецензенты:

М. М. Рассолов, доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

РПА Минюста России

В. В. Оксамытный, доктор юридических наук, профессор,

директор Центра сравнительного правоведения,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Право и история художественной культуры» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой теории и истории государства и права

РПА Минюста России.

© РПА Минюста России, 2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

· целевую установку;

· содержание учебной дисциплины;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины;

· требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника РПА Минюста России.

Дисциплина «Право и история художественной культуры» является специальным курсом, призванным помочь студентам-бакалаврам юридического факультета в более углубленном изучении курсов истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории правовых и политических учений, римского частного права, а также отраслевых юридических дисциплин.

Целью изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» является формирование юридического мировоззрения и профессиональной культуры будущих правоведов, подготовка специалистов с углубленным уровнем теоретических знаний, необходимых для их успешного применения в практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура

Предмет, цели и задачи курса «Право и история художественной культуры». Периодизация истории художественной культуры и права.

Методы и методология изучения права и истории художественной культуры. Место и роль данного курса в системе юридических дисциплин, его значение для подготовки правоведов. Историография проблемы права и истории художественной культуры.

Влияние образов художественной культуры на правовое воспитание и просвещение. Правовая культура и ее взаимосвязь с другими сферами культуры общества, в том числе с художественной культурой. Влияние правовой культуры на общественное развитие. Роль искусства и художественной культуры на правосознание и правовую культуру юристов.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.