Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обеспечение внебюджетного инвестирования в энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетной сфере





 

Повышение энергоэффективности в настоящее время приобретает все большую актуальность, а единственно необходимым направлением снижения издержек коммунальных предприятий являются методы по внедрению энергосбережения и энергоэффективности.

Объёмы финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счёт средств федерального бюджета составляют 1,4% от суммарных расходов за период реализации Программы.

Основные направлениями финансирования мероприятий энергосбережения являются:

· электроэнергетика;

· промышленность;

· теплоснабжение и системы коммунальной инфраструктуры;

· сельское хозяйство;

· транспорт;

· организации федеральной бюджетной сферы и сферы услуг;

· жилищный сектор;

· стимулирование повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации;

· подпрограмма методического, информационного и кадрового обеспечения мероприятий.

По оценкам специалистов Газпромбанка, потребность в прямых инвестициях в меры по повышению энергоэффективности российской экономики должна составить около 10 триллионов рублей, при этом примерно 3 триллиона рублей должны составить долговые заимствования.

По оценкам специалистов Сбербанка России, потребность в инвестициях и долговых заимствованиях при реализации региональных программ энергосбережения, должна составить около 6 триллионов рублей с течение ближайших 10 лет. Из этой суммы более 3 триллионов рублей должно быть использовано в сфере ЖКХ и жилом фонде, 1,4 триллиона рублей в региональной энергетике, 800 миллиардов рублей на объектах бюджетной сферы.

В настоящее время наиболее распространено предложение по традиционному кредитованию проектов энергосбережения в промышленности и сфере энергоэффективной модернизации элементов коммунальной инфраструктуры. В то же время, в российских банках идет интенсивная работа по формированию кредитного предложения по финансированию мероприятий повышения энергоэффективности органам местного самоуправления, ТСЖ, энергосервисным компаниям. Весьма интенсивную практическую деятельность по финансированию проектов энергосбережения ведут международные финансовые структуры, имеющие значительный опыт этой деятельности.

Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР)

С 1991 года ЕБРР профинансировал в России проекты более чем на 12,2 миллиардов Евро[20]. Энергоэффективность – один из важнейших приоритетов ЕБРР. Имея в своем активе богатый опыт финансирования проектов энергосбережения, ЕБРР ориентирует свою деятельность на широкий круг заемщиков от крупнейших холдингов и предприятий до индивидуального кредитования населения.

К сожалению, действующее российское законодательство не отражает всех особенностей кредитования проектов энергосбережения. Поэтому специалисты ЕБРР принимают участие в разработке нормативных актов Российской Федерации, которые адаптируют опыт финансирования проектов повышения энергоэффективности к росиийским условиям. В частности, совместная группа специалистов ЕБРР и IFC (инвестиционное подразделение Всемирного банка) разрабатывают пакет подзаконных нормативных актов для Минрегионразвития в сфере организации финансирования энергосбережения. Речь идет о разработке условий предоставления кредитных линий для частных лиц, ТСЖ, управляющих жилищных компаний.

В настоящее время ЕБРР предлагает финансирование в сфере повышения энергоэффективности:

Государственных (региональных) и муниципальных унитарных предприятий;

Участие в капитале частных операторов, предоставляющих коммунальные услуги:

Финансирование частной стороны-участника в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе ЖКХ, включая концессии.

Софинансирование крупных проектов со стороны коммерческих банков, а также привлечение фондов технического содействия для подготовки и реализации проектов и развития институционального потенциала компаний операторов и органов власти в области планирования и реализации комплексных инвестиционных проектов.

При этом условия финансирования следующие:

Минимальный объем финансирования ЕБРР - 350 млн рублей (~? 8.75 млн).

Кредитование: до 70-80% от проектных расходов по проектам в государственном / муниципальном секторе

Участие в акционерном капитале

Наличие гарантий и/или другого приемлемого обеспечения

Сроки погашения до 10 - 15 лет

Льготный период до 3-х лет, предоставляемый для реализации проекта, в течение которого осуществляется только выплата процентов

Базовая процентная ставка определяется в соответствии с межбанковской ставкой:

Ставка кредитования может устанавливаться индивидуально по признакам экономической состоятельности и надежности клиента.

Для снижения уровней рисков реализации проектов ЕБРР предлагает бесплатное энергетическое обследование компаний, находящихся в финансируемом проекте и консультационную поддержку в ходе реализации проектов.

Со стороны муниципалитетов и региональных органов власти требуются гарантии или договор о поддержке проекта со стороны муниципалитета.

Международная Финансовая Корпорация IFC (инвестиционное подразделение Всемирного банка)

IFC – это 17 лет финансирования частных проектов в Российской Федерации. C 2007 года IFC осуществляет финансирование проектов в государственном и муниципальном секторе в регионах.

Инвестиционный портфель IFC в России - 2.4 млрд.$. Более 300 млн.$ инвестиций направлено в энергоэффективность[21]. Своей задачей IFC считает установление долгосрочных партнерских отношений. В настоящее время IFC придерживается традиционной схемы финансирования проектов энергосбережения. Но при этом специалистами IFC проводится детальная оценка финансовых, юридических, экономических, экологических и социальных аспектов проекта. Кроме того, оценивается готовность клиента следовать требованиям и рекомендациям по соблюдению лучших международных практик при проведении закупок по проекту, а также по соблюдению экологических и социальных стандартов.

Учитывая специфические требования к качеству проводимых работ по энергоэффективной модернизации, условием финансирования является не распространение действия федерального закона о закупках на привлечение кредитных ресурсов IFC.

В ходе подготовки проекта совместной группой специалистов IFC и Заказчика производится: Технический аудит/оценка проектов, План повышения эффективности, Поддержка при внедрении, Оценка результатов проекта по истечении 12-18 месяцев после его начала, Срок и график погашения адаптируются к потребностям проекта.

Сбербанк ориентирует свою деятельность по финансированию энергосбережения прежде всего на реализацию энергосервисных соглашений. В настоящее время специалисты Сбербанка формируют общие принципы финансирования энергосервисных компаний. По их мнению, для обеспечения надежного исполнения энергосервисных контрактов и уверенности банка в исполнении заемщиками обязательств по кредитам, в сфере энергосервисной деятельности должны быть созданы паевые гарантийные фонды. Участниками таких фондов должны становиться поставщики оборудования для реализации энергосервисных соглашений, энергосервисные компании, бюджет. Ориентировочный объем фонда 30% от объема реализуемых энергосервисных соглашений. Гарантии фонда должны обеспечивать не менее 70% объема заимствований и инвестиций.

В настоящее время Сбербанк обеспечивает финансирование ряда проектов энергосбережения в Тюменской области. На базе этих проектов отрабатываются механизмы кредитования.

Газпромбанк

Деятельность Газпромбанка, так же как и Сбербанка, ориентирована на финансирование деятельности энергосервисных компаний. При этом, Газпромбанк взаимодействует с международными финансовыми структурами в создании инфраструктуры уверенной реализации энергосервисных соглашений. Речь идет об адаптации к российским условиям опыта зарубежных банков в сфере финансирования проектов повышения энергоэффективности. Именно на этой основе Газпромбанк планирует создание специального финансового инструмента в сфере энергосбережения. В настоящее время Газпромбанк финансирует проекты энергосбережения ряда крупных российских предприятий.

Риски финансирования проектов энергосбережения.

Осторожность российских банков в предложении специальных кредитных решений обусловлена высокими финансовыми рисками, которые возникают в связи с неразвитостью российского законодательства в сфере энергоэффективности.

Основная проблема в становлении энергосервисной деятельности - низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний;

Проблемы «фиксации» - обособления финансовых потоков, порождаемых «перформанс» эффектом (достаточно сложно зафиксировать экономический эффект в условиях постоянно изменяющихся цен, тарифов, отсутствия четких регламентов установления тарифов регулирующими органами);

Практически нет регламента организации доступа инвесторов к финансовым потокам при реализации проектов энергосбережения, нет гарантий по защите прав инвестора и клиента (энергопотребителя);

Слабо развита бизнес-среда инжиниринга, который должен создать эффект от предоставления энергосервисных услуг и обеспечить его наличие на продолжительный период (окупаемости проекта и получения прибыли)

Энергосервисный контракт рассчитан на длительный период. В то же время, существует ряд проблем по энергосервису в жилищной сфере:

Проблема энергосервисных отношений с жильцами, поскольку отсутствует законодательство в этой сфере; ТСЖ может быть легко расформировано, члены ТСЖ имеют право свободного выхода из ТСЖ;

Нет долгосрочных контрактов управляющих компаний с жильцами (по закону не более 5 лет); Контракт с управляющей компанией может прекращаться ежегодно;

Обязательства жильцов перед управляющими компаниями не закрепляются в договорах.

В настоящее время имеется необходимость поддержки со стороны власти (например, софинансирование, субсидирование % ставок и т.д.), особенно при производстве комплексных капитальных ремонтов с длинными сроками окупаемости. Этот вопрос так же пока не отработан;

Высокая стоимость комплексного капитального ремонта при ограниченной платежеспособности собственников. По оценкам специалистов ЕБРР социально приемлемая сумма ~ 20 руб. на кв.м. в месяц, средняя стоимость комплексного ремонта 5-7 тыс. руб. на м.кв., стоимость мероприятий энергоэффективности 827 руб. на м. кв.[22]

При всей кажущейся сложности проблем организации энергосбережения, альтернативы коренному повышению энергоэффективности нет. Ценовой и административный фактор будут оказывать давление на действующее законодательство и приводить к его доработке. Имеется самая главная компонента в этом процессе – политическая воля руководства страны. Именно это обстоятельство порождает оптимизм и интерес к российскому рынку энергосбережения со стороны международных корпораций и их настойчивое предложение по трансферту достигнутого опыта обеспечения энергоэффективности и технологий в российскую экономику.

Таким образом, на основе материала, изложенного во второй главе монографии, делаем следующие выводы:

Для эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства крупных городов необходимо привлечение значительных инвестиций.

Практика привлечения частных инвестиций в ЖКХ (ГЧП). Формы государственно-частного партнерства в ЖКХ

Механизмы ГЧП широко используются в мировой практике для привлечения частного капитала с целью развития и дальнейшего управления общественной инфраструктурой. Во всем мире идеологическое понимание самого термина ГЧП базируется на следующих

ключевых принципах:

1. ГЧП предполагает официальные отношения/договоренности между государственными и частными участниками, которые фиксируются в официальных документах, в частности в нормативных правовых актах, то есть образуют особые правовые институты;

2. Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) выступают в ГЧП-проектах не столько регулятором, сколько равноправным для частного инвестора партнером, который не стремится реализовать свои властные полномочия в отношении него;

3. ГЧП–проекты призваны, прежде всего, реализовывать публичные интересы, которые формируются на основе общегосударственных общественно полезных целей;

4. ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.

 

Формы государственно-частного партнерства в ЖКХ

Выделяют несколько основных групп моделей ГЧП, со следующими базовыми характеристиками:

1. Возложение на Инвестора реализации всех элементов проекта: организации финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации:

· Модель BOT ((build, operate, transfer)

· Модели ВТО (build, transfer, operate)

· Модели ROT (rehabilitate, operate, transfer)

2. Возложение на Инвестора реализации всех элементов проекта за исключением его участия на этапе эксплуатации объекта (которое возлагается на Государство):

· Модель D&B(design and build)

· Модель DBM (design, build, maintain)

· Модель turnkey contracts

3. Возложение на Инвестора исключительно элемента участия на этапе эксплуатации объекта (остальные этапы возлагаются на Государство):

· Модель O&M (operation and maintenance)

· Модель S&M(service and management)

Сравнительный анализ моделей ГЧП в ЖКХ представлен ниже в таблице 5.1.


Таблица 5.1







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.