Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )





 

При Петре Первом продолжается унификация социальной жизни, формируется и вводится в обиход риторический идеал для нового дворянства, опирающийся во многом на древнерусский идеал. Он был изложен в произведении «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», которое было издано в 1717 г. «повелением царского величества». (Далее цитаты по репринтному изданию. М., 1990).

В нем говорилось, что дети не имеют права перебивать речи родителей и прекословить им, говорить без спросу, «когда говорить им случится, то должны говорить благоприятно, а не криком и не якобы сумасброды» (с.3). Все, что говорится, должно быть правдой истинной без прибавления и убавления и произноситься должно благообразно в приятных и учтивых словах. Если родители обратятся к детям, то они должны тотчас отозваться и сказать: «Что изволите, государь батюшко», а не так: што, чего, чего хочешь (с.5). Когда им приходится говорить с людьми, то надо делать это благочинно, учтиво, вежливо, разумно, не перебивать речей других, говорить в меру, сначала выслушать, а потом мнение свое достойно предъявить. В радостных речах быть радостным, а в печальных – печальным. Запрещалось себя хвалить и уничижать, надо ждать, когда другие похвалят. Не рекомендовалось заочно ругать недругов и плохо говорить об умерших, пересмешничать или произносить дурацкие шутки. «Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать и разглашать, что слышат, чтобы ближнему не было вреда и урона» (с. 19).

Младые отроки, знающие иностранные языки, должны были всегда говорить между собой на этих языках, «дабы тем навыкнуть могли» и чтобы их не поняли слуги, которые могли бы разгласить что-нибудь из сказанного ими. Рекомендовалось также читать полезные книги на иностранных языках и писать, чтобы не разучиться.

Подчеркивалось умение дворянина держать слово и вести себя сообразно своему высокому положению. Регламентировалось и внешнее поведение: «Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозваться и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, не веди себя наподобие немых, которыя признаками говорят или весьма никакой отповеди не дают» (с.38).

Налагался запрет на брань: «Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из уст твоих, всякой гнев, ярость, вражда и ссора» (с.44).

Среди двадцати добродетелей девицы называются кротость, терпение, «приятство», умение быть услужливой и терпеливой, умение в беседе «приятливо и тихо обходиться, с чужими говорить учтиво, отвещать ласково, других охотно слушать и всякое доброжелательство показывать в поступках, словах и делах» (с.57). В книге приводится совет Григория Назианзина «от скверных слов и соблазных песен заключать уши воском» и самой не говорить подобных слов (с.66).

Что касается идеала придворного, то о нем сказано так: «Младый дворянин, ежели в эксерциции (обучении) своем совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть» (с.13).

 

Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России

 

В социально-бытовой сфере формируется набор требований к речевому поведению. В 1881 г. вышла книга «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» («Русская риторика: Хрестоматия/ Авт.-сост. Л.К. Граудина». - М.,1996). В ней говорилось: «Подобно тому, как в музыке все приятные и ласкающие слух звуки, сливаясь в одно, образуют гармонию, чарующему влиянию которой мы невольно поддаемся, - точно так же безотчетно влечет нас симпатия к той личности, у которой во всех движениях, разговоре, манере держать себя господствует полнейшая гармония» (с.269).

Хороший тон, по мнению авторов сборника, состоит из бесчисленного множества внешних приемов, имеющих в основании приличие, нравственность, вежливость и такт, который понимается как врожденное качество. Бестактность свидетельствует о грубом состоянии души и недостаточном образовании. Многие люди под предлогом того, что они не желают лицемерить, говорят в лицо неделикатные и бестактные замечания, называя их правдой, и еще и гордятся своей оскорбительной откровенностью (с. 271).

В вежливом обращении, говорится в сборнике, лежит глубокая сила, которая всех и даже малообразованных людей заставляет подчиниться себе. Усвоить это необходимо, так как вежливость успокаивает волнения, даже ненависть, прекращает несогласия, споры в самом начале и вообще придает всякому господствующему обычаю мирную, спокойную форму» (с.272).

В речевом поведении рекомендуется соединять вежливость с откровенностью и прямодушием, с умением своевременно и к месту говорить комплименты. Но особенно обращается внимание на овладение искусством …молчать, при этом приводится высказывание из Библии, в которой сказано: «Пусть будет всякий скор на слушание и медлен на речи». Отмечается, что люди, преимущественно женщины, нередко рассказывают и расспрашивают не из участия к делу, а просто из любопытства. Любопытство же равнодушно к делу, к нему нередко присоединяется злорадство или зависть к счастью других. Не следует отыскивать слабости и ошибки у ближних и обсуждать их в разговоре.

Молчание связано с запретом на распространение слухов и сплетен, с умением хранить тайны. Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать советы (с.275). Вообще образованному человеку требуется уметь поддерживать разговор, находить предмет для обсуждения, не болтать о пустяках и в то же время не говорить о специальных научных, политических и религиозных вопросах, которые могут быть непонятны другим или вызовут споры и рознь между друзьями. Поэтому «в гостях, в больших обществах, где сходятся люди с разными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Таковыми являются общие вопросы науки и искусства, именно они составляют благодарный предмет разговоров в обществе» (с.277).

Интересны замечания о молодых людях. «Скоро летит время, слишком рано кончается детство – мальчик делается молодым человеком, а девочка – взрослой девицей. Непосредственное влияние воспитания прошло, на сына и дочь смотрят уже как на самостоятельных личностей, и за проступки, которые приходится наблюдать постороннему, отвечают не родители, а они сами. Развивающаяся мало-помалу самостоятельность в мыслях и действиях показывает, к сожалению, очень скоро, что хороший тон, господствовавший до сих пор в доме, нарушается». Автор указывает, что молодой человек и дома, и во внешней жизни должен в разговорах и манере держать себя соблюдать хороший тон.

Что касается девушки, то от неё требуют гораздо больше, чем от молодого человека. Гораздо внимательнее следят за каждым её словом, каждым движением. «Молодому человеку извинят нечаянно вырвавшееся слово, несовместимое с хорошим тоном, девушке же – никогда!». «Пускай она старается употреблять выработанный разговорный язык, избегает грубых, простонародных слов и выражений даже в кругу своих близких родственников, чтобы действительно прекрасный язык вошёл в её привычку». В этом же сборнике приводятся рекомендации по написанию писем – по их содержанию и по форме, по жанрам: уведомления и извещения, просьбы и прошения, приглашения и извинения, напоминания и увещевания, поздравления и благодарности. Автор отмечает, что ввиду важного значения в жизни хорошо написанного письма каждый должен как можно раньше приучаться и упражняться в составлении их, и дело родителей обратить внимание на эту сторону воспитания детей. Большую роль в этом он отводит чтению. «Чтение толковое образцовых писателей есть первое необходимое условие для успеха. Оно не только расширяет круг мыслей, заставляет рассуждать и думать о прочитанном предмете, но совершенно невольно придаёт некоторую гибкость, округлённость и изящество нашим выражениям, как устным, так и письменным». «Те, которым не удалось в детстве и даже в ранней молодости усвоить себе это умение хорошо выражаться письменно, должны непременно стараться с помощью чтения, упражнений и последовательного мышления достигнуть этого искусства, столь необходимого каждой образованной личности, и они могут быть уверены, что их труды не пропадут напрасно, а вознаградятся искусством правильно и изящно писать письма». (с. 282)

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. реждений. - М.: Дрофа, 2013.

7.1.Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

5. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. Репринтное издание.- М., Изд-во «Планета», 1990

6. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной (1881 г.) / Русская риторика: Хрестоматия. Авт. Сост. Л.К.Граудина. – М.: Просвещение, 1996.- С. 267-291.

7. Ораторы Греции/ Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1985.

8. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?

Делиберативная, судебная и эпидейктическая

2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?

Философией, логикой, историей.

3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?

К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

4. Какое определение дал риторике Аристотель?

Риторика, по Аристотелю, - это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли.

5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?

Он разграничил правильные умозаключения и софизмы (и эристические приемы). Он обосновал возможность использования в качестве верных умозаключений вероятностные суждения. Аристотель разработал так называемые «общие места» - общепризнанные понятия, с помощью которых описывается мир. Он назвал их «категориями» и дал небольшой перечень общих мест – около тридцати. Аристотелю также принадлежит разработка категорий этоса, пафоса и логоса, теории стилей, создание типологии ораторской речи по месту, времени и цели.

6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?

В среде софистов сформировался риторический идеал монологического типа и по содержанию, и по форме, поскольку они относились к своим собеседникам как к объектам манипулирования, самоутверждались, пренебрегая подлинной беседой. Цель софистического общения – победа, а не согласование мнений - порождала агональный тип речевого идеала. Из отношения софистов к истине вытекает еще одно свойство идеала – его релятивистский характер, зависимость от внешних обстоятельств, пользы, выгоды.

Риторический идеал диалектиков прямо противоположен идеалу софистов. Он диалогичен по содержанию и форме, поскольку они уважают собеседника, ведут с ним диалог, а не манипулирует им. Их идеал является гармонизирующим по цели и онтологичным по отношению к предмету речи, так как для них важен поиск истины, а не победа любой ценой.

7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?

При демократии расцветает содержание речей и активность ораторов.

8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?

При республике расцветали все жанры речей, при империи – эпидейктические, восхваляющие правителя, и речи ради упражнения в ораторском искусстве.

9. Какой вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?

М.В. Ломоносов создал первую русскую риторику на родном языке.. Он применил риторические умения в прозаическом и стихотворном жанрах, в публицистическом, научном и научно-популярном творчестве, в академическом красноречии и эпистолярном жанре. Он писал оды, благодарственные и похвальные слова, слова о пользе химии и книг церковных, о сохранении и размножении российского народа, о правилах российского стихосложения, историографические сочинения и т.п. Он на деле использует риторические правила, методы, приемы, изобразительно-выразительные средства в зависимости от типа речи и условий общения, формируя тем самым русский национальный литературный язык в его стилистическом разнообразии. Важным вкладом стала его разработка письменных образцов публичной речи, а также теория о трех штилях.

10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?

Часть требований носила традиционный характер, часть новых. Так, дети не имели права перебивать речи родителей и прекословить им, говорить без спросу. Запрещалось себя хвалить и уничижать, надо ждать, когда другие похвалят. Не рекомендовалось заочно ругать недругов и плохо говорить об умерших, пересмешничать или произносить дурацкие шутки. Младые отроки, знающие иностранные языки, должны были всегда говорить между собой на этих языках.Рекомендовалось также читать полезные книги на иностранных языках и писать, чтобы не разучиться. Подчеркивалось умение дворянина держать слово и вести себя сообразно своему высокому положению. Регламентировалось и внешнее поведение. Налагался запрет на брань.


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.