Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС





Подготовить презентацию на тему «Основы речевого общения в диалоге». В данной презентации раскрыть все заявленные вопросы: общение как сложный многоплановый процесс, его цели, мотивы и функции; интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения; стили и механизмы общения; психологические и коммуникативные барьеры общения.

 

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

4. Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

5. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.

6. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

2. Что такое общение?

Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. Каковы цели общения?

Цели - ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим, и долговременные, отдаленные. Среди ближайших целей могут быть интеллектуальные (получение информации чисто фактической или оценочной, связанной с оспариванием предмета речи, поддержкой мнения и т.п.); эмоциональные (направленные на изменение своего эмоционального состояния: снять напряжение, развлечься и т.п.); действенные (побуждающие собеседника совершить то или иное действие). В качестве цели может выступать и отношение к коммуникации его участников: поддержать или оттолкнуть партнера, продолжить или прервать общение.

Долговременные цели могут быть явными и скрытыми, осознанными и неосознанными. Они связаны со стремлением утвердить свой статус, заявить о себе, воздействовать на другого человека в надежде получить в будущем некий воспитательный эффект и т.п.

4. Каковы функции общения?

Общение выполняет целый ряд функций, таких как:

· Инструментальная (как социальный механизм управления и передачи информации)

· Интегративная, функция объединения людей,

· Трансляционная, т.е. функция передачи способов деятельности, оценок и т.п.,

· Экспрессивная – сопереживания, обмена чувствами и эмоциями,

· Социального контроля, регламентации поведения и деятельности
социализации, т.е. формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

5. Какие три стороны выделяют в общении?

В структуре общения выделяют три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

6. Какие существуют стили общения?

В коммуникации выделяют три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

7. Каковы механизмы общения?

В общении работают такие механизмы, как заражение (бессознательный переход в определённое психическое состояние), внушение (активное воздействие одного на другого через слово, но в расчёте на веру), убеждение (воздействие на систему убеждений другого), принуждение, подражание (воспроизводство определённых образцов поведения) и мода.

8. Какие психологические барьеры бывают в общении?

К психологическим относятся барьеры эстетические (из-за неопрятного и неряшливого вида человека), возраста, боязни контакта, отрицательных эмоций (ваших или партнёра), состояния здоровья (физического или духовного), предвзятости, отрицательной установки, психологической защиты (со стороны собеседника), «ожидания непонимания», стереотипов, двойника (когда мы ждём от собеседника такого же поведения, какое продемонстрировали бы сами).

9. Какие коммуникативные барьеры бывают в общении?

Коммуникативные барьеры связаны с некомпетентностью одного из собеседников, с неумением ясно и последовательно выражать свои мысли (каждого из собеседников), с плохой техникой речи или слабым тихим голосом, с неумением слушать, с различием в модальностях (визуалы, аудиалы, кинестетики), с невоспитанностью человека.

 


 

Тема СРС №13. Диалог в повседневной сфере. Беседа.

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление эффективности коммуникации в условиях диалога, имеющего личностное и профессиональное значение

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности

ПК-1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-25 Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни

ПК-26 Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - понятие беседы как формы диалога, разновидности беседы, две основные стратегии поведения в беседы и типы собеседников, непродуктивные модели беседы в повседневном взаимодействии.

«Уметь» - проанализировать стратегии собственного поведения в повседневном общении и определить свой тип собеседника.

«Владеть» - способностью построить продуктивную модель беседы в ситуации повседневного общения.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Понятие беседы, её разновидности, основные стратегии поведения в беседе и два типа собеседников, непродуктивные модели беседы.

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 14. Диалог в повседневной сфере. Беседа Анализ текста. Определение типа беседы, основных стратегий поведения в беседе, типов собеседников

 

5. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Проанализируйте отрывок текста, в котором описывается первый визит доктора Дмитрия Ионовича Старцева в дом Туркиных, во время которого Туркины демонстрируют все свои таланты. Опишите качество общения. Насколько оно подлинно. Какое впечатление произвёл на Старцева роман, который читала Вера Иосифовна? Дал ли он пищу для размышлений, для разговора, для обсуждения? Каков был эффект эмоциональный и эстетический от исполнения музыкального произведения Котиком? Как бы вы охарактеризовали беседу за столом? Принимали ли участие в беседе гости? Какой тип беседы демонстрирует Иван Петрович Туркин? Какова его стратегия поведения в беседе? К какому типу собеседников вы его отнесёте? Подтвердите своё мнение конкретными примерами из его речи. Сделайте вывод об эффективности коммуникации.

6. Источники информации:

6.1.Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека onl-ine» http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

6.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

1. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.

2. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

 

7. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Что такое беседа?

«Беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах». (В.И. Даль)

2. Какие бывают виды беседы?

В зависимости от того, насколько знакомы люди друг с другом и в какой обстановке происходит общение, обычно выделяют несколько типов беседы:

непринужденная беседа с хорошо знакомыми или близкими людьми,

первая беседа с незнакомыми людьми, она носит характер «разведки», к ней можно отнести и «светскую беседу»,

деловая беседа, тема и структура которой определяются профессиональными интересами участников, она может носить характер строгой официальной, с иерархией участников,

застольная беседа, которая организуется по особому случаю, на ней могут присутствовать люди хорошо и мало знакомые друг с другом, что вызывает определенные трудности в ее поддержании.

3. Что такое открытая стратегия поведения в беседе?

Открытая стратегия поведения в беседе – это стратегия, в которой у говорящих преобладает настрой на взаимодействие и установка на уважение другого, учёт интересов и потребностей другого.

4. Чем открытая стратегия поведения в беседе отличатся от закрытой?

Закрытая стратегия поведения в беседе, в отличие от открытой, реализует индивидуалистический настрой участников (или участника), обращённость на свои собственные интересы.

5. Какие черты характеризуют собеседника открытого типа?

Собеседник открытого типа умеет учитывать интересы, мнения, желания собеседника, не считает себя «центром Вселенной». Для него неважно, кто «главный» в беседе, более того, подобная иерархия, по его мнению, только мешает подлинному обмену мыслями и чувствами. Он уважает личность другого человека, считает его самоценным, самостоятельным субъектом, не стремится им управлять и манипулировать. Он считает, что гораздо интереснее познавать другого человека, его мнение, его взгляд на мир, что позволит и самому увидеть новые грани мира.

6. Какие черты характеризуют собеседника закрытого типа?

Собеседник закрытого типа ставит в центр беседы себя, он и есть самое интересное. Для такого собеседника право на речь – это право на власть, которую он и захватывает в беседе, выдвигая свои темы, навязывая свое видение проблемы, стремясь доминировать в разговоре и побеждать в споре. Собеседник закрытого типа любит командовать и считает, что другой должен подчиняться ему в разговоре. Он любит покрасоваться, любуется собой, упивается своей речью.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.