Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема СРС №15. Искусство спора в речевой коммуникации





Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление эффективности коммуникации в условиях спора.

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности

ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности»;

ПК-1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-25 Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни

ПК-26 Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - понятие спора, виды спора, принципы и правила ведения спора;

«Уметь» - сформулировать свою позицию в споре, подобрать аргументы для объяснения и отстаивания своей точки зрения, бесконфликтно выходить из спора.

«Владеть» - способностью изложения самостоятельной точки зрения, публичной речи, аргументации, участия в споре.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Понятие спора, правила ведения спора, стратегии и приёмы спора, виды аргументов, ошибки и уловки в споре.

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 15. Искусство спора в речевой коммуникации Анализ текста для определения предмета, мотивов, целей каждой из сторон, а также качества спора – стратегии, тактики, приёмов, уловок.

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Проанализируйте текст. Определите предмет спора, мотивы, цели каждой из сторон, стратегию ксёндзов и Остапа. Охарактеризуйте качества оппонентов. Назовите приёмы защиты и нападения. Типы аргументов. Уловки в споре.

Напоминаю:

1) Приёмы защиты и нападения: метод суммирования, метод «да, но..», метод кусков, приём «опроса-допроса», приём игнорирования, прямое обращении к адресату со своим тезисом, контр-вопросы и др.

2) Аргументы – рациональные: факты, типичные и частные случаи, факты-исключения (которые подтверждают правило), авторитеты, имеющие высокий статус, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы, теории, традиционно принятые в обществе как безусловно верные), статистические данные и др.

3) Аргументы иррациональные (психологические): «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

4) Ошибки и уловки: подмена тезиса - сужение или расширение тезиса, порочный круг (снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие), предвосхищение вывода (недоказанные аргументы подаются как прочные и доказанные), создание видимости логической связи между аргументом и выводом («огурцы подешевели, значит экономика идёт на подъём»), поспешное обобщение («Кулибин был самоучка, значит образование получать необязательно), «после этого не значит поэтому (чёрная кошка перебежала дорогу, поэтому мне сегодня не повезло), «переход на лица» («женщине не понять»), лесть, палочный приём, сведение к абсурду, обструкция (крики, свист, топанье ногами и пр.)., ирония и юмор, лживый довод, оскорбление, игра красивыми словами, подтасовка фактов,

 

Тело водителя «Антилопы» сделало шаг вперёд, но душа его, подстёгиваемая с обеих сторон пронзительными взглядами Кушаковского и Морошека, рванулось назад. Козлевич тоскливо посмотрел на друзей и потупился.

И началась великая борьба за бессмертную душу шофёра.

- Эй вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врага на диспут, - Бога нет!

- Нет, есть, - возразил ксёндз Алозий Морошек, заслоняя своим телом Козлевича.

- Это просто хулиганство, - забормотал ксёндз Кушаковский.

- Нету, нету, - продолжал великий комбинатор, - и никогда не было. Это медицинский факт.

- Я считаю этот разговор неуместным, сердито заявил Кушаковский.

- А машину забирать – это уместно? – закричал нетактичный Балаганов. – Адам! Они просто хотят забрать «Антилопу».

Услышав это, шофёр поднял голову и вопросительно посмотрел на ксёндзов. Ксёндзы заметались и, свистя шёлковыми сутанами, попробовали увести Козлевича назад. Но он упёрся.

- Как же всё-таки будем с Богом? – настаивал великий комбинатор.

Ксёндзам пришлось начать дискуссию. Дети перестали прыгать на одной ножке и подошли поближе.

- Как же вы утверждаете, что Бога нет, - начал Алозий Морошек задушевным голосом, - когда всё живое создано им!

- Знаю, знаю, - сказал Остап, я сам старый католик и латинист. Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, тенер.

Эти латинские исключения, зазубренные Остапом в третьем классе частной гимназии Илиади и до сих пор сидевшие в его голове, произвели на Козлевича магическое действие. Душа его присоединилась к телу, и в результате этого объединения шофёр робко двинулся вперёд.

- Сын мой, сказал Кушаковский, с ненавистью глядя на Остапа, - вы заблуждаетесь, сын мой. Чудеса Господни свидетельствуют…

- Ксёндз! Перестаньте трепаться! – строго сказал великий комбинатор. – Я сам творил чудеса. Не далее как четыре года назад мне пришлось в одном городишке несколько дней пробыть Иисусом Христом. И всё было в порядке. Я даже накормил пятью хлебами несколько тысяч верующих. Накормить-то я их накормил, но какая была давка!

Диспут продолжался в таком же странном роде. Неубедительные, но весёлые доводы Остапа влияли на Козлевича самым живительным образом. На щеках шофёра забрезжил румянец, усы его постепенно стали подниматься кверху.

Давай, давай! – неслись поощрительные возгласы из-за спиралей и крестов решётки, где уже собралась немалая толпа любопытных. – Ты им про римского папу скажи, про крестовый поход.

Остап сказал и про папу. Он заклеймил Александра Борджиа за нехорошее поведение, вспомнил ни к селу ни к городу Серафима Саровского и особенно налёг на инквизицию, преследовавшую Галигея. Он так увлёкся, что обвинил в несчастьях великого учёного непосредственно Кушаковского и Морошека. Это была последняя капля. Услышав о страшной судьбе Галилея, Адам Казимирович быстро положил молитвенник на ступеньку и упал в широкие, как ворота, объятия

Балаганова. Паниковский тёрся тут же, поглаживая блудного сына по шероховатым щекам. В воздухе висели счастливые поцелуи.

- Пан Козлевич! – застонали ксёндзы. – Доконд пан иде? Опаментайсе, пан!

Но гнрои автопробега уже усаживались в машину.

- Вот видите, крикнул Остап опечаленным ксёндзам, занимая командорское место, - я же говорил вам, что Бога нету. Научный факт. Прощайте, ксёндзы! До свиданья, патеры!

(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой телёнок»)

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.

5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

 

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Что такое спор?

Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу.

2. Какие бывают виды спора?

Спором является и диспут, и дискуссия, и полемика.

3. Почему люди спорят?

Люди спорят, пытаясь утвердить своё видение истины. Одним из мотивов, побуждающих человека к спору, является стремление сохранить, утвердить и, по возможности, повысить свой статус, то есть положение среди окружающих его людей, меру психологического влияния на членов своей группы. В споре люди иногда отстаивают традиционные взгляды и представления, боясь перемен, которые могут разрушить его привычный мир.

4. Какие правила ведения спора касается тезиса?

1) тезис должен оставаться одним и тем же в процессе доказательства, не подменяться другим тезисом;

2) тезис должен быть точно сформулирован.

5. Как называются те, кто участвуют в споре?

Пропонент и оппонент.

6. Какие бывают типы аргументов в споре?

Аргументы бывают рациональные и иррациональные.

7. Какие бывают типы вопросов?

Выделяются два вида вопросов в зависимости от их логической структуры – закрытые и открытые. Закрытые направлены на выяснение истинности или ложности заключенного в них суждения, и отвечать на них можно только «да» или «нет». Их ещё называют уточняющими.

И открытые, и закрытые вопросы могут быть простыми и сложными по своему составу.

Правильно поставленные вопросы содержат в своей основе истинные высказывания, они называются корректными. Соответственно,бывают некорректные вопросы.

По формулировке вопроса, по тону голоса, по интонации можно определить характер вопроса - нейтральный, благожелательный, враждебный, провокационный.

8. Какие требования предъявляются к аргументам?

Эти требования таковы:

1) аргументы должны быть истинными и обоснованными, нельзя использовать недоказанные положения, выдавать их за истинные;

2) аргументы должны быть достаточными;

3) аргументы должны быть доказаны самостоятельно, независимо от тезиса, иначе возникает «круг в доказательстве».

9. Какие бывают стратегии в споре?

Выделяют две стратегии в споре:

- доказывание своего тезиса при помощи определённых аргументов или

- опровержение аргументов противника с доказательством ошибочности его тезиса.

10. Какие бывают тактики в споре?

Тактики ведения спора могут быть различными: ориентированными в большей степени на защиту или нападение, на применение собственно логических доводов или психологического давления на оппонента, на использование контратаки и т.п. Тактика пропонента осуществляется с помощью разных приемов: прямым обращение к адресату и приемом «опроса – допроса», когда вопросы к противнику следуют один за другим. Тактика пропонента – это защита с переходом в наступление. Среди приемов подобной тактики выделяются метод «да, но…», при котором вы как бы соглашаетесь, но переходите к опровержению мнения противника, метод «кусков», то есть оценка аргументации противника по частям, и метод суммирования, когда вы подытоживаете позицию противника и переходите в наступление.

11. Какие приёмы спора относятся к непозволительным?

Назовем самые яркие, наиболее известные непозволительные психологические приемы, такие как:

· «Доводы к человеку». Обращаются к чувствам, желаниям, интересам, предрассудкам людей.

· «Дискредитация личности противника». Обвиняют оппонента в дурных поступках, заявляют о его безнравственности, интеллектуальной ущербности, стремясь это сделать предметом обсуждения.

· «Лесть». В противоположность предыдущему приему ваш противник превозносит исключительные качества, проницательность и умственные способности. Делает это так тонко, что вы окажетесь солидарны с ним, не успев понять уязвимость его доказательств.

· «Лингвистическая косметика». Этот прием применяют тогда, когда надо пригасить негативные стороны предложения и приукрасить положительные, поскольку об одном и том же предмете можно сказать по-разному, придать мысли оттенок, наиболее отвечающий цели говорящего.

· «Ссылка на авторитет». Ссылки на мнение известного человека возможны в разговоре, но нельзя выдавать его за истину в последней инстанции. Некритичность мышления слушателей иногда используют недобросовестные ораторы, придумывая фразы якобы принадлежащие великим.

· «Стремление представить утверждение противника как абсурд». Нередко так прямо и говорят: «Что за чушь!».

· «Троянский конь». Спорящий переходит на сторону своего противника и начинает горячо защищать его тезис, но при этом доводит его до такой крайности, так искажает, что фактически уничтожает.

· «Обструкция». Не желая допустить победы противника, пускают в ход брань, крики, свист, бесцеремонно прерывают говорящего или произносят длинные, не имеющие отношения к делу речи.

· «Палочный прием». Он заключается в запугивании, угрозах или физической расправе с несогласными. Когда начальник говорит своему подчиненному: «Да? Вы так считаете? Вам что, надоело здесь работать?», - он использует «палочный прием».

 


 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.