|
Правила речевого этикета в быту и профессиональной среде⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Существуют особые правила ведения диалога для говорящего и для слушающего, так называемый речевой этикет. Так, собеседникам предписывается доброжелательное отношение друг к другу. Запрещается своей речью наносить ущерб партнеру: обиду, оскорбление, пренебрежение, нельзя высказывать прямые негативные оценки. Главным психологическим требованием речевого этикета является, несомненно, принцип «не навреди». В беседе необходимо учитывать социальный статус, пол и возраст собеседника, ситуацию общения. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», он должен уметь встать на позицию партнера, он не должен давить на собеседника, превращать диалог в монолог. Соответственно и слушающий должен отодвигать свое «я» на второй план, включать эмпатическое слушание. И говорящий, и слушающий, поставив в центр своего внимания другого, должны учитывать личность другого, его осведомленность в теме, степень заинтересованности, постоянно поддерживать контакт с помощью невербальных средств (через мимику, жест, взгляд). Слушающий должен сигнализировать партнеру поддакиванием, кивком головы, мимикой о своем внимании и интересе. Собеседники должны поочередно передавать инициативу в диалоге, уметь тактично, но твердо брать инициативу в свои руки, если партнер увлекся или сознательно захватил право на монолог. В общении важен выбор дистанции. Партнеры должны учитывать дистанцию, принятую в данной национальной культуре, допустимую при разных типах общения. Говорящим предписывается выбор степени свободы поведения в зависимости от условий общения, национального состава участников. Излишне громкий голос и размахивание руками перед лицом собеседника вряд ли способствуют коммуникации. Говорящему рекомендуется подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается, не допуская спора или критики, не вынуждая другого занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, удерживать тему разговора, не перескакивать с одного на другое. Слушающий также обязан не терять нить разговора, не отвлекаться от предмета беседы и избегать попутных отступлений, не раздражаться на специфические качества говорящего, отделять человека от проблемы, чтобы не упустить ценную информацию, если человек чем-то неприятен слушающему. Слушающему необходимо показывать говорящему, что он готов его слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересовано. Слушая, надо стараться понять, а не искать повод для раздражения. Облегчать собеседнику положительный ответ. Следует избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет». Собеседники должны помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания ограничен. Время говорения без паузы может длиться от 45 секунд до 1,5 минуты, а наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи смысловым единицам +2. Собеседникам рекомендуется выражаться в убедительной и оптимистичной манере. Собеседники должны вести отбор языковых средств, помня об уместности, доступности, точности, логичности, выразительности как коммуникативных качествах речи. И говорящий, и слушающий должны контролировать не только свои мысли, но и свои чувства: если их захлестывают эмоции, вряд ли общение будет продуктивным, к тому же рассерженный человек придает неверный смысл словам другого.
7. Источники информации: 7.1. Список рекомендуемой литературы. 1. Голуб И.Б., Некллюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/ 2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line 3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе 7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы. 4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013. 5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)
8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
1.Что такое речевой этикет? Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности (Н.И. Формановская). 2.Что такое официальный, профессиональный этикет? Деловой (профессиональный) этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Среди делового (профессионального) этикета самым строгим является дипломатический. 3. Что такое неофициальный (светский) этикет? Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей. 4. Каковы принципы речевого этикета? Их два – принцип кооперации и принцип вежливости. 5. Каковы постулаты речевого этикета, в которых реализуется принцип кооперации? К постулатам речевого общения относятся постулаты: · качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований), · количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и · способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.). 6. В каких нормах конкретизируется принцип Вежливости? Принцип Вежливости конкретизируется в определённых нормах: · Вежливость: приветливость, доброжелательность, уважительность, стремление соблюдать правила приличия. · Тактичность: деликатность, выдержка, возможность вести себя с опорой на такт, уважая других, чувство меры в словах, в поведении, в поступках. · Обязательность: пунктуальность, аккуратность, точность, ответственность, стремление всегда оказать содействие, быть внимательным к людям и верным своему собственному слову. · Скромность – сдержанность в оценке своей собственной персоны, своих заслуг, нехвастливость, умеренность. · Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в себе. 7. В каких сферах проявляется речевой этикет? К сфере речевого этикета относится этикет обращений, приветствий, прощаний и представлений. К сфере речевого этикета относятся также формы выражения просьбы, благодарности, извинений. К сфере речевого этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации. 8. Каковы языковые средства речевого этикета на разных языковых уровнях? 7) На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения 8) На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); 9) На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи и т.п.; 10) На интонационном уровне: использование вежливой интонации и т.п. 11) На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д. 9. Как связаны речевой этикет и ситуации речевого общения? Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. 10. Как проявляются коммуникативные функции речевого этикета? Речевой этикет: · способствует установлению контакта между собеседниками; · привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; · позволяет засвидетельствовать уважение; · помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); · формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). 11. Как связаны речевой этикет и социальный статус участников коммуникации? Роли участников коммуникации? 12. В чём проявляется связь речевого этикета и принадлежность собеседников к социальным группам? Различные единицы речевого этикета употребляются в зависимости от социальных ролей, которые принимают на себя участники коммуникации. Многие специализированные единицы и общие проявления речевого этикета различаются по их устойчивой прикрепленности к тем или иным социальным группам носителей языка. Эти группы могут быть выделены по следующим критериям: · возраст: формулы речевого этикета, связываемые с молодежным жаргоном (Алё, Чао, Гудбай); специфические формы вежливости в речи людей старшего поколения (Благодарствую, Окажите любезность); · образование и воспитание: более образованные и воспитанные люди тяготеют к более аккуратному употреблению единиц речевого этикета, более широко употребляют Вы-формы и пр.; · пол: женщины в среднем тяготеют к более вежливой речи, реже употребляют грубую, близкую к бранной и обсценной лексику, более щепетильны в выборе тем; · принадлежность к специфическим профессиональным группам. 13. В чём проявляются этикетные требования к интонационному оформлению высказывания? Среди этикетных требований, предъявляемых к устной речи, важное место занимает интонация высказывания. Носитель языка безошибочно определяет весь диапазон интонаций – от подчеркнуто вежливой до пренебрежительной. Однако определить, какая интонация соответствует речевому этикету, а какая выходит за его рамки, в общем виде, без учета конкретной речевой ситуации едва ли возможно. 14. Какие вы можете назвать невербальные аспекты речевого этикета? С точки зрения речевого этикета различаются следующие невербальные, паралингвистические знаки: · не несущие специфической этикетной нагрузки (дублирующие или заменяющие собой сегменты речи – указующие, выражающие согласие и отрицание, эмоции и пр.); · требуемые этикетными правилами (поклоны, рукопожатия и пр.); · имеющие инвективное, оскорбительное значение. 15. Каково основное правило речевого этикета в профессиональной среде? Запрещается своей речью наносить ущерб партнеру: обиду, оскорбление, пренебрежение. Не навреди.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|