Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления





 

Рецензенты:

С. Ч. Мантуровад-р. истор. наук, проф. кафедры «Социальные технологии»;

А. М. Кузнецовад-р. филос. наук, доц. кафедры «Политология, философия и история» БФ СибГУТИ.

 

М545 Методические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр») для всех форм обучения / сост. Ю. Ю. Шурыгина, С. Б. Давлетчина. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. − 56 с.

 

Методические указания составлены в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами. В них сформулированы основные требования к виду, объему, структуре, содержанию, оформлению выпускной квалификационной работы.

Данные указания адресуются выпускникам направления «Социальная работа», научным руководителям, рецензентам и членам Государственной экзаменационной комиссии с целью выполнения единых требований к ВКР.

 

ББК У9(2)301я73

ã Ю. Ю. Шурыгина 2015

С. Б. Давлетчина 2015

ã ВСГУТУ, 2015

CОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ……………………………………..  
1.1 Общие положения………………………………………….  
1.2 Этапы выполнения ВКР…………………………………...  
1.3 Выбор темы исследования………………………………...  
1.4 Требования к выполнению ВКР…………………………..  
1.5 Объем, структура и содержание разделов ВКР………….  
1.6 Руководство ВКР…………………………………………..  
1.7 Обязанности выпускника в ходе выполнения работы…..  
2. Правила оформления работы……………………………….  
3. Нормоконтроль ……………………………………………..  
4. Материалы для защиты ВКР……………………………….  
5. Подготовка к защите и процедура защиты ВКР…..............  
5.1. Предзащита ВКР…………………………………………..  
5.2. Процедура защиты ВКР………………………………….  
Обозначения и сокращения…………………………………...  
Список использованных источников…………………………  
Приложения…………………………………………………….  
Приложение А. Образец заявления об утверждении темы ВКР……………………………………………………………..  
Приложение Б. Образец титульного листа ВКР……………..  
Приложение В. Отзыв научного руководителя……………...  
Приложение Г. Образец рецензии на ВКР…………………...  
Приложение Д. Образец аннотации на ВКР…………………  
Приложение Ж. Примерные темы ВКР для бакалавров…….  
Приложение З. Примерные темы ВКР для магистрантов…..  
   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Общие положения

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников проводится в университете по всем основным образовательным программам (ООП) высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, и направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Основными целями ГИА в виде выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) являются:

– оценка способности выпускника решать систему (или подсистему, входящую в более общую систему) задач профессиональной деятельности;

– оценка уровня владения выпускником необходимыми для решения задач деятельности (охватываемой ВКР) знаниями по соответствующим естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, методам и алгоритмам решения задач, умениями пользоваться этими знаниями;

– оценка готовности выпускника к участию в творческом решении проблем в той области общественной практики, с которой будет связана его профессиональная деятельность.

К ГИА допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки высшего профессионального образования, разработанной в университете в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При условии успешного прохождения ГИА выпускнику университета присваивается соответствующая степень и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Выпускная квалификационная работа − самостоятельно выполненное выпускником научное исследование, обобщающее полученную теоретическую и практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам, имеющее квалификационный характер и предназначенное для публичной защиты.

Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются высшим учебным заведением.

ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:

– для квалификации (степени) «бакалавр» − в форме бакалаврской работы (БР), которая может основываться на обобщении выполненных студентом курсовых работ и проектов на предыдущих этапах обучения и подготавливается к защите в завершающий период теоретического обучения;

– для квалификации (степени) «магистр» − в форме магистерской диссертации (МД).

 

Этапы выполнения ВКР

Процесс выполнения ВКР включает следующие этапы:

1. выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

2. успешное прохождение производственной практики и сбор материалов для ВКР;

3. подбор и изучение литературы по выбранной проблеме;

4. оформление организационных документов и ознакомление с требованиями по оформлению ВКР;

5. написание работы;

6. подготовка к защите (тезисы доклада, презентация, раздаточный материал, получение на работу отзыва руководителя, внешней рецензии);

7. защита ВКР.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

При написании ВКР следует ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, имеющих отношение к направлению подготовки, в частности, «Работник социальной службы», «Отечественный журнал социальной работы», «Социологические исследования» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Необходимо также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

Настоятельно рекомендуется выпускникам активно использовать электронные информационные ресурсы научной библиотеки университета, в частности, электронной библиотеки (eLIBRARY.RU) // http: // www. elibrary. ru, материалы сайта Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия // http: // minsoc-buryatia.ru, а магистрантам − электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки // http://diss.rsl.ru/ и др.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

– кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

– где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

– в чем конкретно они состоят?

Вся добытая выпускником информация фиксируется в виде записей разного рода (на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный каталог по проблеме исследования, планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты, содержательные обзоры, в которых фиксируются полученные выпускником знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования).

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:

– энциклопедии: общие и специальные (например, педагогическая, социологическая, психологическая, философская и др.);

– толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

– оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, индукции, дедукции, классификации, обобщения и др.

Для упорядочения работы можно рекомендовать представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности следующих записей:

Текст №1 (текст-рассуждение). Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст №2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.

Текст №3 (собственно творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст №3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть ВКР.

Как показала практика руководства над ВКР, для написания обзора по теме исследования необходимо бакалаврам использовать не менее 30-40 источников, а магистрантам − 60-80 источников.Но в тоже время необходимо помнить, что качество ВКР определяется не количеством использованных материалов, а степенью самостоятельности проработки вопросов, обоснованностью и оригинальностью выводов и предложений.

 

Выбор темы исследования

Тематика ВКР должна быть направлена на решение профессиональных задач: разработку методологических основ теории, истории и технологии социальной работы; оценку состояния государственной социальной политики и защиты в отношении различных категорий населения Российской Федерации; анализ динамики изменений социальной практики в работе с наименее социально-защищенными слоями населения; разработку социальных проектов решения социальных проблем личности, семьи, этнической общности; исследование эффективных технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и экстремальных ситуациях; обобщение опыта и разработку инновационных форм и методов социального взаимодействия и социального партнерства органов социальной защиты населения, социальных служб, предприятий и организаций различных форм собственности; определение места и роли социальной работы в профилактике социально-опасных явлений, девиантного поведения, сохранении и развитии человеческого ресурса; разработку инновационных технологий социальной работы, социального образования, подготовки профессионалов социальной сферы.

Конкретная тематика работ должна отвечать следующим требованиям:

– соответствовать задачам подготовки выпускников;

– учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

– приобщать выпускников к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

– учитывать разнообразие интересов выпускников в области теории и практики.

Примерные темы ВКР разрабатываются на кафедре «Социальные технологии» и доводятся до сведения выпускников (Приложение Ж-З).

При подборе тематики ВКР выпускающая кафедра исходит, прежде всего, из стремления к наибольшей преемственности ВКР с выполненными выпускниками ранее или выполняемыми на выпускном курсе работами по дисциплинам учебного плана.

Общий перечень тем ВКР ежегодно обновляется кафедрой по мере необходимости (с учетом предложений и замечаний ГЭК, профиля направления, новых научных направлений, изменения требований и т.д.).

Название темы ВКР должно быть кратким, в то же время отражающим ее цели и основное содержание.

ВКР может быть следующих видов:

– индивидуальная, выполняемая одним выпускником по отдельной тематике;

– групповая, выполняемая по единой тематике несколькими выпускниками данного направления; при этом каждый выпускник самостоятельно решает определенную часть поставленной задачи при коллегиальном рассмотрении основных принципиальных и взаимосвязанных (взаимозависимых) вопросов;

– комплексная, выполняемая определенной частью выпускников одной или нескольких направлений (в т.ч. разных университетов или факультетов) по смежным темам, объединенным общей проблемой; каждый выпускник ведет проработку отдельной задачи этой проблемы;

– сквозная, основанная на обобщении выполненных выпускником курсовых работ по различным взаимосвязанным дисциплинам учебного плана за время обучения по данной ООП подготовки бакалавров или магистров.

ВКР может выполняться по тематике госбюджетной или хоздоговорной НИР кафедры, университета (факультета), по тематике в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также по заявкам предприятий, учреждений, организаций, других кафедр вуза и по инициативной тематике преподавателей кафедры и самих выпускников. Выпускник может предложить для ВКР свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки и просить ее включения в перечень тем ВКР.

Тематика ВКР должна отражать региональные аспекты.

Она по представлению выпускающей кафедры утверждается приказом по университету и объявляется выпускникам (для ознакомления) не позднее, чем за полгода до начала ГИА − обычно в начале обучения на выпускном курсе или в конце обучения на предыдущем курсе.

Темы работ могут определяться разными способами.

1. Научный руководитель определяет тему ВКР. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и выпускников, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. Выпускник работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают выпускники, которые до обучения в университете имели опыт работы, или те, кто совмещает учебу и работу.

3. Выпускник работает по теме, соответствующей его интересам, которая разрабатывалась им на протяжении ряда лет в виде курсовых работ.

Если выбор темы осуществляется самостоятельно, то можно рекомендовать:

– просмотреть аналитические обзоры достижений науки, сделанные ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

– выбрать тему, близкую к проблематике, ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

– проверить одну из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее в исследовании;

– ознакомиться со специальной литературой и периодическими изданиями;

– проконсультироваться с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Форма и тема ВКР, назначение ее руководителя оформляется приказом ректора по письменному заявлению выпускника, по представлению руководства факультета, заведующего выпускающей кафедры перед направлением его на последнюю (преддипломную) практику с указанием места ее прохождения (Приложение А). После утверждения темы ВКР изменение ее недопустимо.

Во всех документах − в приказах, материалах (титульный лист, рецензия, аннотация и др.), учебной карточке и зачетной книжке выпускника, приложении к диплому название темы ВКР должно приводиться без искажений в точном соответствии с формулировкой в приказе.

Требования к выполнению ВКР

ВКР должна быть представлена в таком виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации. Выполнение ВКР должно служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и овладел наиболее общими методами и приемами их решения.

Общие требования к содержанию и качеству ВКР:

– четкость, грамотность и логическая последовательность изложения материала;

– убедительность аргументации;

– краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного толкования;

– конкретность изложения результатов;

– обоснованность рекомендаций и предложений.

Качество ВКР повышается, если она содержит достаточный иллюстративный материал (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию.

По направлению 040400.62 «Социальная работа» ВКР выполняется в форме бакалаврской работы (БР). Она может носить как сугубо теоретический, так и теоретико-прикладной характер.

Бакалаврская работа представляет собой законченное самостоятельное исследование (разработку) или анализ (решение) какой-либо актуальной проблемы (практической задачи) в области избранного направления и содержит систематизированные данные о выполненной научно-исследовательской работе, описание процесса или результаты социально-психологического исследования (экспериментальной или теоретической направленности) или состояние актуальной социальной, психологической и т.п. проблемы.

Она предполагает достаточную теоретическую разработку темы с выбором направлений исследования, анализом экспериментов, наблюдений и опросов, литературных и других источников информации по исследуемому вопросу (проблеме), обобщение и оценку результатов исследований, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов исследований, оценка социальной значимости выполненной работы.

Выпускная квалификационная работа по направлению 040400.68 в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации (МД) в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную ВКР, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, организационно-управленческой, научно-педагогической, социально-проектной, социально-технологической).

МД − самостоятельное научное, теоретико-прикладное исследование, выполняемое выпускником магистратуры под руководством научного руководителя.

Она должна соответствовать современному уровню науки, а ее тема - должна быть актуальной.

В МД представляется принципиально новый объект или процесс, содержится описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или совершенно ином аспекте.

Подготовка и защита МД должны продемонстрировать уровень научной квалификации выпускника магистратуры и, прежде всего, его умение самостоятельно вести научный поиск, решать конкретные научно-исследовательские задачи.

Для ее необходима апробация в форме публикаций. Магистрант должен иметь не менее одной опубликованной работы, представленной во введении и аннотации.

При выполнении ВКР обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Научный руководитель в целях контроля за ходом подготовки ВКР, а также своевременного обнаружения и устранения возможных недостатков в ней проводит проверку ее. Такие проверки должны предусматриваться не менее трех раз за весь период подготовки работы. В установленный день выпускник представляет все свои материалы по ВКР (черновые и чистовые варианты, задание т.д.), а научный руководитель определяет процент ее выполнения.

При проверке выпускнику указываются упущения и недостатки по рассматриваемым материалам. Научный руководитель уделяет особое внимание объему и содержанию выполненных работ, соблюдению стандартов и требований к качеству исполнения материалов ВКР и др. вопросам.

Результаты проверки вносятся в экран хода подготовки ВКР в процентном соотношении и рассматриваются на заседании кафедры.

После заседания кафедры сведения о ходе подготовки ВКР и предложения по отстающим выпускникам представляются декану факультета. Если выпускник систематически не выполняет план работы над ВКР, то кафедра и руководство факультета ставят вопрос о целесообразности дальнейшей работы и отстранении его от подготовки ВКР с последующим отчислением из университета.

 

1.5 Объем, структура и содержание разделов ВКР

ВКР выполняется на основе глубокого изучения литературы по направлению подготовки − учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов, нормативной, справочной литературы, методических указаний кафедры и др.

Общий объем БР работы составляет примерно 40-60 листов машинописного текста, МД – 80-100, представленного в соответствии с правилами оформления текстовых документов.

Структура ВКР является отражением внутренней логики исследования и средством взаимосвязи его отдельных элементов. Она акцентирует внимание на наиболее значимых фрагментах исследования и позволяет убедиться в непротиворечивости и строгой логической последовательности изложения.

Эффективность структуры ВКР значительной степени зависит от того, насколько ее текст отвечает принципам целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей.

С точки зрения принципа целостности структура ВКР представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры – часть работы в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность в изложении материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы ВКР как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Связность – критерий ВКР, который является обязательным условием существования ее текста как определенной структуры. Именно связность обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения информации.

Критерий соразмерности предполагает, что объем того или иного фрагмента текста соответствует его значимости.

В общем виде может быть рекомендована следующая структура ВКР:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основной текст (основная часть);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

К структурным элементам ВКР предъявляются следующие требования.

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит основным источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист ВКР заполняется в соответствии с типовыми формами. (Приложение Б)

Содержание является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата, дающим общее представление о структуре выполненной ВКР и ее проблематике. Оно включает в себя введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют место быть и свое наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются, что позволяет легко найти тот или иной материал. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику. Обязательное требование − дословное повторение в заголовках содержания (оглавления) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности. А также заголовки структурных элементов ВКР («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и. т.д.) следует писать прописными буквами в полном соответствии с написанием их в тексте самой работы.

Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Введение. Эта часть ВКР формирует первое впечатление о работе и ее авторе. Оно содержит обоснование актуальности темы, т.е. обоснование необходимости ее изучения, новизны, оценку современного состояния изучаемой проблемы, характеристики работы, такие как объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, структуру. Введение МД содержит методы исследования, виды апробации и может отражать теоретическую и практическую значимость, если таковые имеются.

Актуальность темы – это ее значимость для современного общества, для науки, подтвержденная цифрами и фактами.

Разработанность темы – это освещение данной тематики другими авторами.

Объект работы – это основное понятие работы, вытекающее из ее заголовка.

Предмет – это конкретная часть от объекта, на которую направлена данная работа.

Цель работы вытекает из ее названия.

Задачи – это вопросы, которые можно поставить к параграфам работы. Их бывает столько, сколько параграфов в работе.

Гипотеза – это научное предположение, которое в ходе исследования будет подтверждено или опровергнуто.

Во введении не должно быть определений, таблиц, цитат, что характерно для основной части. Оно занимает обычно не более 3-5 страниц компьютерного текста.

Основная часть включает в себя главы и параграфы. В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, характеризуются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного исследования. В МД она должна обязательно состоять из теоретической и практической глав.

Главы могут включать в себя таблицы, графики и иные иллюстративные материалы с обязательным их описанием в тексте. Каждый параграф и глава обязательно заканчиваются выводами.

Эта часть должна быть представлена очень полно и обстоятельно, так как она демонстрирует вклад автора в разработку сформулированных целей и задач, и уровень исследовательской грамотности выпускника.

Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению − его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

– для чего предпринято выпускником данное исследование;

– что достигнуто;

– к каким выводам пришел автор;

– какое значение они имеют для развития теории и практики социальной работы.

Список использованных источников информации должен быть размещен в конце основного текса и содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы (литература, нормативная и другая документация). Правила оформления ссылок приведены во втором разделе методических указаний.

В приложения рекомендуется включать материалы, которые затрудняют чтение текста основной части:

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– нормативные и справочные данные;

– иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

Они обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и надпись: «Приложение» с указанием букв, обозначающих их последовательность; если приложений несколько, то: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д.

Руководство ВКР

При подготовке ВКР в соответствии с выбранной темой каждому студенту назначается научный руководитель. Тема ВКР должна входить в рамки его научных интересов.

Научный руководитель обеспечивает систематический контроль за прохождением выпускником практики и написанием им квалификационной работы.

В соответствии с формой, тематикой и структурой ВКР руководитель выдает выпускнику задание по изучению объекта преддипломной практики и сбору материалов для работы, а также частичному ее выполнению в период практики. Форма задания на практику устанавливается кафедрой. Выпускник может выбрать место прохождения практики самостоятельно, а также из списка организаций, заключивших договор с университетом. Руководитель практики, как правило, назначается научным руководителем ВКР.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором работы и поэтому не обязан поправлять все имеющиеся в работе статистические, орфографические, стилистические и другие ошибки. Ответственность за правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформления работы, в конечном счете, полностью лежит на выпускнике. На первом этапе подготовки руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку используемой литературы. В ходе дальнейшего выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая выпускнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как лучше их устранить.

Руководитель ВКР анализирует, обсуждает и оценивает вместе с выпускником принятые последним решения, может высказывать ему свои сомнения в правильности принятых решений, но не подменять выпускника в его творческой деятельности.

Руководитель ВКР оказывает выпускнику научную и методическую помощь:

– определяет направление ВКР выпускника, выдает задание на практику, по результатам проверки его выполнения формирует уточненное задание по подготовке ВКР, по принятой на кафедре ее структуре;

– оказывает ему помощь в составлении календарного плана-графика его работы на весь период подготовки ВКР (с указанием объемов и сроков выполнения отдельных разделов, частей) на основе общего плана кафедры;

– ориентирует выпускника в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, рекомендует ему необходимую основную и дополнительную литературу, справочные и архивные материалы, другие источники по теме ВКР, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа;

– проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, дает ответы на все возникающие у выпускника вопросы по сути выполняемой работы;

– осуществляет систематический контроль, регулярно контролирует сроки и качество выполняемой работы и в необходимых случаях принимает меры для исправления положения;

– проводит поэтапную аттестацию и информирует об этом кафедру, докладывает о ходе подготовки выпускником ВКР на заседании кафедры;

– проверяет выполнение работы (по частям и в целом) и решает вопрос о готовности ВКР или ее доработке;

– оказывает необходимую помощь выпускнику по подготовке доклада и презентации работы в ходе ее защиты на заседании ГАК;

– дает письменный отзыв о знаниях, умениях и навыках выпускника.

Руководитель ВКР каждые две недели по результатам еженедельных обязательных встреч с выпускником, а также дополнительных (по желанию выпускника) консультаций представляет заведующему кафедрой (или преподавателю, ответственному по кафедре за ГИА) сведения об объеме выполненной выпускником работы для внесения в специальный график (экран) хода подготовки ВКР.

После тщательного ознакомления с оформленными материалами ВКР ее руководитель подписывает все материалы.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.