|
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» может быть использованапри освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиляв дополнительном образовании, повышении квалификации и переподготовки, профессиональной подготовки в области торговли и общественного питания.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная дисциплина относится к общеобразовательному социально-экономическому циклу.
1.3. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
· развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
· воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
· овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
· формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
· описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего: 114 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 195
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 114
| в том числе:
|
| практические занятия
| 63
| контрольные работы
| 6
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| -
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| -
| Домашняя работа:
1. Подготовить доклад на тему: «Идеи выдающихся экономистов теоретиков» таких, как А. Смит, К.Маркс, Дж. Кейнс
2. Написать реферат на темы:
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Офшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).
3 Выберите товар, который вас интересует и проведите исследование: в течении четырех недель отмечайте изменение цены на него в нескольких магазинах нашего города, округа. По результатам наблюдений сделайте доклад, в котором отразите следующие вопросы:
ü Изменилась ли цена (объясните снижение её или повышение)
ü Различается ли цена на этот товар в различных магазинах. Объясните.
Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и разных местах. Приведите примеры.
4. Составить кроссворд по теме: «Предпринимательство».
5.Составить подробный план ваших действий для решения одной из проблем по выбору:
1.Продать старый велосипед
2.Сшить юбку.
3.Принять гостей в день рождения.
6. Проанализировать изменения курса иностранных валют.
| 21
| Итоговая аттестация в форме экзамена по билетам
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1
Экономика и экономическая наука
|
|
| | Тема 1.1
Свободные и экономические блага
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие экономики. Экономические потребности общества. Факторы производства
Свободные и экономические блага общества.
Важнейшие экономические ресурсы.
| Практическое занятие
1. Составление таблицы по теме: «Эволюция развития экономической науки».
2. Выступление докладчиков по теме: «Идеи выдающихся экономистов теоретиков».
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Домашнее задание
Подготовить доклад на тему: «Идеи выдающихся экономистов теоретиков» таких, как А. Смит, К.Маркс, Дж. Кейнс
| 2
| Тема 1.2
Типы экономических систем
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Традиционная экономика. Административно-командная экономика.
Рыночная экономика. Смешанная экономика
| Практическая работа:
1.Составить таблицу на тему: «Типы экономических систем», указать главные черты, плюсы и минусы экономических систем».
2. Работа с интерактивным модулем «Типы экономических систем».
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа:
Написать реферат.
| 2
| Тема 1.4
Собственность. Конкуренция
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.
Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
| Практическая работа:
1. Решение задач.
2. Работа с интерактивным модулем «Конкуренция и монополия», «Собственность»
3. Составление таблицы «Формы собственности».
4. Защита рефератов.
|
| | Контрольная работа:
Тестирование по разделу 1
|
| | Раздел 2.
Механизм рыночной экономики в строительстве
|
|
| | Тема 2.1.
Рынок и его виды
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Основные понятия, определения. Функции рынка. Виды рынка.
Спрос
Предложение.
Равновесная цена.
| Практическая работа:
1.Составить график спроса и предложения на пшеницу и определить цену равновесия спроса и предложения.
2. Определить коэффициенты эластичности спроса на автомобиль, обувь и пшеницу, если величина спроса и цена на товар менялись в определенной закономерности.
3. Решение задач.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа:
1. Выберите товар, который вас интересует и проведите исследование: в течении четырех недель отмечайте изменение цены на него в нескольких магазинах нашего города, округа. По результатам наблюдений сделайте доклад, в котором отразите следующие вопросы:
2.Изменилась ли цена (объясните снижение её или повышение)
3Различается ли цена на этот товар в различных магазинах. Объясните.
Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и разных местах. Приведите примеры.
2. Написать реферат
| 8
| Тема 2.2
Экономика фирмы: цели, организационные формы
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.
Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Устав и учредительный договор.
Основной и оборотный капитал фирмы.
Издержки производства и их структура.
Менеджмент
Маркетинг
Определение системы цен. Ценообразование. Понятие дохода, прибыли и принципы их формирование
| Практические занятия:
1. Дидактическая игра «Предпринимательская идея».
2. Дидактическая игра «Уставный капитал».
3. Дидактическая игра «Реклама»
4. Дидактическая игра «Ученическая компания».
5. Дидактическая игра «Прибыльная идея».
6. Работа с интерактивным модулем «Предпринимательство».
7. Составление схемы «Классификация предприятий».
8. Разработка устава и учредительного договора.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа
1.Составить кроссворд по теме: «Предпринимательство».
2.Составить подробный план ваших действий для решения одной из проблем по выбору:
3.Продать старый велосипед
4.Сшить юбку.
5.Принять гостей в день рождения.
ü Написать реферат
|
6
| Раздел 3
Труд и заработная плата
| |
| | Тема 3.1
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Рынок труда. Цена труда.
Формы оплаты труда.
| Практические работы:
1. Составление схемы «формы оплаты труда»
2. Решение интерактивного кроссворда по теме «Рынок труда».
3. Решение задач.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа:
Написать реферат.
| 4
| Тема 3.2
Безработица
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Безработица. Виды безработицы. Социальные последствия безработицы.
Профессиональные союзы. Коллективный договор.
| Практическая работа:
1. Работа с интерактивным модулем по теме: «Безработица».
2. Составление кроссворда по теме «Безработица»
|
|
| Контрольная работа:
Компьютерное тестированиена тему: «Труд и заработная плата».
|
| | Раздел 4
Деньги и банки
| |
| | Тема 4.1
Понятие денег и их роль в экономике
| Содержание
|
|
|
| Деньги и сущность денег. Виды денег. Свойство и функции денег. Рынок валют (национальная валюта и её стоимость)
Понятие банковской системы. Центральный банк, коммерческие банки и их функции. Виды банковских операций.
| | Практические работы
1. Решение задач.
2. Семинар на тему: «Из истории денег».
3. Решение интерактивного кроссворда на тему: «Деньги и банки»
|
|
| Тема 4.2
Инфляция и её социальные последствия
| Содержание
|
|
| 1.
2.
3.
| Сущность и виды инфляции.
Типы инфляции. Причины и последствия инфляции.
Взаимосвязь безработицы и инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
| Практические работы:
1. Решение задач.
2. Работа с интерактивным модулем по теме: «Инфляция»
3. Выступление докладчиков.
|
| Контрольная работа:
Компьютерное тестирование по разделу 4.
|
| Раздел 5
Государство и экономика
| |
| | Тема 5.1
Налоги. Система и функции налоговых органов
| Содержание
|
|
|
| Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов.
| Практическая работа:
Семинар на тему: «Упрощенная система налогообложения».
|
| Тема 5.2
Бюджетный дефицит и государственный долг.
| Содержание
|
|
|
| Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.
Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
| Практическая работа:
Семинар на тему: «Экономическая политика государства»
|
| Тема 5.3
Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
| Содержание
|
|
| 1.
| Понятие валового внутреннего продукта. Методы расчета ВВП.
Реальные и номинальные доходы государства.
Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
| Практическая работа:
1. Решение задач.
2. Составление таблицы «Доходы государства».
3. Защита рефератов.
|
| Контрольная работа:
Компьютерное тестирование по разделу 5
|
| Раздел 6
Международная экономика
| |
| | Тема 6.1
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
| Содержание
|
|
| 1.
| Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика.
Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.
Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
| Практическая работа:
1. Решение задач на определение ВВП.
2. Работа с интерактивным модулем «Международная торговля».
3. Защита рефератов.
|
| Тема 6.2
Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
| Содержание
|
|
| 1,2
| Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
| Практическая работа:
1.Решение интерактивного кроссворда по теме: «Валюта».
2. Курсы иностранных валют, составление таблицы.
3. Защита рефератов
|
| Контрольная работа по разделу 6:
Контрольные вопросы по вариантам.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Проанализировать изменения курса иностранных валют.
| 3
| | Тематика рефератов:
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Офшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).
| | | Экзамен
| | | | Итого
|
| | | | | | | | | | Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|