Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Среднее число заболеваний в год на семью.





 

Число детей в семье Число взрослых в семье
                     
  2,5 3,5 4,3 5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5
  4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0
  5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5
  7,0 8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0 17,0
  8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5
  10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0 17,0 18,0 19,0 20,0
  11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5
  13,0 14,0 15,0 16,0 17,0 18,0 19,0 20,0 21,0 22,0 23,0
  14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5
  16,0 17,0 18,0 19,0 20,0 21,0 22,0 23,0 24,0 25,0 26,0
  17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5 25,5 26,5 27,5

 

Эти показатели могут быть использованы при оценке заболеваемости семей, однородных по социальным характеристикам, находящихся на одной и той же фазе развития, жизненном цикле. Но для комплексной оценки здоровья семьи недостаточно традиционных показателей заболеваемости, физического развития, демографических индексов. Необходимо иметь ряд показателей социологических, психологических, экономических и поведенческих характеристик семьи.

Как известно, семейные отношения, микросоциальная среда активно влияют на возникновение и течение болезни, и могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Лечащему врачу с целью максимального использования положительных факторов окружающей среды необходимо стремиться выявить их. Создание благоприятной обстановки в семье для больного во многом зависит от совета врача, установления правильного контакта с родственниками.

В настоящее время, с ростом культуры и санитарно-гигиенической грамотности населения, изменяются взаимоотношения врача и семьи больного – у врача появляются новые возможности в совместном проведении лечебных и профилактических мероприятий в семье. При выяснении причины заболевания врачу необходимо ознакомиться с наследственными, конституциональными, характерологическими особенностями семьи больного, так как они могут быть одним из факторов, являющихся предпосылкой к возникновению заболеваний, в особенности хронических. Комплекс поведенческих факторов – семейные традиции, обычаи, привычки, общий режим, «установки» семьи могут быть причинами заболевания. Знание медико-биологических и социальных семейных факторов является основой плана диспансерного наблюдения за хроническими больными, который составляется врачом с учетом индивидуальных особенностей и течения заболевания у этих больных.

Необходимость изучения семей хронических больных определяется особенностями этих заболеваний по сравнению с острыми. Длительность течения хронической болезни может привести к изменению психики больного, а это приводит к тому, что у него изменяются взаимоотношения в семье и рабочем коллективе. Все это и частое нарушение трудоспособности приводит к изменению личности больного. Предотвращение таких последствий, правильное лечение и профилактика обострений возможны только при детальном знакомстве врача с близкими и семьей хронического больного.

При установлении влияния неблагоприятных психологических, поведенческих моментов в семье врачу необходимо выявить их причину и следствия. Бывает, что причину и следствия трудно разграничить, - хронически больной сам иногда бывает причиной ухудшения взаимоотношений в семье. Хронические заболевания у одного из членов семьи могут быть причиной развития невроза у других членов семьи; приступы или тяжелое обострение хронической болезни могут вызывать острую реакцию лиц, окружающих больного. Поэтому при проведении профилактической работы с семьей больного необходим дифференцированный подход с учетом не только условий жизни семьи в целом, но и таких факторов, как течение и особенности того или иного хронического заболевания, отношение больного и родственников к лечению, особенности больного (прежде всего, его личности), осведомленность больного и семьи о заболевании и его лечении, поведение членов семьи в отношении больного. Это необходимо для повышения эффективности работы с семьей, в составе которой имеется хронический больной, так как очень важною, чтобы члены семьи знали требования, предъявляемые к ним медицинским персоналом. Членам семьи необходимо знать, что хронический больной состоит на диспансерном наблюдении, так как не все семьи отчетливо представляют свои функции в диспансеризации хронического больного.

Следующим из важнейших индексов здоровья семьи является оценка здоровья матери и ребенка. Процесс здорового роста и развития ребенка определяется состоянием при рождении и окружающей средой по всему комплексу факторов, действующих после рождения, в особенности в первые годы жизни.

Необходимо помнить, что гармоничное развитие ребенка и его здоровье определяются комплексом социально-биологических факторов, действующих на ребенка с момента зачатия, в антенатальном периоде, в родах, послеродовом периоде и в дальнейшем на каждой стадии роста.

В ряде исследований установлено, что среди множества социально-гигиенических положительных факторов, определяющих здоровье ребенка, на первом месте стоят: здоровая мать, отсутствие в анамнезе матери абортов, соблюдение медицинских рекомендаций матерью во время беременности, рождение ребенка со средней массой тела, высокий уровень санитарно-гигиенической культуры семьи, обеспечение семьей гигиенических условий жизни ребенка на первом году жизни, грудное вскармливание.

Здоровье во многом определяется социально-психологическим климатом семьи, ее образом жизни и поведением. Комплекс поведенческих факторов семьи в отношении выполнения медицинских назначений, в особенности профилактических, создает условия правильного функционирования системы «врач – ребенок – семья». Одной из основных задач в решении проблем правильного воспитания здорового ребенка является повышение ответственности семьи, в особенности матери. Семья должна быть помощником врача. В связи с этим, все усилия должны быть направлены на повышение уровня медицинских знаний матери в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике. Для врача-педиатра (семейного врача) в работе с семьей в центре внимания должно быть совершенствование воспитательной, медицинской функции и функции социализации детей.

Выполнение семьей функции социализации детей как одного из индексов здоровья семьи имеет свои особенности, которые определяются возрастом детей в семье. Главным условием, ориентирующим семью на выполнение функции социализации детей, является комплексная работа и согласованность действий медицинского персонала, педагогов, родителей и других членов, принимающих участие в воспитании детей. Ответственными моментами в социализации детей являются поступление ребенка в детское дошкольное учреждение и школу. Здесь имеются свои специальные задачи работы с семьей. К этому времени ребенок должен овладеть санитарно-гигиеническими навыками и привычками, формирующими необходимое поведение ребенка в коллективе. В особую группу при этом должны быть выделены семьи с факторами социального и медицинского риска. Врачом составляется план целенаправленных оздоровительных мероприятий с учетом факторов риска в каждой семье, коррекции негативных моментов. Элементами этой работы с родителями являются разъяснение необходимости организации правильного домашнего режима ребенка, особенно в период его адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, знакомство родителей с особенностями режима детского дошкольного учреждения, оздоровление ребенка до поступления в детское дошкольное учреждение.

Как уже сказано мною ранее, главным фактором в правильном развитии ребенка является поведение матери и подготовленность семьи к выполнению основных семейных функций – воспитательной и социализации детей, а также наличие правильной установки семьи на воспитание здорового ребенка. Установлено, что на первом году жизни правильную установку на воспитание здорового ребенка, формирование соответствующего возрасту образа жизни имеют 48% молодых семей, к 3 годам – 63% и к 5 годам – 87%. Разработанная группировка семей по степени подготовленности к воспитанию ребенка позволила распределить эти семьи на три группы:

1) семьи, подготовленные к воспитанию здорового ребенка, в которых большинство медико-санитарных рекомендаций по воспитанию и развитию ребенка выполняются. В этих семьях соблюдается правильный режим дня, а при заболеваниях родители сразу обращаются к врачу и выполняют все его рекомендации. Ребенок владеет санитарно-гигиеническими навыками согласно его возрасту. Семья в целом имеет положительную психологическую характеристику, члены семьи не имеют вредных привычек и в семье имеется правильная установка на воспитание ребенка.

2) семьи, недостаточно подготовленные к воспитанию здорового ребенка. В этих семьях имеются отдельные нарушения в режиме дня, закаливании, воспитании ребенка, родители допускают отдельные нарушения врачебных рекомендаций в отношении ребенка. В психологическом отношении в семье имеются отдельные негативные моменты, но в отношении воспитания ребенка существует единая линия воспитания и ребенок, в основном, владеет санитарно-гигиеническими навыками.

3) семьи, не подготовленные к воспитанию здорового ребенка. В этих семьях превалирует ряд отрицательных факторов в воспитании ребенка (систематическое нарушение режима дня), при заболевании ребенка часто бытует самолечение, назначения врача, как правило, не выполняются. Ребенок не владеет всеми санитарно-гигиеническими навыками соответственно возрасту. В психологическом отношении в этих семьях присутствует целый ряд негативных моментов (неспокойная обстановка в семье, конфликты между взрослыми членами семьи, а по отношению к детям применяются физические меры наказания и у большинства или у всех членов семьи имеются вредные привычки).

Таким образом, санитарно-гигиеническое воспитание на семейном уровне должно являться одним из важнейших разделов плана профилактической работы врача на участке, дифференцированно применительно к конкретным больным и их семьям с анализом их социально-гигиенических характеристик. Выполнение назначений врачей тесно связано с общими установками семьи на сохранение и укрепление здоровья ее членов, образом жизни семьи, что диктует необходимость совершенствования дифференцированной медико-социальной работы с семьей, в основе которой должны быть шесть ключевых принципов, определяющих здоровье семьи:

1) здоровье населения может быть существенно улучшено, если объектом медико-социальной помощи станет семья;

2) чтобы уменьшить риск заболеваний, каждая семья должна иметь своего медицинского адвоката – семейного врача;

3) основы здоровья и образа жизни закладываются и формируются в семье, здоровье членов семьи взаимосвязано;

4) большинства заболеваний можно избежать, если семья будет выполнять роль помощника семейного врача;

5) врач должен всемерно использовать наличные знания, умения и средства для скоординированных с семьей действий по достижению наивысшего уровня здоровья семьи;

6) здоровье населения может быть существенно улучшено, если все медицинские работники будут располагать совершенными знаниями и умениями в области охраны здоровья семьи.

 

Контрольные вопросы.

1. Семья, как объект медико-социального исследования. Основные аспекты исследования семьи.

2. Структура семьи. «Малая» и «большая» семья.

3. Роль семьи в формировании здоровья. Критерии оценки здоровья семьи.

4. Оценка уровня заболеваемости семьи в зависимости от её структуры и численности.

5. Изучение семей хронических больных.

6. Оценка здоровья матери и ребенка, как один из важнейших индексов здоровья семьи.

7. Выполнение семьей основных функций – воспитательной и социализации детей. Группировка семей по степени подготовленности к воспитанию ребенка.

8. Шесть ключевых принципов, определяющих здоровье семьи.

 

 

Глава 10: Медико-социальные аспекты здорового образа жизни.

 

Говоря об охране и укреплении здоровья населения (человека), мы часто используем термин «здоровый образ жизни». В связи с этим актуальным становится такое определение, как «образ жизни».

Образ жизни – одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности людей.

Образ жизни существенно влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Именно поэтому повышенный интерес, как социологов, так и медиков вызывают проблемы, связанные с взаимовлиянием образа жизни и здоровья населения, а категория «здоровый образ жизни» получила права гражданства в медицинских, гигиенических и социологических исследованиях.

Концентрированным выражением взаимосвязи и положительного взаимовлияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная и общественная деятельность в конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условиях, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей.

ЗОЖ выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития как личного, так и общественного здоровья. Тем самым ЗОЖ связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда следует огромное значение формирования ЗОЖ в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Основными принципами ЗОЖ, способствующими сохранению и укреплению здоровья, являются: правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворения труд (учеба), достаточная двигательная активность, сбалансированное в качественном и количественном отношении питание, достаточный сон, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, вызывающий положительные эмоции досуг. Таким образом, в понятие ЗОЖ входит преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья - развитие тех индивидуальных и общественных факторов, прежде всего гигиенического воспитания и поведения, которые участвуют в формировании здоровья. Из чего следует, что имеется два направления формирования ЗОЖ:

1) создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий факторов, обстоятельств, по существу – формирование потенциала общественного здоровья;

2) преодоление, уменьшение факторов риска здоровью.

И хотя оба эти аспекта взаимосвязаны, на практике дело ограничивается, как правило, лишь борьбой с факторами риска, что само по себе очень важно. Но проводить работу по устранению факторов риска гораздо проще, так как эти явления находятся на поверхности, достаточно хорошо известны и измерены. Куда сложнее определять и проводить профилактическую работу по созданию факторов ЗОЖ. Кроме того, проблема заключается не только в разграничении этих аспектов, но и в конкретных планах и программах формирования ЗОЖ.

Формирование ЗОЖ должно осуществляться одновременно на четырех уровнях:

1) государственном – учреждениями, предприятиями, организациями,, школами, центрами Госсанэпиднадзора, комитетами по экологии и охране окружающей среды, комитетами сельского хозяйства и продовольствия, средствами массовой информации;

2) общественном – общественными организациями и движениями

различного профиля;

3) медицинском – медицинскими учреждениями;

4) индивидуальном – самим человеком.

Иначе говоря, формирование ЗОЖ – это комплексная проблема, в решении которой должны участвовать многие учреждения и организации, а не только медицинские учреждения, как ошибочно многие считают. И, более того, вклад различных немедицинских учреждений в формировании ЗОЖ значительно выше, чем медицинских, которым принадлежит всего лишь

8-10% в формировании здоровья.

К задачам по формированию ЗОЖ, которыми должно заниматься государство и его учреждения, относятся:

1) создание безопасных условий труда;

2) защита среды обитания (экология);

3) выпуск доброкачественных продуктов питания;

4) создание индустрии здоровья (строительство оздоровительных и спортивных комплексов, выпуск спецодежды и т. д.).

5) внедрение экономических стимулов ЗОЖ;

6) организация и проведение гигиенического воспитания населения на различных этапах социализации личности (школа, институт, предприятие).

Медицинские учреждения должны решать свои задачи по формированию ЗОЖ, к которым можно отнести:

1) своевременная постановка проблем по формированию ЗОЖ перед органами власти;

2) разработка программ формирования ЗОЖ;

3) внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых;

4) обеспечение населения достоверной информацией по вопросам ЗОЖ.

Деятельность медицинских работников регламентируется приказами № 770 «О совершенствовании гигиенического воспитания и пропаганды» (1988), № 364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации» (1995), № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» (1997), № 344 «О создании Координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска» (1997) и рядом других приказов и постановлений. В них подчеркивается, что важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые занимаются формированием ЗОЖ и, прежде всего, учреждений ПМСП, это четкая, эффективная пропаганда ЗОЖ, без которой невозможно рассчитывать на успех этой большой общегосударственной и всенародной проблемы.

Пропаганда должна акцентироваться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, то есть не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, различной полезной информации, а на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения, активном их проведении в жизнь. Иначе говоря – на обучении действиям, осуществлению ЗОЖ в конкретных условиях и ситуациях, на примерах их медицинской практики.

К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время существенным препятствием для успешного развития программ формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения страны. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, т.к. гигиеническая грамотность и культура – часть общей культуры и образованности людей. Так, по данным исследования образа жизни медицинских работников (Тихомирова Л.В.), более 68% опрошенных нерегулярно питается, лишь 45% предпочитают активный отдых, около 44% злоупотребляют алкоголем или употребляют его не реже 1 раза в месяц, более 40% врачей (мужчин и женщин) курят, а утреннюю гимнастику регулярно делают не более 5-6%.Кроме того, до 80% опрошенных, сами не придерживаются рекомендаций по рациональному образу жизни, которые они дают своим пациентам (Вагнер Е.А., Росновский А.А. и др.). Таких примеров и фактов о несоблюдении ЗОЖ различными группами со слоями населения можно приводить множество. Вот всего несколько из них. В исследованиях Коротких Р.В., охвативших несколько тысяч респондентов, отмечена низкая медицинская активность большого числа обследованных: 64% несвоевременно обращались к врачам при заболеваниях, нечеткость выполнения рекомендаций с профилактической целью в 62% при заболеваниях. Лишь 20% здоровых считают, что отношение к здоровью и соответствующее поведение является важным фактором здоровья, а среди больных – лишь 9,6%. Вместе с тем, 90% опрошенных называли главным фактором здоровья снабжение продуктами питания, 27%-состояние окружающей среды, 15%-условия труда, 10%-морально-психологический климат в семье. И хотя все 100% опрошенных признают для здоровья значение физкультуры, занимаются её не более 8-10%. По данным Оганова Р.Г., при обследовании на выявление артериальной гипертонии о болезни знали 56-74% больных, а лечилось медикаментами лишь 22-30%. Кроме того исследования показывают, что 40% респондентов не знают о наличии у них гипертонии, а 15-20%, знающих об этом, не принимают никаких мер её профилактики и лечения. Как показывает анализ проведения на предприятиях медицинских профилактических осмотров последних лет, до 40% рабочих и служащих не являются на них, хотя среди не явившихся - не менее трети имеют хронические заболевания. Нередка низкая медицинская активность и среди родителей, которые подчас преувеличивают свои гигиенические знания. Так, по сведениям Альбицкого В.Ю., Баранова А.А. и Полуниной Н.В., 95% родителей считали, что обладают достаточными знаниями по профилактике детских заболеваний, однако при проверке оказалось, что необходимой информацией располагали всего не более 40% родителей.

Приведенные примеры указывают на низкий уровень знаний о ЗОЖ и его формировании, на низкую медицинскую активность, следовательно, на трудности в проведении стратегической линии охраны и улучшения здоровья-формирования ЗОЖ, первичной профилактики, они говорят об актуальности разработки проблем санологии – науки о здоровье, точнее, о здоровье здоровых, его охране, укреплении, умножении – воспроизводстве.

Формирование ЗОЖ должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику. Существующая классификация проведения профилактических мероприятий выделяет индивидуальный (личностный) уровень, уровень семьи, трудового коллектива (общественный) и государственный.

Если развитие профилактики на индивидуальном уровне включает в основном изучение здоровья индивидуума и его образа жизни, то переход к семейному уровню неразрывно связан с изучением семейного положения и отношения индивидуума не только к собственному здоровью, но и к здоровью всех членов семьи. Изучение состава семьи необходимо для осуществления не только медицинских, но и социальных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для воспитания привычек и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, у всех членов семьи. Дело в том, что одним из основных требований ЗОЖ является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем.

Распределение населения по специальным и производственно-профессиональным группам следует учитывать при проведении профилактических мероприятий на уровне коллектива. Особая роль здесь отводится программам здоровья, которые разрабатываются на основе комплексной программы профилактики. В них должны быть предусмотрены совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети ЛПУ и особенно служб ПМСП – амбулаторно-поликлинических, скорой и неотложной помощи, родовспоможения, санитарно – противоэпидемического надзора, пунктов здравоохранения, ФАПов, участковых больниц, семейных врачей и врачей общей практики. В тоже время, основным условием ЗОЖ является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы. Каждый сам кузнец своего счастья и жизнь зависит больше всего от самого человека. И чем раньше человек осознанно начнет работать над собой, тем успешнее результаты его труда. Широко распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть больных и неприспособленных к более или менее интенсивному труду юношей и девушек и сильных, физически закаленных и выносливых людей старшего и даже пожилого возраста.

Таким образом, формирование ЗОЖ, это:

1) для конкретного человека – определение уровня индивидуального здоровья и осуществление мер по его укреплению, оценка риска того или иного заболевания, определение индивидуальной нормы и патологии, выявление заболеваний на ранней стадии, своевременное проведение оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий;

2) для общества – устранение факторов риска и осуществление мер первичной профилактики, демографический прогноз, прогнозирование здоровья, определение потребностей в оздоровительных мероприятиях, планирование трудовых ресурсов страны;

3) для медицинской науки – изучение уровня здоровья населения и факторов риска, определение нормальных биологических параметров, изучение преморбидных состояний, уровня реактивности и адаптации организма, создание теоретических основ медицины здорового человека.

 

Контрольные вопросы.

  1. Что подразумевается под понятием «образ жизни»?
  2. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни».
  3. Основные принципы и направления формирования ЗОЖ.
  4. На каких четырех уровнях должно одновременно осуществляться формирование ЗОЖ?
  5. Какие задачи по формированию ЗОЖ возлагаются на государство и его учреждения?
  6. Какие задачи по формированию ЗОЖ должны решать медицинские учреждения?
  7. На каких вопросах должна акцентироваться пропаганда формирования ЗОЖ?
  8. Приведите примеры, указывающие на низкий уровень знаний о ЗОЖ и его формировании среди различных контингентов населения, в том числе и среди медицинских работников.
  9. Какая наука занимается проблемами о здоровье здоровых?
  10. Охарактеризуйте в целом, что представляет собой формирование ЗОЖ для конкретного человека, для общества и для медицинской науки.

 

 

Глава 11. Санитарно-эпидемиологическая служба, ее место и роль в профилактике заболеваний.

Профилактическая направленность, как один из основополагающих принципов здравоохранения, реализуется в деятельности ЛПУ и является ведущим в работе учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта направленность определяет особую роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в организации и проведении широкого комплекса профилактических мероприятий. Учреждения госсанэпидслужбы играют важную роль в обеспечении здоровья населения путем непосредственного участия в создании благоприятных условий среды обитания. В числе задач, принятых ВОЗ по реализации программы «Здоровье-21: здоровье для всех в 21 столетии», к компетенции санитарно-эпидемиологической службы относятся:

1. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний;

2. Политика в области окружающей среды и охраны здоровья;

3. Обеспечение качества воды;

4. Обеспечение качества воздуха;

5. Обеспечение качества и безопасности продуктов питания;

6. Удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;

7. Экология человека и населенных пунктов;

8. Здоровье работающих.

Указанное свидетельствует, что госсанэпидслужба является ведущей в системе обеспечения здоровья населения, а деятельность ее учреждений во многом определяет уровень и качество профилактической работы.

Органы и учреждения госсанэпидслужбы в РФ составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим:

 
 

 


Достижение санитарно-эпидемиологического благополучия, под которым понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности, в существенной степени обеспечивается за счет проведения предупредительного и текущего санитарного надзора органами и учреждениями санэпидслужбы:

Виды санитарного надзора.

Предупредительный Текущий
Выбор места строительства Обеспечение санитарно-гигиенических требований при выработке правил внутреннего распорядка
Санитарно-гигиеническая экспертиза Периодическое посещение объекта санитарными врачами и их помощниками
Санитарно-гигиеническая оценка и выработка требования к технологическому процессу Наблюдение за состоянием здоровья населения (организация профилактических осмотров)
Контроль за строительством   Проведение контрольно-лабораторных исследований
Прием вновь вводимых в эксплуатацию объектов строительства     Разработка заданий и предложений по устранению санитарных недостатков и улучшению санитарного состояния объекта
Санитарно-гигиеническая экспертиза новых видов продукции Применение санкций (дисциплинарные взыскания, штрафы, изъятия продуктов, лекарственных средств, приостановка работы объекта или цеха, отстранение от работы и т.д.)
Организация санитарно-просветительной и массовой работы с санитарной общественностью и населением, санитарно технического обучения.

Исходя из сложившейся сан-эпид. ситуации в РФ, основными направлениями деятельности учреждений госсанэпидслужбы и гигиенической науки являются:

1. Обеспечение государственного регулирования Деятельности, направленной на стабилизацию санэпидобстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

2. Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санэпидблагополучия населения;

3. Дальнейшее укрепление и совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам санэпидблагополучия населения;

4. Повышение действенности надзора за состоянием источников водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством питьевой воды;

5. Обеспечение надзора за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь, детского населения;

6. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;

7. Участие в аттестации и сертификации рабочих мест и производств;

8. Осуществление надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели, соответствием учебников и наглядных пособий гигиеническим нормативам;

9. Участие в работе по заключению соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и субъектами РФ по вопросам обеспечения санэпидблагополучия населения;

10. Более широкое использование госсанэпидслужбой своих прав в части использования санкций.

Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются ЦГСЭН (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Целью деятельности органов, предприятий и учреждений госсанэпидслужбы РФ в современных условиях является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Для достижения этой цели за учреждениями госсанэпидслужбы и, в частности, ЦГСЭН закреплены важнейшие функции, включающие в себя:

1. Наблюдение, оценку и прогнозирование состояние здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг);

2. Направление и установление причин, факторов и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований - установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

3. Принятие в пределах своей компетенции обязательных для выполнения органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного. самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

4. Контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и могут выполнять ряд функций учреждений 1-го уровня - лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора и его элементы - контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.

Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информацию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации, лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым функционированием имеющихся систем и подсистем.

На 3-ем уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздрав РФ и его подразделение -Департамент госсанэпиднадзора.

Основными функциями Минздрава РФ в области управления государственной санитарно-эпидемиологической службой являются:

1. Организация и осуществление госсанэпиднадзора;

2. Управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

3. Координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4. Санитарно-эпидемиологическое нормирование;

5. Определение приоритетных направлений деятельности, организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Таким образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные функции на территории своей деятельности, повторяющей административное деление (федеральный, региональный, местный уровень), либо на экстерриториальном уровне - центры Госсанэпиднадзора на транспорте. У







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.