Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональных бухгалтеров





В.И. Подольский

А.А. савин

Л.в. сотникова

Основы аудита

Четвертое издание,
переработанное и дополненное

 

 

учебное пособие
по Программе подготовки и аттестации

Профессиональных бухгалтеров

Базовый курс

 

 

 

 

Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В.

Основы аудита: Учеб. пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс. — 4-е изд., перераб, и доп.

2009. — 160 с.

 

Учебное пособие посвящено аудиторской деятельности, представлены материалы для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. Рассмотрены понятия, сущность и содержание аудита и сопутствующих аудиту услуг. Показано нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, взаимодействие аудиторских организаций и аудируемых лиц. Раскрыто содержание существенности и рисков аудита, проведена классификация аудиторских заключений, проанализированы их сущность и порядок составления. Даны вопросы для самопроверки и тесты.

Для работников бухгалтерских служб, аудиторов, а также студентов высших учебных заведений.

 

Предисловие

«Основы аудита» — раздел общей программы по подготовке претендентов для сдачи квалификационного экзамена на аттестат профессиональных бухгалтеров.

Учебное пособие состоит из шести основных тем[1]. В гл. 1 рассмотрены общие вопросы аудиторской деятельности; гл. 2 посвящена нормативному регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации; гл. 3 и 4 раскрывают вопросы взаимодействия аудиторских организаций и аудируемых лиц; гл. 5 посвящена существенности и рискам в аудите; гл. 6 — итоговому этапу аудиторской проверки — аудиторскому заключению.



Для закрепления материала после каждой темы приведены вопросы для самопроверки и тесты, аналогичные тем, которые будут предложены претендентам на аттестационном экзамене (тестировании).

Претендентам рекомендуется сначала ознакомиться с материалом каждой темы, затем ответить на вопросы для самопроверки. Если претендент без труда сможет ответить на каждый вопрос, он может приступать к самотестированию. Каждая тема содержит 15 тестов. Наиболее объективны итоги тестирования, когда претендент, отвечая на 15 тестов каждой темы, указывает номера ответов, которые он считает правильными, на отдельном листе по схеме «номер темы — номер теста — номер или буква правильного ответа», например, 1 — 14 — «а», что означает, что в первой теме правильным ответом в четырнадцатом тесте он считает ответ, обозначенный буквой «а». И только после того, как претендент ответит на все 90 тестов, следует сверить полученные ответы с эталонными ответами, представленными в конце пособия. Если при ответе на тесты претендент не будет обращаться к тексту пособия за «подсказкой», то описанный нами процесс тестирования можно назвать контролем так называемых остаточных знаний, т.е. знаний, которые после ознакомления с пособием остались у претендента на долгое время и могут быть с уверенностью применены им на аттестационном экзамене.

Пособие основано на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, действующих по состоянию на март 2009 г.

Авторы:

д-р экон. наук, проф. В.И. Подольский (предисловие, гл. 1; 6);

канд. экон. наук, проф. А.А. Савин (гл. 4; 5);

д-р экон. наук, проф. Л.В. Сотникова (гл. 2; 3).

Глава 1
Аудит в системе финансового
контроля Российской федерации

В этой теме рассмотрены понятия аудиторской деятельности, аудита, его цели и задачи; принципы аудита, а также виды сопутствующих аудиту услуг. Отдельно определены субъекты обязательного аудита и ответственность аудируемого субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.

Цель и задачи аудита

В соответствии Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью Закона задачами аудита является:

· Подготовка аудиторской проверки, включающая составление письма о согласии на проведение аудита;

· Заключение договоре на проведение аудита;

· Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

· Подведение итогов проведенного аудита

Обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 5) определено проведение обязательного аудита в следующих случаях:

1. Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со ст. 2 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемые организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемые организациях"), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Как было отмечено выше аудиторские организации могут проводить обязательный аудит любых организаций и предприятии. Индивидуальные аудиторы могу проводить обязательный аудит различных организаций, за исключением тех, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов а также консолидированной отчетности.

 

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой аудиторская деятельность (аудит) в Российской Федерации?

2. Какие виды контроля вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Каковы основные цели и задачи аудиторской деятельности?

4. Дайте определение прочих аудиторских услуг.

5. Назовите нормативные документы, которые определяют сущность и требования к сопутствующим аудиту видам услуг.

6. Приведите характеристику основных сопутствующих аудиту видов услуг.

7. Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита.

Тесты

1. Аудиторская деятельность представляет собой:

1) деятельность по управлению финансами предприятия и анализу хозяйственной деятельности;

2) деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальным предпринимателями.

3) деятельность по составлению финансовой и налоговой отчетности, учету имущества и хозяйственных операций.

2. Основной целью аудита в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» является:

1) изучение результатов хозяйственной деятельности и выработка предложений по их улучшению;

2) составление и заполнение бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогам, проведение хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

3) независимая проверка бухгалтерской (финансовой)отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности подменяет государственный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти:

1) да;

2) нет.

4. Для каких экономических субъектов аудиторская проверка обязате­льна:

1) закрытое акционерное общество;

2) представительство иностранного юридического лица;

3) аудиторская фирма с величиной активов, превышающей в 2000000 раз минимальный размер оплаты труда.

5. Аудитор дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица:

1) да;

2) нет.

6. Проведение у экономического субъекта аудиторской проверки невозможно, если аудиторская организация в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проверке, оказывала услуги по:

1) восстановлению бухгалтерского учета;

2) консультированию в области бухгалтерского учета;

3) постановке бухгалтерского учета;

4) обучению бухгалтерского персонала.

7. Пользователь бухгалтерской отчетности должен принимать мнение аудитора об этой отчетности как подтверждение эффективности ведения дел руководством аудируемого лица:

1) да;

2) нет.

8. Принцип профессиональной компетентности — это принцип аудита, заключающийся в:

1) том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг;

2) обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали;

3) обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

9. Пользователь бухгалтерской отчетности должен принимать мнение аудитора об этой отчетности как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем:

1) да;

2) нет.

10. Аудитор — это:

1) физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемые организаций аудиторов;

2) любой сотрудник аудиторской организации, участвующий в проведении аудита;

3) сотрудник, участвующий в проведении аудиторской проверки, но не несущий ответственности за ее результаты.

11. Аудиторская организация приняла решение о совмещении аудиторской деятельности с деятельностью брокера на фондовой бирже. Возможно ли такое совмещение видов деятельности:

1) возможно;

2) невозможно, так как аудит — это исключительный вид деятельности;

3) это определяется уставом аудиторской организации.

12. При заключении договора на обязательную аудиторскую проверку включение в него пункта об обязательной выдаче аудиторского заключения в определенный срок:

1) необходимо, так как если этого не сделать, аудитор не будет брать на себя ответственность и высказывать окончательное мнение о бухгалтерской отчетности;

2) рекомендуется, так как в противном случае аудитор сам будет решать — выдать или не выдать аудиторское заключение;

3) не имеет смысла, так как аудитор обязан сделать это в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

13. Обязательной ежегодной проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества:

1) численностью более 100 акционеров;

2) численностью более 1000 акционеров;

3) независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.

14. Для организаций какой организационно-правовой формы является обязательной ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) открытое акционерное общество;

2) открытое и закрытое акционерное общество;

3) закрытое акционерное общество.

15. Обязательный аудит проводится:

1) аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты аудитора, по договору трудового найма с проверяемой организацией;

2)индивидуальными аудиторами;

3) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

 

Глава 2
Нормативное регулирование аудиторской деятельности

В этой теме рассмотрены правовые основы аудиторской деятельности и ее нормативное регулирование в Российской Федерации, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», рынок аудиторских услуг в Российской Федерации, аттестация и образование аудиторов, этика аудитора.

Аудиторские стандарты

Федеральные аудиторские стандарты.На основе международных стандартов аудита разработаны федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД). Всего утверждено 31 федеральное правило (стандарт):

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности.

12. Согласование условий проведения аудита.

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.

15. Понимание деятельности аудируемого лица.

16. Аудиторская выборка.

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

18. Получение аудитором подтверждений информации из внешних источников.

19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

20. Аналитические процедуры.

21. Особенности аудита оценочных значений.

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

28. Использование результатов работы другого аудитора.

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита.

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.

31. Компиляция финансовой информации.

В процессе подготовки федеральные правила (стандарты) были направлены в ведущие российские и международные аудиторские компании и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, прошли рецензирование и были обсуждены в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Первые шесть стандартов (стандарты первой очереди), представленных в списке, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Федеральные стандарты с 7 по 11 (вторая очередь) — постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405, федеральные стандарты с 12 по 16 (третья очередь) — постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532; федеральные стандарты с 17 по 23 (четвертая очередь) – постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 г. № 228; федеральные стандарты с 24 по 31 (пятая очередь) — постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 523.

В преамбуле к каждому федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности указано, что в основу его положен соответствующий международный стандарт аудита. Рассмотрим содержание некоторых ФПСАД.

Федеральный стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 200 Objectives and General Principles Governing an Audit of Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того, в п. 2 определение цели аудита приведено в соответствие с формулировкой из Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В п. 7 помимо основных (федеральных) стандартов аудита упомянуты стандарты профессиональных объединений и внутренние стандарты аудиторских фирм. Содержит понятия разумной уверенности, профессионального скептицизма, объема аудита, характеристику основных принципов аудита: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Федеральный стандарт № 2 «Документирование аудита». Международный аналог: ISA 230 Documentation. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Дает характеристику формы и содержания рабочих документов. Устанавливает необходимость обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов, а также права собственности на них. В отличие от МСА федеральный стандарт четко устанавливает срок хранения рабочих документов – не менее 5 лет.

Федеральный стандарт № 3 «Планирование аудита». Международный аналог: ISA 300 Planning. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Стандарт устанавливает правила планирования аудита – непрерывность, документирование; необходимость оформления таких рабочих документов, как общий план и программа аудита.

Федеральный стандарт № 4 «Существенность в аудите». ISA 320 Audit Materiality. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в основном редакционный характер. В стандарте определение существенности приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами. В п. 4 определение цели аудита приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами и в соответствие с редакцией п. 2 ФПСАД № 2 «Планирование аудита». Рассмотрены взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, учет фактора существенности при оценке последствий выявленных в ходе проверки искажений.

Федеральный стандарт № 5 «Аудиторские доказательства». Международный аналог: ISA 500 Audit Evidence. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Дана классификация аудиторских процедур. Определены достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств, а также процедуры их получения.

Федеральный стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 700 The Auditor’s Report o№ Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Однако стандарт является более серьезной переработкой МСА, нежели остальные стандарты первой очереди. Это связано с необходимостью учесть сложившуюся российскую практику делового документооборота. В структуру аудиторского заключения включены два раздела: сведения об аудиторе и сведения об аудируемом лице. Все примерные тексты фрагментов аудиторского заключения содержат ссылки на конкретные российские регламентирующие документы. Примеры нарушений, замечаний и оговорок в данных пунктах адаптированы к российской практике ведения учета и подготовки отчетности. Содержится требование к брошюровке подписанной бухгалтерской отчетности совместно с аудиторским заключением. В стандарте конкретизировано, что аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской фирмы и руководителем аудиторской проверки и скреплено печатью аудиторской организации. Для приближения текста российского аудиторского заключения к международному были уточнены наименования заключений – «безоговорочно положительное аудиторское заключение (мнение)» и «модифицированное аудиторское заключение (мнение)».

Безоговорочно положительное мнение выражается аудитором тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении в целях привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством:

а) включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица;

в) включения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, чем соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Федеральный стандарт № 7 «Внутренний контроль качества работы в аудите». Международный аналог: ISA 220 Quality Control for Audit Work. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Содержит требования по обеспечению качества аудита и внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.

Федеральный стандарт № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Международный аналог: ISA 400 Risk Assessments and Internal Control. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Понятие «система бухгалтерского учета» приведено в соответствие с российскими документами. В стандарте разработчики сочли целесообразным отойти от принятого в «старых» российских ПСАД термина «внутрихозяйственный риск» (inherent risk), заменив его на более точный термин «неотъемлемый риск».

Федеральный стандарт № 9 «Аффилированные лица». Международный аналог: ISA 550 Related parties. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Определение аффилированных лиц приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты». Международный аналог: ISA 560 Subsequent Events. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Дефиниция «события после отчетной даты» приведена в соответствие с российскими регламентирующими документами, а не в соответствие с МСФО.

Федеральный стандарт № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности». Международный аналог: ISA 570 Going Concern. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Переработан с учетом российских регламентирующих требований по соблюдению принципа непрерывности деятельности предприятия. По сравнению с МСА сокращен перечень финансовых условных фактов хозяйственной деятельности.

Внутренние аудиторские стандарты.Внутренние аудиторские стандарты подразделяются на:

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения для своих членов и только в том случае, если это предусмотрено Уставами этих организаций. К такой работе приступили наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов);

уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

увеличению объема выполняемых аудиторских услуг;

повышению качества оказываемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

полнота и детализация — стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

Внутренние стандарты — часть организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Система внутренних стандартов и ее методологическое сопровождение служат показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

Аудиторская тайна

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (Министерство финансов РФ), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

Однако в cоответствии с ч. 3 ст. 183 УПК РФ в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда РФ, невозможно осуществление выемки предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну, в рамках производимых следственных действий по уголовному делу без принятия об этом специального судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 г. № 54-О).

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Какими основными нормативными документами регулируется аудиторская деятельность в Российской Федерации?

2. Какие виды правил (стандартов) аудиторской деятельности существуют?

3. Для чего необходимо проведение аттестации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью?

4. Какие требования предъявляются к аудиторским организациям?

5. Каков порядок проведения аттестационного экзамена для будущих аудиторов?

6. Каков порядок продления действия квалификационного аттестата?

7. Какой вид аудита должен сопровождаться страхованием риска неисполнения договора?

Тесты

1. Руководитель аудируемого лица обязан при проведении аудиторской проверки:

1) ограничить круг вопросов, подлежащих рассмотрению аудиторами;

2) оговорить и письменно закрепить условия и порядок оплаты аудиторских услуг;

3) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Для осуществления аудиторской деятельности до 01.07.2007 г. требуется получить лицензию:

1) да;

2) нет.

3. При каком сочетании факторов можно считать, что требования, предъявляемые к аудиторским организациям, соблюдены?

1) в штате должно состоять 5 аттестованных аудиторов при любой организационно-правовой форме;

2) в штате должно состоять 3 аттестованных аудитора и организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество;

3) в штате должно состоять 5 аттестованных аудиторов и организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество.

4. Квалификационный аттестат аудитора утрачивает силу в случае, если:

1) в течение 2 календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторской деятельности;

2) только если в течение 2 лет с момента получения квалификационного аттестата лицо не приступило к работе в качестве аудитора;

3) в течение года после получения квалификационного аттестата аудитор не приступил к работе по специальности.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации утверждаются:

1) приказом Министерства финансов РФ;

2) постановлением Правительства РФ;

3) указом Президента РФ.

6. Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это:

1) единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг;

2) единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации;

3) единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяют на:

1) федеральные стандарты, внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

2) федеральные стандарты и внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

3) федеральные стандарты и внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.