Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные модели досугового поведения.





На основе рассмотренных выше социальных функций досуга социологами предлагается выделять различные типы досугового поведения, которые могут рассматриваться как модели досуга, значимые для работы социального педагога и социального работника. С точки зрения ориентации досугового поведения, самоценности предмета выделяются три основных типа досугового поведения. Это культурно ориентированное, социально ориентированное и рекреационно ориентированное поведение./7/ Рассмотрим каждый тип поведения отдельно.

Рекреационно ориентированное поведение предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей. Через него организуется рассмотренная выше рекреационная функция досуга. Отметим, что здесь важен не столько уровень владения той или иной досуговой деятельностью, сколько ее рекреационно оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, преодолением гиподинамии, психофизических перегрузок и т.д. В этом плане речь может идти о том, что в рекреационно ориентированном поведении, независимо от состава занятий, важна ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие и положительные эмоции.

В сознании человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Можно утверждать, что в силу конкретных социально экономических причин («социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых занятий, имеющих рекреационную ориентацию будет неуклонно возрастать.

Второй тип поведения можно назвать как социально ориентированный. Здесь в наиболее полной мере реализуется досуговое поведение, основанное на коммуникативной функции досуга. В основе этого поведения лежит интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса заключается в неформальном общении, не зависящем от тех или иных официальных ролей в обществе, в первую очередь от производственных ролей и обязанностей.

Именно эта ориентация является основным ферментом, обеспечивающим возникновение и самосохранение досуговых общностей, объединяющих людей по самым различным признакам (полу, возрасту, национальности, мировоззрению). В этом случае можно рассматривать досуговые занятия, их значимость именно в такой мере, в какой они способствуют расширению межличностных контактов, их социально-культурной самоидентификации.

В организационном плане к таким объединениям тяготеют салоны, гостиные, клубы с фиксированным социально демографическим составом. Если учесть, что в нашем обществе наблюдается социальное расслоение и оно будет возрастать, то соответственно каждый социальный слой будет стремиться создавать и воспроизводить досуговые общности, основанные на значимых для него социально-возрастных факторах.

Третий тип досугового поведения – культурно-ориентированное поведение. Здесь преобладает ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. Оно есть реализация просветительной и обучающей функций досуга. В этом случае рекреационный элемент, социальный компонент досугового занятия является подчиненным основному элементу, а именно: культурно- просветительному, культурно обучающему элементу. Сейчас создаются, как уже отмечалось выше, образовательные программы и различные обучающие курсы в сфере досуга: менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии, компьютерные курсы и т.д.

Можно говорить о целых сферах просветительной деятельности, которые особенно востребованы в настоящее время. Это - изучение культурных, исторических традиций народа, философских, религиозных учений, различных политических идеологий и т.д.

Отдельное направление просветительства может составлять семейное воспитание, гуманитарное образование и т.д.

Если говорить о гедонистической функции, суть которой рассматривалась в предыдущем параграфе, то она может быть реализована в каждом из перечисленных типов поведения. Поэтому ее сложно отнести к одному из этих типов, поскольку потребность в наслаждении может быть реализована на самом различном материале в разных досуговых занятиях, и не является жестко закрепленной за тем или иных видом досугового поведения.

Кроме типов ориентаций досугового поведения социологи выделяют формы этого поведения с точки зрения определенности предмета занятий. Выделяются две формы такого поведения: целевое и поисковое досуговое поведение. Целевая форма означает, что участник того или иного досугового занятия хорошо осознает свои запросы, интересы, причем в существенном, реальном для него воплощении. Например, это может быть интерес к конкретной книге, аттракциону, другому человеку, оздоровительной программе и т.д.

При поисковой форме досугового поведения индивидом фиксируется только сам интерес, но он не связан с конкретным предметом досуговой активности. Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и с ориентацией с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

1. Рекреационно ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения;

2. Рекреационно ориентированное поисковое поведение, то есть посещение объекта развлечений, рекреации без заранее намеченной программы;

3. Социально ориентированное целевое поведение - запланированный заранее целевой контакт с конкретной личностью, группой людей;

4. Социально ориентированное поисковое поведение, это - стремление завязать новые знакомства, расширить те или иные социальные контакты;

5. Культурно ориентированное целевое поведение, которое выражается в посещении заранее выбранной культурной программы;

6. Культурно ориентированное поисковое поведение, которое связывается со стремлением расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный тип занятия.

Возможны сочетания всех этих типов ориентации и комбинаций досуговых услуг. Данная типология позволяет оценить возможности создания соответствующих моделей социально-педагогической деятельности и социальной работы в сфере досуга. Можно говорить о том, что культурно-досуговая деятельность призвана формировать в сфере досуга те или иные социальные общности, которые воздействуют на личность в социально желаемом направлении. Необходимо воспитывать человека, прежде всего, через определенную социальную среду, через гуманистический человеческий опыт. Поэтому использование данной типологии досугового поведения дает возможность моделировать соответствующие досуговые социально-педагогические общности. Исходя из этой типологии, можно предложить следующие возможные варианты этих общностей.

1. Рекреационно ориентированное целевое поведение. В социально-педагогическом контексте ему может соответствовать тип досуговой общности, где доминируют родственные виды рекреационных услуг. Это могут быть видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс, подростковые клубы, общности развлекательной направленности, любители какого-либо развлечения в группе, оздоровительный клуб и т.д.

2. Рекреационно ориентированное поисковое поведение. Этому типу может соответствовать такой вид общности как временный коллектив, возникающий во время посещения рекреационно-развлекательной программы. Например, команда участников игры, посетители клубов-кафе, общности, формируемые в развлекательных центрах, кабаре и т.д.

3. Социально ориентированному целевому поведению могут соответствовать социально ориентированные досуговые общности, оформленные организационно, то есть имеющие свое членство, программу, определенный правовой статус, например, любительские объединения. Очень часто такие объединения могут возникать по социально-демографическому принципу (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, по религиозному или конфессиональному признаку и т.д.)

4. Социально ориентированное поисковое поведение. Ему соответствуют особые общности, которые имеют определенную социальную ориентированность, но неоформленные организационно, объединенные в основном по образу жизни, социальным проблемам, например, «гастарбайтеры» в городе. Это может быть взаимодействие разных социально-демографических групп для решения сообща общих социальных проблем, например, клубы знакомств для решения проблемы одиночества людей.

5. Культурно ориентированное целевое поведение. Ему может соответствовать коллектив самодеятельного творчества, постоянная аудитория просветительных и учебных программ в сфере досуга, различные кружки, студии, курсы и т.д.

6. Культурно ориентированному поисковому поведению может соответствовать дискуссионный клуб по интересам, гостиные, выставочные концертные площадки, залы, создаваемые как некая система расширения кругозора и поиска новых возможностей для культурной деятельности.

Анализ досуговой практики показывает, что наименее распространены в наше время поисковые досуговые программы. Между тем значительная часть людей ориентирована в первую очередь на поисковый досуг. Безусловно, это необходимо учитывать в работе досуговых учреждений и в работе социального педагога, социального работника, чья задача заключается в том, чтобы, отталкиваясь от массовых досуговых запросов, особенно от рекреационных запросов, формировать досуговую активность личности через социальную активность, далее через культурную активность в различных формах, и соответственно по возможности двигаться от поисковых к целевым программам досугового поведения. Причем вовсе не обязательно, чтобы все люди проходили все эти уровни и этапы. Важно чтобы все эти возможности были представлены в том или ином виде досугового обслуживания, в той или иной территории, в том или ином социальном учреждении и т.д.

В зависимости от конкретных условий и решаемых социально-педагогических задач возможны объединения различных рассмотренных выше видов досуговых общностей в единые культурно-досуговые и социально-культурные комплексы. Предложенные типологии – это не всеобщий норматив, а фиксация некоторых важных социальных тенденций в сфере досуга.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.