Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекционный потенциал межличностного неформального





досугового общения подразумевает возможность его влияния на деструктивные психические образования, через соответствующие функции общения: «информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную» [2,ст.83]. Ввиду этого основания при неформальном общении двух индивидуумов можно выделить следующие компоненты, значимые как для психокоррекции, так и социальной адаптации личности:

· «Контекст» общения - объективный смысл сообщения, принятый в культуре данных коммуникантов;

· «Подтекст» - личностный аспект сообщения (сюда включаются эмоции и индивидуальные смыслы).

· «Текст» – непосредственный смысл, как содержательный результат конкретной коммуникации (в нашем случае итог взаимодействия контекста и подтекста).

Остановимся подробнее на данных компонентах общения.

«Контекст» заключает в себе субкультурный аспект общения - это некоторые принятые в данном сообществе, группе система значений, правил, норм поведения. На протяжении истории человечества гласно и негласно устанавливаются общие традиции, ритуалы, социально-культурные нормы для той или иной группы, социального слоя, общности. Поэтому в отдельных субкультурах возникает некоторый формальный «контекст» общения. Умение им пользоваться составляет социокультурную основу коммуникации и уровень воспитанности. Этот компонент накладывает свой отпечаток на коммуникативное поведение любого человека. Усвоение «контекста» происходит в различном окружении и почти постоянно; развиваясь, человек впитывает в себя новые знания и узнаёт для себя новые субкультурные традиции - всё это выражается и заключается «контекстом» в личностном опыте. Его формирование, наряду с социально приемлемыми, возможно и в антикультурах, деструктивных общностях.. У них, также есть свой язык, жаргон, коммуникативные особенности одежды, демонстрируемая манера поведения, которые включаются в «контекст» субкультуры.

Приведём простой пример. Всем известно, что рукопожатие как жест выражает доверительное отношение к партнёру. С точки зрения культурного «контекста» так и есть: человек выказывает своё уважение, добрые намерения (у него нет ничего в руках – камня или палки, как злого умысла), он полностью открыт и готов идти на контакт. Именно подобное дополнительное содержание, которое не высказывается прямо, а идёт контекстом изложения мысли, рассматривается, в, казалось бы, столь обыденном жесте.

«Контекст» подразумевает некоторую смысловую взаимосвязь при общении. Часто он представляет собой систему этических и этикетных норм всего процесса общения и взаимопонимания, принятую в данном сообществе. Возможна и другая ситуация, например, когда между двумя общающимися возникла взаимосвязь, но по некоторым причинам они друг друга недопонимают. Причиной тому может быть разная культура воспитания, социокультурные установки и т. д., соответственно разный «контекст» мысли, который составляет исходный, объективный смысл коммуникации. Этот компонент процесса общения является значимым и основополагающим не только в досуговых, но и в деловых ситуациях.

Наряду с «контекстом» выделяют «подтекст» как составляющий компонент процесса общения. Он включает в себя индивидуальные интерпретации смыслов, а также личностные взаимоотношения коммуникантов (на эмоционально-личностном уровне). Подтекст наиболее наглядно может проявляться в мимике, взгляде, интонации и т.д. В конечном счете «подтекст» фиксирует индивидуальные переживания коммуникантов. Также содержание коммуникации, подбор её вербальных средств могут определяться имеющимся подтекстом.

Ещё один компонент процесса общения - «текст» - заключает в себе непосредственный смысл, новый текст, порождаемый коммуникацией партнёров общения. Он может выражаться в различных видах и формах. Для неформального общения важно здесь то содержание, которое «текст» несёт здесь и сейчас – в данной коммуникативной ситуации.

Схема№1.1

           
   
Общий «к о н т е к с т» коммуникантов
 
   
 

 

 


«Текст» в неформальном общении является некоторым продуктом взаимодействия между контекстом (культурным аспектом) и подтекстом (личностным аспектом). Фактически все эти компоненты процесса общения включаются в единый процесс, и их сочетание носит взаимодополняющий характер. Например, при психологической консультации психолог может использовать их в качестве элементов психологического воздействия, маневрируя на необходимых для него уровнях общения. Так, непосредственно, чтобы вызвать у клиента понимание «контекста» (сверхсмысла), психолог может использовать «подтекст», близкий клиенту. Соответственно клиент откликается через текст психолога, имеющий значимый для клиента подтекст.

В культурно-досуговой деятельности чаще всего мы имеем дело с ближайшим социумом. В ситуации досуга люди повседневно сталкиваются и включаются в десятки коммуникативных актов, которые могут носить и иметь различный продуктивный результат, как положительный, так и отрицательный. Например, телевидение может стать некоторым микросоциумом для человека, если он живёт с ним как с «соседом», «родственником». Некоторые настолько погружаются в «контекст» телевидения, что и мыслят уже телевизионно: теми же понятиями, штампами, смыслами. И для них это уже традиционная субкультура, они берут из неё то, что им нужно. Телевидение способно формировать свою референтную группу (отношение значимости, связывающее субъекта с человеком или группой лиц), где люди выделяют для себя авторитетных ведущих, политиков, передачи, фильмы – всё это некоторый собирательный образ, определяющий субкультуру этого социума. Но здесь также надо иметь в виду, что «контекст», «текст» и «подтекст» реально, так или иначе, взаимодействуют в человеке. Поэтому, если мы даже имеем дело с чистым «контекстом», то понятно, что он личностно окрашен и имеет свой итог взаимодействия с реальным или воображаемым партнёром. Но всё же при просмотре телевидения больше объективных смыслов «контекста», хотя он и выводит нас на другие компоненты процесса общения. Мы разбираем его центрированные конфигурации с включениями в него «подтекста» и «текста». Здесь в качестве нарушений межличностного общения можно говорить о псевдокоммуникации, когда человек смотрит только телевидение, то он и движется только в рамках «контекста», он в нём растворяется.

В подобной коммуникации человека нет как равноправного субъекта общения. Задача, которая ставится здесь для решения в культурно-досуговой деятельности – включить человека в реальный мир коммуникаций, где бы он был равноправным и полноценным собеседником. Коррекционные возможности межличностного неформального общения в подобном случае раскрываются в применении компонентов общения (предложенная выше схема) методом взаимодополнения. Здесь имеется в виду использование оставшихся компонентов общения – «подтекста» и «текста». Через стимулирование и развитие «подтекста» (личностного осмысления) и «текста» (продуктивности коммуникации) мы можем скорректировать поведение человека в позитивно – продуктивное.

Также возможны и другие личностные нарушения, так, допустим, если в процессе общения преобладает личностный аспект, «подтекст», то проявления в поведении могут быть разные, вплоть до асоциальных, потому что будут доминировать внутренние, эмоциональные порывы, эгоцентрические точки зрения, позиции, а нормы и правила отсутствовать. Соответственно получится так, что человеком будут двигать, и побуждать к действию его эмоции, «хотения» и фантазии, а «контролёров», стабилизаторов этих действий не будет. Возможно, предугадать, что это будет человек эмоционально вспыльчивый, резкий, неадекватно и бурно реагирующий и волнующийся по различному поводу или настолько всё чувствующий и экзальтированный, что ему будет нелегко в социуме. Недостаток культурных, этических правил и норм, возможно, найдёт выход в хулиганских выходках, преступных действиях, так как здесь больше доминирует в сознании слово «хочу», а не то, как надо себя правильно вести.

Но возможен и другой вариант, когда, например, в процессе общения будет преобладать «контекст». В этом случае мы сможем наблюдать добропорядочного гражданина, который следит за своим внешним видом. Следит, чтобы все было чисто, глажено, пришито, аккуратно причёсанные волосы, до блеска начищена обувь; в речи ни слова от себя – всё из авторитетных источников и ничего лишнего; в жестах и поведенческих актах, только кумиры, в общем, ходячий эталон порядка, культурных правил и этических норм. Но подобная педантичность и культурная дисциплинированность ни к чему хорошему привести не может. Его личность заключена в этих правилах, сводах гигиены, раболепстве перед общекультурными проявлениями и традиционными высказываниями. Здесь во всём и везде виден культурный «контекст», а сама личность коммуниканта как творческого и морально ответственного субъекта отсутствует.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.