Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные виды коммуникативных нарушений в процессе межличностного взаимодействия как объект культурно-досуговой деятельности.





На основе представленных выше компонентов ообщения рассмотримболее подробнотипичные ситуации межличностных коммуникативных нарушений в процессе общения, то есть то, что можно корректировать в культурно-досуговой деятельности.Здесь возможны следующие ситуации:

1. «Контекст» доминирует над «текстом».

2. «Подтекст» доминирует над «текстом».

3. «Текст»доминирует над «контекстом»;

4. «Текст» доминирует над «подтекстом»;

5. «Подтекст» доминирует над «контекстом»;

6. «Контекст» доминирует над «подтекстом»;

 

Первый вариант в процессе общения - «контекст» доминирует над «текстом». Его можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1.2

 

 


1 2

Как мы видим из схемы, первый индивид воспринимает собеседника через собственный «контекст», «не слыша» и «не видя» собеседника (вербального индивида). Последний, как бы «погружен» внутрь «контекста» первого индивида и не обладает в «его глазах» самостоятельным существованием. «Слепок» второго индивида изображен на схеме в кавычках. В свою очередь, первый индивид зависит от чьих-то мнений, оценок, представленный в принятом им «контексте». Он по существу конформист, хотя может негативно реагировать на людей, не соответствующих этому «контексту». В нашей схеме, для наглядности, мы изобразили именно этот случай. При чём первый индивид порождает собственный подтекст на «искусственной» основе – через заимствованный им от авторитетных людей, лиц «расхожий», штампованный «контекст». Этот индивид живёт чужими чувствами, мнениями, теряет свою индивидуальность (свой собственный «подтекст»). Пунктирная стрелка здесь и далее означает движение «осколков» полноценной коммуникации от первого индивида ко второму, оставшихся после деформации этой коммуникации в сознании первого индивида.

Толерантность, которая часто выглядит как терпеливость, податливость к проявлениям других людей, может приводить к некоторому дискомфорту в коммуникации этого человека, из-за его неспособности выражать свою субъективную точку зрения. Еще одной значимой характеристикой преобладания «контекста» в его сознании будет повышенная заинтересованность в том,что о нем говорят, как его видят, и как следствие - зависимость от мнений и взглядов окружающих. Она может проявляться в чрезмерном педантичном отношении к субкультурным нормам и правилам. Подобная постоянная напряжённость, контроль и преобладание «контекста» безусловно, имеют негативное влияние на коммуникабельность человека. В процессе общения он будет немногословен личностными изъяснениями, зажат рамками субкультурных норм и правил. Минимизированность включения «текста» и преобладание объективности «контекста», будет проявляться формальной серостью и сухостью речи. Если брать пример из литературных произведений, то здесь подходит образ Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалину, как известно, принадлежат известные слова, которые можно рассматривать как ключ к его особенностям поведения в качестве коммуниканта: «Нам не должно сметь своё суждение иметь». Молчалин - раб доминирующих в его субкультуре мелкого чиновника инструкций, правил, норм угодничества. Его позиция является для него проигрышной, особенно в тех ситуациях, когда надо принимать самостоятельное решение.

В качестве общей первичной рекомендации можно ограничиться следующим тезисом: клиентам подобного типа желательна практика неформального общения, направленная на умение отстаивать свою позицию, аргументировать её; чаще в общение включать рефлексивность. Для коммуникантов с этим типом нарушения желательна практика включения в открытые клубные дискуссии, диспуты, обсуждения. В дальнейшем, соотвествующая психокоррекция средствами культурно-досуговой деятельности будет изложена подробнее.

Следующая, вторая ситуация межличностного нарушения в процессе коммуникации представлена преобладанием «подтекста» над «текстом»:

«контекст»
Схема 1.3

                       
   
       
     
 
 
     
 
 
 
 

 


1 2

В данном случае первый индивид находится в зависимости от своих личных эмоциональных состояний, переживаний, проблем. Он способен говорить, в первую очередь, только о том, что интересует его, а не собеседника. Результат – та же «глухота» по отношению к собеседнику (что и в первом примере), но уже из-за зацикленности на собственных состояниях и проблемах. Порождённый данным индивидом «контекст» является продуктом его личных фантазий, желаний; предельно субъективирован и не адекватен реальности. Второй индивид интересует первого только в той мере, в какой он способен сопереживать, сочувствовать ему, разделять его взгляды, состояния.

Когда будет преобладать личностный аспект и личностные смыслы в процессе общения, а непосредственный смысл, продукт и результат общения минимизирован или вообще будут отсутствовать, возможно, возникновение ситуации, при которой человек с подобными личностными коммуникативными нарушениями может проявлять повышенную эмоциональность. Это является результатом того, что он не способен с достаточной полнотой выразить в процессе коммуникации свои мысли (проявление «текста» как результата общения минимально). Личностных внутренних проявлений много, а средств и способности изложить их в определённом непосредственном смысле нет. У него много личностных эмоциональных порывов, а недопонимание со стороны окружающих может вызвать раздражение и как следствие из этого человек проявляет эмоциональную вспыльчивость. Итогом и результатом подобных обстоятельств, скорее всего, станут конфликты с окружающими. Но наряду с этим можно отметить, что этому человеку свойственна неординарность суждений, все нормативные и правовые эталоны окружающей субкультуры в его глазах покрыты основательными и устоявшимися субъективными позициями и отношениями. Можно сказать двумя словами – это личность, которая не нашла понимания. В комедии «Горе от ума» это, скорее всего Чацкий. Его слова «Мундир, один мундир!» подчеркивают лицемерие, формализацию и бездушие окружающего мира в его видении. Его гнетёт ощущение непризнанности, непонятости, как чувствующего человека. Характерна его фраза: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Для ситуации этого типа актуальна организация культурно-досугового опыта интеллектуально-познавательной направленности..

Следующая ситуация межличностных нарушений в коммуникативном процессе, где «текст» преобладает над «контекстом»:

Текст «2»
Схема 1.4

               
   
     
 
     
 


1 2

контекст

 

В соответствии с данной схемой первый индивид рассматривает каждый «текст» (письменный или устный) как значимый и важный, если он смог его понять. Данный индивид, прежде всего, полагается на свои способности понимания, а то, что выходит за его рамки, им отрицается. Соответственно культурный «контекст» у первого индивида является максимально зауженным, всегда привязан к конкретным текстам и их буквальному толкованию («буква», а не «дух»). Другой индивид в этом случае интересен только как носитель полезного, понятного и принятого первым индивидом текста.

Здесь возможно нарушение в виде преобладания у человека догматичности мышления. При этом в процессе общения он может вести себя прямолинейно, однобоко, не предусматривая каких-либо оттенков, установившейся взаимосвязи. Человек может быть прекрасно эрудирован, много знать, владеть некоторым «контекстом», но наряду с этим не уметь вести диалог из-за того, что не умеет в достаточной степени аргументировать свою точку зрения (контекст, все-таки мал). И как следствие весь его процесс коммуникации затруднён в изложении непосредственного смысла. Он раб знания - глубокого, но узкого. Здесь преобладает подчеркнутый рационализм, «черно-белая» логика, сухость, логизированность, вязкость языка.

В качестве примера можно привести Базарова («Отцы и дети»), отрицавшего поэзию, искусство, гуманитарное мышление и стремление подвести под свою нигилистическую теорию всё многообразие окружающей жизни. Для культурно-досуговой практики в этом случае актуально создание для этого типа коммуникативных нарушений поисковые, исследовательские программы с неоднозначным и в известной мере непредсказуемым исходом.

Следующий вариант возможных нарушений межличностного коммуникативного процесса – «текст» преобладает над «подтекстом»:

Схема 1.5

           
   
 
   
 


«подтекст»
1 2

 

 

Прокомментируем данную схему. Первый индивид слишком погружён эмоционально, личностно в предлагаемый «текст». Склонен принимать ту или иную информацию «за чистую монету», если она созвучна его «смутным» переживаниям. Он внушаем, принимает вторичные более «ясные» для него суждения, эмоции как подтверждающие его подсознательные импульсы и влечения. При таком «подтверждении» происходит своеобразная сублимация собственных психических состояний, но уже с опорой на соответствующий «текст». Новый «подтекст» во многом искусственен. Собеседник оценивается крайне субъективно, и значим, поскольку соответствует данному «тексту», аккумулирующему эмоциональное состояние первого субъекта.

В подобном случае мы видим человека, который воспитан на книгах, романах, живёт книжными чувствами и переживаниями. Он замещает личностные аспекты литературными, придуманными. Создает свой мир на основе взятых романтических представлений, заимствованных из книг. Подобное влияние может найти выражение в сектантстве или религиозном фанатизме. Реальную жизнь подменяет чужими мыслями и выдуманными чувствами. В коммуникативном плане это человек, который любит очень много говорить. При внешней эмоциональности естественная эмоциональная сфера в нем убита

В качестве примера можно привести образ Кабанихи из драмы Островского «Гроза». В своём поведении она зависит от религиозных догм, которые представлены в религиозных текстах. Не признает право женщины любить другого мужчину, если это порицается догматикой церкви. Её подталкивание Катерины к самоубийству – победа религиозного «текста» над правом любить (внетекстуальным «подтекстом»).

Для коммуникантов этого типа крайне необходимо расширить зону вневербального общения через восприятие искусства, участие в творческой деятельности.

Следующая ситуация - «контекст» преобладает в сравнении с « подтекстом».

Схема 1.6

       
   
 
 

 


1 2

 
 
«подтекст»

 

 


В данной схеме первый индивид зачастую становится рабом книжной эрудиции, информированности, компетентности. Он стесняется проявления наивности, неискренности в сфере чувств и эмоций. Для него эмоционально значимо лишь то, что является общепризнанным в той или иной сфере социокультурной практики. Первый индивид стремится вписать себя целиком в заданные культурные образцы, даже на уровне интимных переживаний. Он эмоционально стремится эстетизировать все формы своей жизни и потому в эмоциональном аспекте является достаточно вторичным («красиво» любить, дружить, вести себя и т.д.). Второй индивид значим для первого, поскольку он соответствует принятым первым индивидом культурным эталонам и нормам..

В этом сочетании человек становится зависимым от внешних форм приличия. Он не может лишний раз переспросить, если чего-то не понял. Данный индивид относится к себе как к средству решения чьих-то задач, не оценивая себя как личность. Для него важнее то, что написано, нежели сказано. В процессе коммуникации занимает позицию контролёра, судьи, оценщика. Неразвито проявление эмпатии, искренности, человечности. В общении и самопроявлении отдаёт предпочтение целесообразности и рациональности.

Пример - образ Сальери из произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Его визитной карточкой является стремление «поверить алгеброй гармонию». Музыкальная эрудиция заменяет ему наивное и непосредственное творчество Моцарта. Итогом является постоянная зависть Сальери к тем людям, которые достигли высоких результатов не на основе всесторонних знаний о предмете, упорного труда, а на непосредственном чувствовании музыки.

Для культурно-досуговой деятельности этот вид коммуникативного нарушения может быть исходным для организации салонно-клубного общения, в котором коммуникантами изживается их собственная односторонний педантизм в свободном обмене мнениями и коммуникативной импровизации.

Рассмотрим шестой вид коммуникативного нарушения в межличностном взаимодействии - «подтекст» преобладает над «контекстом». Схема 1. 7

«подтекст» «2»  

                   
   
     
     
 
   
 
 


1 2

«контекст»

В соответствии с данной схемой у первого испытуемого происходит «фетишизация» собственного «подтекста» до уровня культурной нормы. Жизнь данного индивида в значительной мере физиологична, так как в значительной мере определяется подсознательными биологическими импульсами. Налицо тяготение к зоологическому индивидуализированному образу жизни и занижению социальной роли других людей. Этот индивид склонен к формированию собственной картины мира, где он является высшим судьёй и экспертом. Другой индивид воспринимается чисто потребительски; чаще как источник материальных благ, наслаждений.

В коммуникативном плане здесь раскрывается позиция невежды, человека с преувеличенным уважительным отношением к себе в ущерб окружающим. Он склонен в общении мерить всех «на свой аршин», испытывает желание подогнать под свои представления события и факты окружающей действительности. Предрасположен более к биологическому, чем социальному состоянию. Как следствие этого происходит выпадение из культурных норм поведения. Развитие эгоцентризма влечет к чувственным удовольствиям, материально-бытовой жизни, сопровождаемое эмоционально-субъективным обоснованием со стороны самого клиента. В общении ему свойственна ленивая надменность речи. Примером может служить Собакевич из «Мёртвых душ» Гоголя.. Не склонный к рассуждениям о «высоких предметах», он заботится только о своей выгоде. Нигилистический взгляд на всё основан на самодурстве, самодовольном невежестве.

Для этого типа коммуникативных нарушений особенно значимой является практика организации «добрых дел», участия в благотворительных проектах, минимизирующих индивидуализм и бесчувственность этих коммуникантов..

Ограничимся этим комментарием. Он показывает огромные, далеко ещё не использованные в полной мере коррекционные возможности, заложенные в культурно-досуговой деятельности как своеобразного практикума человеческого общения. Дальнейшие поиски в этом направлении имеют большое теоретическое и практическое значение.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.