Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-экологические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности.





 

В настоящее время основным условием успешной организации досуга является ее возможность помогать человеку формировать здоровый образ жизни и восстанавливать себя как целостная личность. Именно эта задача является наиболее важной в настоящее время по отношению к досуговым программам, потому что наше общество переживает огромный экологический кризис. Наблюдается значительный дефицит возможностей выживания у основной массы населения. Соответственно категория здоровья должна оцениваться не только на основе чисто медицинских критериев, но и на основе социально-экологических критериев. Характерно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическое, психологическое, социальное благополучие человека. И если мы хотим сохранить здоровую нацию, мы должны все эти три компонента обеспечивать, в том числе и в сфере досуговой деятельности. По известному правилу «светофора» социальными экологами выделяются следующие группы населения:

1. «Красная» группа (больные);

2. «Зеленая» (здоровые);

3. «Желтая» (группа риска - лица, находящиеся в стадии предболезни).

«Группу риска» образуют люди, перегруженные социальными обязательствами, или живущие в неблагоприятных условиях. К этой же группе социологи относят лиц, употребляющих алкоголь, наркотики. Можно отметить, что желтая группа, то есть группа риска, чаще воспроизводится из зеленой группы, за счет здоровых людей, образ жизни которых и окружающая среда оказались опасными для здоровья. Причем чаще уже надо лечить не организм человека, а его образ жизни. Можно добавить, что по данным науки большинство заболеваний человека имеет психическую природу. Таким образом, выстраивается следующая цепочка: неправильный образ жизни, который приводит к нарушению психики; нарушение же психики обуславливает заболевание на физическом уровне. В этом отношении трудно переоценить роль культурно-досуговой деятельности, так как она очень часто имеет дело с восстановлением психического, душевного здоровья человека.

Таким образом, основными социальными функциями общественно организуемого досуга являются: рекреационная функция, коммуникативная, просветительная, обучающая и гедонистическая.

Представленные выше социальные модели досугового поведения показывают, что в самой практике стихийного досуга заложены основные конструктивные элементы для создания социально значимых досуговых программ и услуг социальным педагогом.

Перспективно в разработке содержания и форм социально ориентированной культурно-досуговой деятельности обращение к социально-экологическим критериям, оценивающим качество досуга с позиций здоровья человека, трактуемого как взаимосвязь физического, психического и социального благополучия.

Досуговые программы, мероприятия воздействуют на личность прежде всего через разнообразную социально-культурную активность, специально организуемый социальный опыт. Поэтому сфера досуга обладает очень большим социализирующим потенциалом, формирует разнообразные модели социального поведения, которые способствуют физическому, психическому, нравственному, эстетическому развитию личности.

Социально-экологические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности должны быть в основе большинства видов организуемых массовых досуговых программ. Это означает, что важна, прежде всего, социальная диагностика, профилактика, лечение болезненных состояний, которые вызваны отклонениями в социальном поведении в ущерб здоровью личности. Крайняя форма таких поведений – это противоправное поведение личности или «антидосуг». Определенная сложность заключается в том, что довольно трудно бывает продиагностировать скрытые симптомы «социальной болезни» в процессе досугового поведения человека, человека отдыхающего, играющего, гуляющего.

Здесь не работают в полной мере традиционные методы изучения личности, например, анкетный опрос, хотя он иногда необходим. Необходима организация таких досуговых программ, которые инициируют проявление личности и даже тех ее сторон, которые иногда бывают скрыты, реализуются вне досуговых сфер: на производстве, в семье, школе и т.д. Социальный досуга в этом случае должен быть в значительной мере диагностом индивидуального социального неблагополучия посетителей досуговых программ и учреждений, используя для этого нетрадиционные средства.

Об этих средствах мы будем говорить немного дальше, сейчас отметим, что нужно фиксировать социальному педагогу в конечном счете. Это степень отклонения или приближенности к здоровому образу жизни, если оценивать формирование здорового образа жизни как основное социальное содержание организуемой культурно-досуговой деятельности.

Дадим определение здорового образа жизни в нашем контексте. Здоровый образ жизни - это стремление человека решать свои проблемы, в первую очередь, за счет собственных биопсихических ресурсов: таланта, воображения, мышления, физической активности и т.д. В противоположность ему нездоровый образ жизни - это стремление решать свои проблемы за счет биопсихического благополучия окружающих людей. Например, алкоголизм и курение – это не просто попытка потакать собственному пороку, но это и вовлечение в данные проблемы окружающих. Это - неадекватное поведение, болезнь, дым от курения. Естественно за это расплачиваются окружающие люди.

Сюда же можно отнести попытки строить свое благополучие на основе эксплуатации других людей, их таланта, физических сил, биопсихических ресурсов.

Вернемся теперь к рассмотрению основных выделенных выше типов досугового поведения с позиций социальной экологии и возможностей государственной поддержки культурно-досуговой активности населения. В самом общем виде эта система может выглядеть следующим образом:

Тип социокультурной активности Вид соответствующей жизнетворческой социальной общности Возможный соответствующий тип организации культурной активности населения
1.Рекреационно-ориентированное целевое поведение Общности, складывающиеся на основе общих систематических программ, занятий развлекательной и рекреационной направленности Организация одного вида или родственных видов рекреационных услуг (например, шейпинг-клуб, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.)
2.Рекреационно-ориентированное поисковое поведение Временные игровые и рекреационные общности, возникающие ситуативно, в процессе участия в рекреационных программах, занятиях (например, команды участников игры) Набор различных видов рекреационного обслуживания, носящий характер многопрофильности, с подчеркнутым разнообразием программ развлечений и отдыха (например, организация культурного обслуживания в многопрофильных центрах досуга, парках культуры и отдыха, клубах-кафе и т.д.)
3.Социально-ориентированное целевое поведение Социальные общности, ориентированные на социальную адаптацию и самоидентификацию отдельных этносов, социальных групп и слоев Культурное обслуживание, способствующее самоидентификации личности по конкретному социально-демографическому признаку (возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, социальному положению, социальной позиции и т.д.).
4.Социально-ориентированное поисковое поведение Ситуативные социальные общности, формирующиеся на основе акций социального протеста или конкретных социальных проблем (например, проблемы стихийной застройки микрорайона) Культурные программы, выражающие стихийный протест «масс», митинговую демократию, (например, культура хеппенинга, театрализованных шествий) а также расширяющие возможности социального взаимодействия людей для решения общих проблем (например, клубы знакомств).
5.Культурно-ориентированное целевое поведение Творческие самодеятельные коллективы, претендующие на создание самостоятельного культурного продукта (например, коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения) Система кружковой, студийной работы, краеведение, коллекционно-собирательская деятельность, другие виды любительской деятельности.
6.Культурно-ориентированное поисковое поведение Дискуссионные клубы, аудитория разовых просветительных программ, выставок, концертов и других мероприятий Система центров общения различных групп населения на основе общих культурных ориентаций, гостиных, доступных выставочных и концертных залов и т.д.

 

Прокомментируем данную таблицу. Первый из представленных выше типов социокультурной активности, - рекреационно-ориентированное целевое поведение, - направлен на устранение общих психосоматических напряжений, связанных с дефицитом в окружающем социуме ресурсов для полноценного психофизиологического самочувствия. Это напряжение чаще снимается через импульсивную активность, дающую быстрый результат (снятие утомления, физического недомогания и пр.). В контексте социологии досуга в этих общностях реализуется социальная установка на полноценный отдых, необходимый для восстановления творческого потенциала личности (рекреация) независимо от его культурной подготовленности, социального статуса, материальных возможностей.

Следующий из представленных в таблице типов гражданской активности – рекреационно-ориентированное поисковое поведение. Наиболее распространенной социальной общностью, где реализуется эта активность, является временный игровой коллектив, возникающий стихийно из состава участников рекреационной программы. Возникает ситуация своеобразного социотренинга, формирующая навыки спонтанно-игрового поведения и ситуативного мышления, необходимого для импровизированного взаимодействия с окружающими. В этом типе социального поведения формируется такое важное социальное качество как способность к партнерскому взаимодействию с малознакомыми людьми во имя достижения общей праздничной, гуманистической атмосферы. Рекреационно-поисковое поведение является своеобразным «тренингом спонтанности» (термин Д.Морено) и креативности в разнообразных досуговых ситуациях, так или иначе востребованных социумом.

Социально-ориентированное целевое поведение свойственно общностям, испытывающим потребность в групповой солидарности и в обретении устойчивой социально-экологической ниши посредством вхождения в социальные группы, формирующих у членов этих групп общие социальные позиции, ориентации, образ и стиль жизни. В условиях усилившейся социальной дифференциации нашего общества существенно усиливается значение гражданской активности социально-целевых групп, чаще всего складывающихся на основе объективных общих социальных признаков: демографических, национальных, по уровню материального благополучия, религиозных, социальному статусу и т.д. Соответственно востребована этими группами помощь государства по предоставлению условий для формирования субкультур данных социальных групп, удовлетворения их культурных запросов как механизма самоидентификации таких групп и вовлеченности в созидательную гражданскую деятельность.

Социально ориентированное поисковое поведение как особый тип социальной активности является в известной мере показателем гражданской зрелости общества. Особая ценность этого типа поведения заключается в наличии у него возможностей формировать навыки самоорганизации населения в решении значимых для него социальных проблем без посторонней помощи извне, без жесткой регламентации и запрограммированности социальной активности. Соответственно в системе организации культурно-досуговой деятельности актуально внедрение технологий культурной деятельности, способствующих переводу спонтанной социальной активности населения в конструктивное русло. Наиболее ощутимо эти технологии представлены в режиссуре массовых митингов, театрализованных шествий, празднеств и т.д. Актуальна задача дальнейшей разработки таких технологий именно для ситуативных массовидных проявлений социальной активности, зафиксированных в социальной психологии в виде больших социально-психологических общностей людей (масса, толпа, аудитория и т.д.).

Культурно-ориентированное целевое поведение. Несмотря на то, что общности с доминированием этого поведения являются наиболее распространенными в системе организации культурно-досуговой деятельности, они не являются объектом целенаправленной государственной социальной и культурной политики. Наиболее наглядно этот факт проявляется в отношении государственных структур, органов, учреждений к коллективам самодеятельного творчества, наиболее полно воплощающих в себе интерес людей к общественно значимой организованной культурной деятельности в качестве ее творцов. Наибольший интерес у государственных органов и учреждений культуры чаще всего вызывают те самодеятельные коллективы, которые по сути дублируют деятельность профессиональных творцов и исполнителей, но не коллективы, решающие в первую очередь жизнестроительные и социальные задачи (например, решение социальных проблем общества: наркомании, алкоголизма, преступности, низкой культуры досуга и т.д. средствами самодеятельного творчества). Этот перекос существенно снижает социальный потенциал культуротворческих самодеятельных коллективов, отводя последним в лучшем случае роль «групп поддержки» в официозных праздничных и концертных мероприятиях, но не движения самого населения, реализующего свое право на творческую культурную деятельность, доступную любому члену общества.

Культурно-ориентированное поисковое поведение - это поведение, расширяющее так или иначе культурный кругозор, сферу интересов людей. В условиях усложнившейся информационной среды востребовано получение и освоение населением культурной информации обобщенного характера, способствующей формированию целостной картины мира, навыков ориентирования в разнонаправленном информационном потоке. В контексте социальной активности досуговой общности, проявляющие это поведение, реализуют в конечном счете свое право на разнообразное знание и информацию без каких-либо искусственных ограничений со стороны административных и государственных структур. Включение этих общностей в систему культурно-досугового обслуживания так или иначе способствует повышению общей культурной компетентности общества и повышению уровня его гражданской культуры.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.