Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проектная экономическая модель культурно-досуговой деятельности.





Активизации проектных разработок в культурно-досуговой деятельности с участием самого населения может способствовать наметившийся культурный плюрализм ее ориентиров, задач и ценностей. Отсутствие однозначного государственного идеологического заказа и соответствующего жесткого контроля за деятельностью культурно-досуговых учреждений обеспечили рост культурно-досуговой активности самых различных групп населения, появление различных экспериментальных коллективов, студий, групп, формирующих собственные общности любителей, знатоков, экспертов культурной деятельности. Появляется реальная возможность формирования устойчивых субкультур социальных групп, составляющих пространство досуговой культуры общества. Вместо «вертикальной» административно-командной структуры управления начинает практиковаться «горизонтальная», именуемая нами как «сегментная». Основу последней составляет обеспечение диалога различных досуговых культур, в совокупности составляющих одно целостное культурно-досуговое пространство при сохранении разнообразия его сегментов. Таким образом, досуговая культура общества начинает развиваться на собственной основе в зависимости от представленности в ней самоценных культурно-досуговых инициатив, отражающих все разнообразие внегосударственной гражданской жизни с соответствующими кодами и информационно-символическими средствами самовыражения.

Проектная модель культурно-досуговой деятельности способствует также переходу субъектов культурно-досуговой деятельности от формально-сетевого к функционально-морфологическому планированию и организации культурно-досуговых процессов. В библиотечном деле это не просто управление библиотечной сетью, а формирование читательской культуры населения, в театральном деле – театральной культуры, в музейном – музейной и т.д.

В целом необходимо констатировать, что в отечественной культурно-досуговой деятельности еще только складываются предпосылки для реализации проектной методологии как основного средства демократизации этой деятельности. Охотное употребление слова «проект» по различному поводу еще не означает наличие реального проектирования. Причина - дефицит разработанных долгосрочных стратегий культурно-досуговой деятельности, расширяющей возможности самого населения в освоении и создании культурных ценностей.

Концептуальной же основой проникновения проектирования в культурно-досуговую деятельность является так называемая доктрина социального участия. Ведущими отечественными специалистами в области прогнозного социального проектирования указывается, что «на Западе концепция участия (имелось в виду участие общественности – publik participation) получила развитие в 60-е годы ХХ в. в связи с порочной, как считали многие, практикой планирования городского развития, когда интересы потребителя не учитывались, а архитектурно-градостроительные проекты создавались исходя из утопического представления о рациональном городе, обитатели которого не живут естественной жизнью, а «реализуют четко разведенные функции». Речь, таким образом, шла о праве населения участвовать в формировании городской среды на основе реализации принципа двухстороннего информирования: специалистами - горожан о разрабатываемых ими проектах, а горожанами – специалистов об условиях их жизни и запросах. Это означало также переход от функционального подхода к развитию территории, к так называемому средовому (environmental) подходу» (14, с.13-14).
В контексте «доктрины социального участия» выделяются следующие основные этапы социально-культурного проектирования:

1) Поисково-прогнозная деятельность; 2)Нормативно-прогнозная деятельность; 3) Прогнозная социально-проектная деятельность;

4) Программно-планировочная деятельность; 5) Исполнительская деятельность; 6) Контрольно-коррекционная деятельность.

При этом отмечается, что «важнейшим и наиболее сложным этапом проработки проблемно-ориентированного социального проекта является его первый поисково-прогнозный этап, конечным продуктом которого должна явиться «сетевая» модель проблемного поля управляемого объекта, или «дерево» взаимосвязанных социальных проблем, с выделением проблем первостепенного и второстепенного характера» (14, с.44-45).

На наш взгляд, внедрение проектной идеологии в каждую из вышеперечисленных экономических моделей культурно-досуговой деятельности позволит свести к минимуму возможные негативные последствия от реализации этих моделей, а также увязать их в русле единой стратегии развития культурно-досуговой деятельности по вышеприведенной схеме. За счет чего возможна эта увязка в рамках проектного подхода? Прежде всего за счет выстраивания коммуникативного пространства процесса проектирования вокруг следующих его участников: 1) ученые; 2) специалисты-практики; 3) обыватели (термин Т.Дридзе); 4) инвесторы; 5) должностные лица. Участвуя в разработке и реализации различных социально-культурных проектов, эти субъекты культурно-досуговой деятельности в своей совокупности составляют структуры независимых экспертов, предлагающие и отфильтровывающие конкретные варианты различных экономических моделей культурно-досуговой деятельности.

Мы рассмотрели потенциальные возможности реализации проектной модели культурной политики, ориентированной в конечном счете на использование культурного потенциала и досуговых запросов самого населения в развитии отечественной культуры досуга. В данном случае могут проектироваться и поддерживаться государством те направления культурно-досуговой деятельности, которые способствуют решению проблем совершенствования образа жизни и повышения качества жизни населения.

Реализация этой возможности предполагает изменение всей системы финансирования культурно-досуговой деятельности на основе проектной идеологии по предложенной выше схеме взаимодействия основных моделей

(цивилизационной, мифологической, социально-ориентированной) в рамках общенациональных и региональных проектов экономического обеспечения культурно-досуговой деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1.Что является позитивным в зарубежном опыте развитых стран в области экономики досуговой деятельности?

2.Какова национальная специфика экономической поддержки культурно-досуговой деятельности в России?

3.Что означает «социально-ориентированная» экономическая модель культурно-досуговой деятельности?

4.Каковы перспективы проектного подхода в экономике отечественного досуга?

Литература:

1.Арнольдов А.И. Грядущая цивилизация: духовнонравственное и социальное здоровье человека// Ориентиры культурной политики. Вып.6. – М.: МК РФ ГИВЦ, 2001. – с.6 -19.

2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли /Общ.ред. и предисл. П.С.Гуревича. – М.: Изд.группа «Прогресс».- «Политика», 1992. – 608 с.

3.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 223 с.

4.Бердяев Н.О культуре / Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994, т.1.

5.Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию// Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. – М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1995. – С.5 – 20.

6.Воеводина Л.Н. Мифология и культура. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований. 2002. – 384 с.

7.Достоевский Ф. Записки из подполья. - М.: Наука, 1989.

8.Зиновьев А. На пути к сверхобществу. – СПб.: Изд.дом «Нева», 2004. – 608 с.

9.Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: изд.дом ГУ ВШЭ, 2004. – 427 с.

10.Кондаков И.В. Национально-русский менталитет как фокус взаимодействия природного и культурного наследия//Ориентиры культурной политики Вып.11. – М.: МК РФ ГИВЦ, 1997. – С.49-64.

11.Орлова Э.А. Внутриорганизационная культурная среда//Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып.3. – М.: Информкультура РГБ, 1999. – 60 с.

12.Орлова Э.А. Теоретические основания построения критериев социальной эффективности программ (проектов) социокультурного развития //Ориентиры культурной политики. Вып.2. – М.: МК РФ ГИВЦ, 1998. – С.9 – 39.

13.Панарин А.С. Политология. – М.: «Проспект», 1998. – 408 с.

14.Прогнозное социальное проектирование/Отв. ред. Дридзе Т.М. – М.: Наука, 1994. – 304 с.

15.Розин В.М. Теория культуры. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – 416 с.

16.Селезнева Е.Н. Культурное наследие России в политических дискурсах 1990-х годов. Автореф. на соиск. учен. степ. доктора философских наук. – М.: ГАСК, 2004. – 23 с.

17.Социология.Основы общей теории. Отв. ред. Осипов Г.В. – Норма, 2003. – 912 с.

18.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – Спб.: изд-во «Лань», 2001. – 384 с.

19.Феномен Зиновьева. Сост Гусейнов А.А., Зиновьева О.М., Кантор К.М. – М.: изд-во «Современные тетради», 2002. – 400 с.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.