Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема1. «Финансы и финансовая система страны»





Финансовая система РФ ее сферы и звенья.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, форм и методов образования и использования денежных фондов.

Или финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

Звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, складывающихся на макро- или микроуровне.

В составе этих отношений можно выделить следующие группы:

· Между государством и хозяйствующими субъектами. Отношения имеют двухсторонний характер. С одной стороны – эти отношения связаны с уплатой налогов, обязательных взносов, с другой стороны – эти отношения вызваны бюджетным финансированием, государственной поддержкой

· Между отдельными хозяйствующими субъектами. Эти отношения вызваны либо совместной деятельностью и распределением между участниками полученных доходов от этой деятельности, либо оказанием материальной помощи, на возвратной или безвозвратной основе, либо уплатой штрафов, пеней и неустоек при невыполнении хозяйственных договоров.

· Между хозяйствующими субъектами и коммерческими банками. Эти отношения связаны с рассчетно- кассовым обслуживанием, получением и погашением кредитов и уплатой процентов по ним.

· Между хозяйствующими субъектами и его работниками. Эти отношения связаны, прежде всего, с выплатой заработной платы, премий, оказанием материальной помощи. А также с уплатой штрафов за нарушение трудовой дисциплины и взыскание ущерба за допущенный брак. и др.

Методы формирования денежных фондов могут быть: обязательные и добровольные. Формы мобилизации финансовых ресурсов и их использование зависят от финансовой политики государства. Так к формам мобилизации относят налоги, сборы, пошлины и т.п., к формам использования - выплаты пенсий, пособий, дотаций и т.п.



Рис.2. Финансовая система Российской Федерации

В зависимости от методов формирования доходной части экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на две сферы:

· сферу централизованных финансов (публичные финансы);

· сферу децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Состав и классификация финансовой системы РФ по сферам, подсистемам и звеньям представлена на рис. 2.

(Каждая сфера финансовых отношений в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Так сфера централизованных финансов, представленная государственными и муниципальными финансами, включают бюджетную систему (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные фонды) и государственный и муниципальный кредит. А в сфере децентрализованных финансов, финансы организаций включают финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы финансовых посредников.)

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы (и прежде всего коммерческие организации), поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.

 

Тема 3.Упраление финансами и контроль

Тема 5. Финансы некоммерческих организаций

Содержание финансов некоммерческих организаций

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

· с органами государственной власти различных уровней по поводу получения бюджетных средств и их использования;

· с другими организациями, физическими лицами по поводу формирования внебюджетных доходов (взносов учредителей (кроме бюджетных учреждений), паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гарантии, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

· с органами власти разных уровней по поводу уплаты налогов страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательной пенсионное и социальное страхование;

· со своими работниками (по выплате заработной платы, премий, материальной помощи и др.).

Таким образом, финансы некоммерческих организаций – это совокупность отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей ее деятельности, предусмотренной в уставе.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах:

· потребительских кооперативов;

· общественных или религиозных организаций (объединений);

· финансируемых собственником учреждений (бюджетных учреждений);

· объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);

· некоммерческих партнерств;

· автономных некоммерческих организаций

· других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 07 2010г.).

В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций создано в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ.

Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций с бюджетом разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации:

1. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником предусмотрены двухсторонние отношения в части:

· финансирования из бюджетов разных уровней;

· уплаты налогов в бюджетную систему.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих средства из бюджета, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств:

· для бюджетных учреждений – это ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст.69 Бюджетного кодекса РФ);

· для других некоммерческих организаций (общественных, религиозных, фондов) бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения иных федеральных целевых программ в форме субсидий.

Материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использование зависит от вида оказываемых услуг и характера их предоставления (платно или бесплатно).

Одна часть общественных потребностей может удовлетворяться только в коллективной форме (оборона, национальная безопасность, государственное управление, защита экологии, санитарно-эпидемиологические мероприятия и др.). Эти потребности касаются всех членов общества, соответственно, эти бюджетные учреждения финансируются полностью из бюджета.

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеют индивидуальную форму удовлетворения. Источниками их финансирования могут быть как бюджетные средства так и средства организаций и населения.

Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др.(Так, в странах Евросоюза он выше, в США и Японии – ниже. Например, в большинстве стран Евросоюза государство практически полностью финансирует среднее образование и большую часть финансирует высшее образование. В ряде стран (Великобритания, Дания) из бюджета полностью финансируется медицинское обслуживание. В Германии, Бельгии, Нидерландах здравоохранение и образование финансируется на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее, среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения и др.

Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним отн6осятся услуги театрально-зрелищных мероприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариусы, адвокаты и др. Источником удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.

Содержание финансов общественных организаций и объединений

Общественные организации и объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или социальной группе общих интересов и увлечений (профсоюзы, спортивные общества). В качестве специфической организационной формы общественных объединений можно выделить специальные целевые фонды (Фонд культуры, Благотворительные фонды).

Финансы общественных объединений включают следующие отношения:

· между общественными объединениями и их членами по поводу уплаты вступительных и членских взносов;

· между общественными объединениями и предприятиями и учреждениями в случае добровольных пожертвований;

· внутри общественного объединения по формированию и использованию фонда;

· между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями.

На организацию финансов общественных объединений оказывает влияние два основных фактора:

1. общественные организации являются добровольными самодеятельными организациями граждан, и поэтому основным источником их финансирования выступают добровольные взносы и пожертвования;

2. общественные организации и объединения обладают определенной собственностью (в виде зданий, сооружений, предприятий), но она не может выступать источником доходов отдельных членов. Все доходы идут на общее обслуживание и удовлетворение уставных потребностей в целом. Организация финансов частично регламентируется государством, но в основном она определяется уставом общественных организаций, где оговариваются их цели, задачи, принципы формирования материально-финансовой базы. В хозяйственной деятельности сочетаются коммерческий расчет и сметное финансирование. Эта особенность находит отражение и в их финансовых планах.

Доходная часть может содержать:

· добровольные взносы (вступительные и текущие);

· пожертвования юридических и физических лиц;

· доходы от оказания платных услуг (ведение спортивных секций, курсы кройки и шитья);

· бюджетные ассигнования, кроме политических партий;

· прочие.

Расходная часть определяется характером деятельности тех или иных общественных организаций и объединений. По уставной деятельности общественные организации не имеют финансовых обязательств перед государством, за исключением тех, какие находятся на балансе коммерческих организаций.

Сбалансированность бюджета

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета. Наоборот, превышение расходов над доходами дефицитом бюджета. Обычно дефицит считается более сложным явлением. Как временный бюджетный дефицит рассматривается, если имеется перспектива его преодоления, и он составляет не более 3% от ВВП. Если бюджетный дефицит составляет 10% от суммы доходов, то это допустимый бюджетный дефицит, а если свыше 20% от доходов – критический.

Основными причинами бюджетного дефицита отдельных стран экономисты объединяют в три группы:

1) Дефицит вызван необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Это государственное регулирование экономических процессов согласно теории Кейнса.

2) Дефицит вызван чрезвычайными обстоятельствами(войны, крупные стихийные бедствия и т.п.

3) Дефицит вызван кризисными явлениями в экономике. Наиболее сложная ситуация в стане когда правительство не способно держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники финансирования бюджетного дефицита в РФ:

1. Государственные займы (внутренние и внешние).

2. Кредиты от кредитных организаций (банков).

3. Денежная эмиссия (законодательно запрещена в РФ). Используется в крайних мерах, является непопулярной, так как приводит к инфляции.

4. С 2003 года в РФ создается стабилизационный фонд, который является часть средств федерального бюджета, образуется за счет разницы в ценах на нефть. С 2008 года делится на резервный фонд и фонд национального благосостояния. Используется в целях сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели.

Функции кредита

Среди основополагающих функций кредита выделяют две:

1. Перераспределительную функцию;

Функции коммерческого банка

1)аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты;

2) их размещение;

3) расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Правовой статус банка как самостоятельного юридического ли­ца обеспечивает ему автономность и независимость в оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих, государ­ственных и местных органов власти. В целях координации деятель­ности, защиты и представления интересов своих членов, развития связей, удовлетворения научных, информационных и профессио­нальных интересов банки могут создавать союзы и ассоциации кре­дитных организаций, которым запрещается осуществление банков­ских операций в целях получения прибыли. Примерами таких объединений могут служить Ассоциация российских банков и Ассо­циация региональных банков. Для решения совместных задач (со­вместного осуществления банковских операций) банки могут созда­вать группы кредитных организаций, так называемые банковские консорциумы, например, при выдаче синдицированного кредита либо для размещения ценных бумаг.

Банк международных расчетов

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, создан в 1930 г., находится в Базеле). По существу, это банк центральных банков (в него входят более 50 стран, в том числе Россия  с 1996 г.). С 2002 года только центральные банки имеют право владеть акциями. В связи с этим были выкуплены акции частных акционеров (72,6 тыс.), которым принадлежали почти 14% капитала, но они не имели права голоса.

БМР осуществляет обычные банковские операции с центральными банками: депозитные, кредитные, расчетные.

БMP содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики. Важной сферой этого сотрудничества является координация мер по надзору за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью.

Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах, в частности по валютному клирингу.

БМР организует при необходимости коллективную валютную интервенцию центральных банков в целях поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. БМР является также ведущим информационно-исследовательским центром.

В ответ на критику в адрес БМР, в котором преобладало влияние Западной Европы, этот банк с 1996 года стал принимать новых членов. В их числе центральные банки стран Азии (Таиланда, Малайзии), Аргентины, Европейский центральный банк. Вступление России (1996 г.) в БМР расширило возможности участия Банка России в работе комитетов и комиссией БМР, где осуществляется консультирование по актуальным вопросам деятельности центральных банков.

 

 

Тема1. «Финансы и финансовая система страны»

1. Экономическая сущность финансов.

По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения.

Одни считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение.

Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж».В

В России этот термин появился в 17 веке. Изначально понятие финансы рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов государства. Позднее эта экономическая категория получила название публичные финансы.

Финансы не могут существовать без денег, но и отождествлять с деньгами их нельзя. Деньги – это всеобщий эквивалент, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода и орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств

Необходимость в финансах вызвана потребностью в средствах государства и хозяйствующих субъектов.

Причины появления финансов можно считать:

1) развитие товарно-денежных отношений;

2) расслоение общества на классы, появление государства и отделение главы государства от государственной казны;

3) появление налогов в денежной форме;

4) движение капиталов, активов и связанных с ними денежных потоков.

Специфическими признаками финансов, отличающими их от других экономических категорий, являются:

· распределительный характер денежных отношений, связанный с реальным движением денежных средств;

· материальными носителями финансовых отношений являются деньги, выполняющие в данный момент функцию средства платежа (погашения обязательства) и имеющие одностороннее , безэквивалентное движение;

· движение денежных средств сопровождается созданием различных денежных фондов целевого назначения (централизованных и децентрализованных);

· денежные отношения регламентируются государством.

Финансы не могут существовать без денег, но и отождествлять с деньгами их нельзя. Деньги – это всеобщий эквивалент, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода и орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы – это совокупность экономических отношений, связанных с денежным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), результатом которых является образование и использование денежных фондов целевого назначения.

  1. Функции финансов.

Сущность финансов раскрывается в его функциях. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как экономической категории. Наиболее полно сущность финансов проявляется в его основные функциях:

1. распределительной;

2. контрольной.

Объектом действия распределительнойфункции финансов выступает ВВП в денежной форме. Именно с этой функцией осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости. Схема действия распределительной функции показана на рисунке 1.

ВВП = С + V + m  
       
С     V     m
         
    m1   m2   m3
                       

 

Рис.1.Действие распределительной функции финансов, где

c – материально-денежные затраты(фонд возмещения оборотных и основных средств (в виде амортизации);

v – оплата труда (фонд заработной платы) работников материальной сферы),

m – чистый доход;

m1 - доход, идущий государству;

m2 - доход, остающийся в распоряжении предприятия,

m3 - доход идущий собственникам (дивиденды).

Данная схема отражает первичное распределении ВВП и НП. Вторичное распределение и перераспределение осуществляется через использование государственных фондов.

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Благодаря контрольной функции финансов, ее сигналам, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение предприятий, экономно и эффективно ли они используются. Объектом контроля выступает в целом процесс распределения ВВП, а также процесс использования образованных денежных фондов. Субъекты контроля – это определенные органы, осуществляющие контроль.

Кроме этого в литературе экономисты выделяют и другие функции: регулирующую, воспроизводственную, финансово-образующую, стабилизационную и др. Вопрос о функциях финансов до сих пор остается дискуссионным.

3. Финансовые ресурсы, их состав, источники формирования.

Распределение и перераспределение ВВП с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Их отличительные признаки:

1. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений и существуют только в денежной форме. То есть это реальные денежные средства, в результате движения которых происходит распределение и перераспределение стоимости.

2. Это только та часть денежных средств, которая находится в чей-то собственности или распоряжении: субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. К финансовым ресурсам относятся лишь те средства, которые используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворения других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимают денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используются или на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Вид финансовых ресурсов это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль предприятия, налоговые поступления, страховые платежи и т.п.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, т.е. это денежный запас, аккумулируемый в централизованных и децентрализованных денежных фондах, выступающие источником тех или иных общественных потребностей. В состав финансовых ресурсов, получаемых в ходе распределения, относят:

1. амортизацию, если в данный момент она идет на накопление;

2. от фонда оплаты труда к финансовым ресурсам относится только та часть, которая не идет на потребление, а вносится в бюджет через налоги;

3. чистый доход общества почти полностью включается в финансовые ресурсы, за исключением той части, которая идет на потребление собственникам в виде дивидендов.

С точки зрения централизации финансовые ресурсы делят на централизованные и децентрализованные.

Централизованные финансовые ресурсы аккумулируются государством в бюджете и внебюджетных фондах. Их источниками являются обязательные поступления, т.е. налоги, неналоговые платежи уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Децентрализованные финансовые ресурсы, остающиеся в ведении предприятия, аккумулируются в различных фондах специального назначения. Их источником выступает прибыль предприятия, амортизация, идущие на накопления и прочие доходы.

При недостатке средств у государства или предприятия источником финансовых ресурсов могут быть займы в любой форме (кредит, выпуск ценных бумаг).









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.