|
Дарование Синайского законодательстваВ первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Исаака и Иакова, Который избрал его с этой горы для спасения израильского народа. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить завет с израильским народом: «Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым...» (Исх. 19.3-6). Моисей, спустившись, пересказал народу все слова Господни, «И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исх. 19.8). После того, как Моисей передал Богу решение Израиля, Господь сказал Моисею: «вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх. 19.9). И на третий день Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом и повелел им стать у подножия горы. Над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. И народ с великим трепетом слушал, как Господь говорит с Моисеем. И сказал Бог с горы Синай заповеди Свои народу израильскому (Исх. 20.2-17):
В первых четырех заповедях устанавливаются обязанности человека по отношение к Богу. В первой заповеди ГосподьСам открывался народу, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он - не изобретение человеческого воображения, но живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. И Израиль не должен никого иного, кроме Бога своего, почитать за божество. Во второй заповеди говорится о том, что, будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле. И поэтому, в противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом. Ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии. Третья заповедь заключается в том, что имя Бога так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и просто в разговоре. Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пример соблюдения дня субботнего Господь ставит Самого Себя, когда Он после шести дней творения «почил в день седьмый от всех дел Своих» (Быт. 2.2) В остальных шести заповедях определяются обязанности человека по отношению к его ближним. В пятой заповеди отчеловека требуется почтение к его родителям, как основа семейной и, в целом, общественной жизни. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию. Седьмая заповедь, в противоположность нравам древнего мира, который утопал в страстях и похотях, требует от человека бережного отношения к брачному союзу, как божественному установлению, и не допускает прелюбодеяния. В восьмой заповеди запрещается воровство. Девятая заповедь запрещала вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было. Десятой заповедью закон Божий осуждает не внешние дела, но злые помыслы человека, заповедав ему не только не делать, но даже и не желать ничего такого, что может навредить его ближнему. Эти десять заповедей (Десятисловие или Декалог), провозглашенные Самим Богом, заложили основу истинной нравственности и человеческого достоинства в мире и стали достоянием не только Израиля, но и всего человечества на все времена. Как ни прекрасны были слова Господа, народ израильский был слаб, испугался и не смог до конца вынести особого присутствия Божия. Евреи попросили Моисея быть посредником между ними и Богом: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20.19). Тогда Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще другие законы, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни (Исх. 21.1-23.19). Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей (Исх.24.4-8). Таким образом, Завет между Богом и израильским народом был скреплен жертвенной кровью. И этот Завет стал прообразом того нового Завета между Богом и всем человечеством, который был скреплен Пречистой Кровью Самого Господа Иисуса Христа. Предположительно, в честь события дарования Закона установлен праздник еврейской Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта, хотя в Библии об этом конкретно не говорится. После жертвоприношения, поручив Аарону управление народом, Моисей с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма – скинии (Исх. 25.8-27.21). На сороковой же день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей Завета. Золотой телец Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Только недавно Господь спас Израиль от египтян, напитал их в пустыни и показал другие великие чудеса, а люди уже забыли Его и хотят другого бога. Только что была дана народу Израильскому заповедь не поклонятся богам рукотворным, а евреи уже требуют сделать себе идола. Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9-10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор и поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали. И уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек. На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32). «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1-3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих (ср. Исх. 33.17). Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь там новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало. Скиния После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т.е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2). Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора (см. рис.). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис.), который представлял пустой собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной. В Святилище находились три священных предмета (см. рис.). В центре Святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей. На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.
Рис.1.1. Общий вид скинии (слева) и находящиеся в ней священные предметы (справа)
Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т.е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту - 10 локтей (5,2 м). Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх.28.1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т.е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх.28.1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12-15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Чис. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т.д.Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Чис. 3.6-8). Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|