|
Теория и методика воспитанияСтр 1 из 5Следующая ⇒ Теория и методика воспитания
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ Тема1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре Образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Содержание воспитания в современной школе.
Сущность процесса воспитания. Цель и задачи гуманистического воспитания. Содержание воспитательного процесса. Этапы воспитательного процесса. Основные направления воспитания. Общие закономерности воспитательного процесса. Принципы воспитания. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике. Концепции воспитания школьников (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, В.П. Созонов, И.А. Колесникова, О.С. Газман, Г.Н. Прозументова, З.А. Малькова и др.) Программы воспитания как основа отбора его содержания. Специфика содержания воспитания в учебной, внеучебной деятельности учащихся и учреждениях дополнительного образования Воспитание в педагогике рассматривают в двух аспектах: Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. И. П. Подласый воспитание определяет как процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности. В. И. Смирнов воспитание рассматривает как целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин под воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание включает три существенных признака: - целенаправленности социально-культурного ориентира, идеала; - соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества; - наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов указывают на то, что воспитание – процесс целенаправленной и сознательной, контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание),которое выступает своеобразным механизмом управления процессом социализации. Л. И. Маленкова отмечает, что воспитание – творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: - прямая связь (от воспитателя к воспитаннику); - обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Факторы воспитания: - целенаправленная воспитательная деятельность в семье; - учреждения общественного воспитания: дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; - учреждения культуры, здравоохранения, правозащиты; - детские (юношеские) общественные организации и объединения. Цели воспитания: - формирование знаний и способов учебно-познавательной деятельности; - формирование мотивации и опыта деятельности; - формирование культуры и опыта общения; - формирование субъективно-личностных рациональных и эмоциональных отношений. Одной из характеристик воспитания является целенаправленность (проектирование результата). В мировой практике общепринятой целью является идеал личности. В. И. Смирнов цель воспитания видит в глобальном выражении – идеал совершенного с точки зрения данного общества человека, на реализацию которого направлено воспитание, в локальном плане – предвосхищаемый результат воспитательной деятельности. Целью гуманистического воспитания является всестороннее (разностороннее) гармоническое развитие личности, ее самоактуализация. Всестороннее (разностороннее) развитие предполагает включение воспитанника в разнообразные виды деятельности: общественно-полезную, трудовую, интелектуально-познавательную, ценностно-ориентированную, художественную, игровую, спортивную, деятельность свободного общения. Гармоническое развитие Л. И. Маленкова рассматривает через гармоническое сочетание в педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирования здорового образа жизни («интеллект + тело + душа»); гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер формирующегося отношения к миру – сознания, эмоций, поведения; гармонию всех воспитательных воздействий на личность; гармонию свободы и ответственности личности, уважения и требовательности. А. Маслоу самоактуализацию личности трактует как непрерывное стремление к полному выявлению личных возможностей. Самоактуализующейся личности свойственно дружелюбие, независимость, отстаивание своей точки зрения, принципов. Л. И. Маленкова в формулировку цели воспитания предлагает добавить – в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. Цель воспитания – разностороннее гармоническое развитие личности, ее самоактуализация в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. Объективные внешние противоречия - Противоречия, порожденные политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами, происходящими в мире, стране. - Противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и потребностями молодежи. - Противоречия отцов и детей. - Противоречия между возрастающими требованиями к образованию. Субъективные противоречия - Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию. - Противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять обобщенные знания и умения. - Противоречие между ростом знаний и ограниченностью педагогов и образовательных учреждений в их передачи. Трудовое воспитание Задачи трудового воспитания - развитие и подготовка ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Трудовое воспитание – есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия. Трудовое воспитание направлено на осуществление качественного профессионального образования и профессиональной ориентации. Показатели трудовой воспитанности: - потребность в труде; - интерес к труду; - трудовая активность; готовность к выбору профессии.
4. Эстетическое воспитание Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности (способность к эмоциональному восприятию прекрасного). Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Задачи эстетического воспитания: - формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов; - выработка художественно-эстетических умений, творческих потребностей; - формулирование гуманизма, доброты и т.д. Показатели эстетической воспитанности: - наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей; - наличие занятий искусством. Физическое воспитание Физическое воспитание – есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленный на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Задачи физического воспитания: - развитие основных двигательных умений и навыков; - обеспечение правильного физического развития «укрепление» здоровья, закаливание; - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; - формирование взглядов и нравственных качеств; - формирование знаний в области здоровья гигиены; - воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Показатели физической воспитанности: - двигательные умения и физическое развитие в целом; - систематические занятия упражнениями, спортом; - соблюдение норм личной гигиены.
Гражданское воспитание Гражданское воспитание предполагает у человека ответственного отношения к семье, к своему народу и Отечеству. Задачи гражданского воспитания: - выполнение гражданских обязанностей (чувство долга перед обществом, страной, родителями); - уважение к Конституции и органам государственной власти, символам государственности (гербу, флагу, гимну); - бережное отношение к национальным богатствам страны, культуре, языку, традициям; - соблюдение демократических принципов; - уважение прав и свобод других людей и т.д. 7. Экономическое воспитание Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Задачи экономического воспитания: - формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости); - накопление знаний в области экономической рентабельности, налогового обложения. 8. Экологическое воспитание Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Задача экологического воспитания: ориентация человека на бережливое отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне. 9. Правовое воспитание Правовое воспитание предполагает знание прав и обязанностей, ответственности за их несоблюдение. Задачи правового воспитания: - уважительно относиться к законам и Конституции, правам человека; - воспитание в условиях конкретных социальных институтов; 10. Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание предполагает формирование знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры и формирование культуры межнационального общения (изучение иностранных языков, раскрывающих культуру стран, традиций и обычаев народов. 11. Семейное воспитание Семейное воспитания – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Задачи семьи: - создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание детей и отношение к старшим; - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “Я”. Принципы семейного воспитания: - гуманность и милосердие - вовлечение детей в жизнидеятельность семьи; - открытость и доверительность в семье; - последовательность в требованиях; - оказание помощи ребёнку. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание. Во многих семьях большое значение придаётся религиозному воспитанию. Целью семейного воспитания является формирование качеств личности, развитие интеллекта и творческих способностей, опыта трудовой деятельности и культуры. Методы семейного воспитания: - личный пример; - доверие; - любовь; - сопереживание; - контроль; - поручение; - традиции; - похвала; - обсуждение и т.п. Принципы воспитания Понятие «принципы» из области философии. В педагогике оно стало обозначать широкий круг явлений, в результате возникло множество определений. Принципы – логическое начало какой-либо системы деятельности; Педагогические принципы – это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. практическое, прикладное значение. Содержание процесса воспитания Под содержанием процесса воспитания ученые понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения. Б.З Вульфов, В.Д. Иванов отмечают, что у содержания воспитания есть специфика: предметом его является создание условий для духовного развития личности. Содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, от этапа развития общества. В настоящее время возрос интерес к воспитанию как специально организованному процессу развития личности. Появился выбор основных идей отбора содержания концепций воспитания, создания авторских школ.
Виды воспитательных систем В современном мире существует различные авторские воспитательные системы, предполагающие инновационную деятельность педагогов по созданию оригинальных педагогических моделей. 1. Воспитательная система вальдорфских школ. Основатель этих школ – Рудольф Штейнер. Главный принцип – принцип свободы. Вальдорфские школы признаны развивать одновременно тело, интеллект, нравственность (тело, дух, душа). Учителям предоставляется самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образованного процесса. Оценки в таких школах не существуют, только советы, пожелания. Главное в образовании - развитие способности чувствовать, творчески созидать, знание природы. В школах вольдорфские учителя опираются на знание индивидуальных особенностей детей, их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию воспитанниками своего 'я'. 2. Воспитательная система общей заботы. В основе воспитательной системы И.П.Иванова лежат следующие принципы: - социально полезная направленность; - сотрудничество взрослых и детей; - творчество. Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Этапы организации коллективной творческой деятельности (КТД): 1. предварительная работа; 2. коллективное планирование; 3. подготовка; 4. проведение; 5. подведение итогов. 3. Гуманистическая воспитательная система школы. Основатель системы В.А. Караковский. Воспитательная система ориентирована на личность школьника, его интересы, способности. В гуманистической воспитательной системе используется коммунарская методика (методика коллективной творческой деятельности «КТД»). Главным в системе является коммунарский сбор; который проводится во время весенних каникул. Сбор – это действующая модель идеальных отношений между педагогами и школьниками. Характерной чертой воспитательной системы являются ранличные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности. Ядром воспитательной системы являются сборы и общешкольные дела. Модель В.А. Караковского основана на педагогической концепции «Мы - школа». 4. Воспитательная система школы диалога культур. Основатель воспитательной системы С. Курганов. Основным результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности (ценности, нормы, способы мышления, творчество). 5. Воспитательная система «школа - театр». Ведущая идея коллектива средней школы № 6 Киреева Тульской области – создание школы – театра как территории добра, творчества, любви, самовыражения личности. 6. Воспитательная система «школы - комплекса». Основной целью школы является разносторонне развитие личности, гуманизация межличностных отношений, совершенствование окружающей среды. В школе в расписании не более четырех уроков. Остальные занятия проходят во второй половине дня. Используется двух звеньевая система уроков – блоков с целью сокращения объема домашней подготовки. В школе личностно – ориентированное обучение, творческие классы, клубы, научные общества. 7. Воспитательная система лечебно – профилактического санатория «Прометей» (социально – педагогическая реабилитация). Задачи воспитательной системы: 1. адаптация детей к новым условиям; 2. развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей; 3. создание условий для продолжения образования. Одной из форм работы с детьми являются игровые программы. Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы с целью совершенствования личности. Педагогическое взаимодействие в воспитании Взаимодействие – одна из форм развития, изменения явлений в обществе. Оно отображает процессы окружающей действительности. Взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. Основными характеристиками взаимодействия, как отмечает М.И.Рожков, являются: - взаимопознание (объективность знания личностных особенностей, сторон, интересов, увлечений); - взаимопонимание понимание общей цели взаимодействия, общности, единства задач, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения, адекватность оценок и самооценок0; - взаимоотношение (проявление такта, внимание к мнению, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие, стремление к общению); - взаимные действия (активность участия в совместной деятельности, согласованность, помощь); - взаимовлияние (способность приходить к согласию в спорных вопросах, учет мнения при организации работы, восприятие другого в качестве примера для подражания.) Прямое воздействие – это воздействие, направленное друг на друга. Косвенное воздействие – это воздействие, направленное на микросреду. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит от взаимодействия взрослых. Функции взаимодействия школы и семьи - информационная; - воспитательно-развивающая; - формирующая; - контролирующая; - бытовая. Задачи взаимодействия 1. формирование педагогической позиции родителей; 2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; 3. участие родителей в воспитании детей.
Содержание деятельности классного руководителя Воспитатель (классный руководитель): 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. - Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать. - Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам). - Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным). - В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению. - Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива) - Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений. - Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи. - Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо - идти на компромисс. - Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства. - Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности: - Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей. - Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами. - Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя-предметника. - Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д. - Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д. - Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения. - Ответственность за успеваемость в классе несет учитель-предметник, а не классный руководитель. 4. В сельской школе организует сельскохозяйственные работы, связанные с выполнением учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки педагога решаются администрацией школы индивидуально в форме трудового договора). 5. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе. 6. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей. 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников. 8. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний. 9. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации. Теория и методика воспитания
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|