Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система форм и методов воспитания





Воспитательные системы.

Типология воспитательных систем.

Авторские воспитательные системы

Основные характеристики взаимодействия.

Структура общения.

Стили педагогического общения.

Типы взаимодействия.

Проектирование форм взаимодействия участников педагогического процесса.

Организация взаимодействия педагогов и воспитанников.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Сущность понятий «форма», «форма воспитания».

Функции формы воспитания. Классификация форм воспитания.

Методика подготовки и проведения беседы, диспута, дискуссии. Методика анализа форм воспитания.

Методы воспитания.

Классификация методов воспитания.

Приемы воспитания

В педагогической науке нет единого понятия «форма воспитательной работы».

С.И. Ожегов понятие «форма» рассматривает как внешнее сочетание, установленный образец.

Н.И. Болдырев под формой организации воспитания понимает способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

И.П. Подласый формы воспитания (воспитательной работы) описывает как варианты организации конкретного воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия.

Формы воспитательной работы обеспечивают достижение единой цели – воспитание и развитие личности. Они строятся на основе уважения личности воспитуемого, признания его индивидуальности, прав и свобод; опираются на потенциальные личностные возможности, активность.

Понятие «форма воспитания» употребляется в широком и узком смысле.

В широком понимании формы воспитательной работы характеризуют организацию воспитания в целом; в узком – отдельные воспитательные мероприятия.

Форма воспитания, по мнению П. И. Пидкасистого, берёт начало из педагогической оценки средства. Средство диктует форму.

Средства воспитания используются для решения воспитательных задач. К ним относятся:

- природа;

- культурные ценности;

- коллектив;

- микросреда.

Л. И. Маленкова средства воспитания рассматривает через пять «точек опоры»:

1. Природа (человек живёт и развивается по законам природы).

2. Культура (у человека должна быть развита потребность в культурных ценностях, которая даёт учащимся критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие личности).

3. Дело (коллективная творческая деятельность (КТД)).

4. Окружающие люди (с помощью людей и общения воспитанник накапливает жизненный опыт).

5. «Я сам как наивысшая ценность» (А. Сент-Экзюпери – «…человек – сумма ценностей, которую нужно бережно культивировать, укреплять и беречь).

При отборе средств воспитания воспитатель должен учитывать воспитательные функции:

1. Функция наглядности (наглядная опора в представлении того или иного явления).

2. Функция инициирования (духовная активность, мыслительная деятельность человека).

3. Функция инструментальная (самостоятельное взаимодействие личности с реальностью).

Сочетание средств придаёт воспитательному процессу форму воспитания.

В поисках формы педагог (воспитатель) исходит из содержания: отбирает оптимальное средство. Форма порождает интерес воспитанников, ведёт их к творческой деятельности.

Мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой сочетаются цели, задачи, содержание, методы, средства и приёмы воспитания. Оно должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие классного руководителя (воспитателя) с детским коллективом, направленное на решение воспитательных задач.

Н. Е. Щуркова воспитательное мероприятие рассматривает как отдельный акт воспитательной работы, организованный как коллективная деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом – воспитателем отношения.

Дело – общая работа, важные события, организуемые членами коллектива.

И. П. Иванов в методике коллективной творческой деятельности понятие «дело» трактует с позиций субъекта творческой деятельности – воспитателя и воспитанника.

Игры – реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью развлечения, отдыха.

Формы воспитания различают по признакам:

- по целевой направленности;

- по позиции участников воспитательного процесса;

- по объективным воспитательным возможностям.

В. И. Смирнов формы организации воспитательной работы рассматривает в виде массовых, групповых и индивидуальных.

Л. И. Маленкова описала картотеку форм воспитания (воспитательной работы) по видам деятельности:

1. Познавательная деятельность:

- устный журнал;

- смотр знаний;

- викторина «Что? Где? Когда?»;

- вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

- неделя школьной науки;

- классный час «Занимательные люди науки»;

- день гения;

- интеллектуальный марафон;

- интеллектуальный бой.

2. Ценностно-ориентированная деятельность:

- встречи в литературной гостиной;

- встречи в музыкальной гостиной;

- встречи в театральной гостиной;

- юбилейные творческие вечера;

- посещение музеев;

- классный час на морально-этическую тему;

- дискуссионные игры типа «Дебаты», «Разброс мнений»;

- экскурсии;

- поисковая работа;

- дискуссии и т. д.

3. Трудовая деятельность:

- дежурство по школе;

- оборудование спортплощадок;

- работа по восстановлению памятников;

- защита профессий;

- турнир умельцев;

- выставка технического творчества;

- неделя ремёсел и т. д.

4. Общественно-полезная деятельность:

- школа актива;

- сбор лекарственных трав;

- акции милосердия и благотворительности;

- митинг;

- акции солидарности;

- вахта памяти и т. д.

5. Художественно-творческая деятельность:

- новогодний бал;

- осенний бал;

- вечер художественной самодеятельности;

- этический театр;

- вечер авторской песни;

- литературный альманах;

- диспут;

- посещение театра;

- посещение выставки;

- посещение музеев;

- фестивали;

- презентации;

- конкурсы талантов и т. д.

6. Физкультурно-спортивная деятельность:

- день здоровья;

- туристический слёт;

- турпоход;

- «Весёлые старты»;

- журнал «Спортивный калейдоскоп»;

- беседа на тему «Спорт в моей жизни»;

- турнир рыцарей;

- дискуссии «Спорт и интеллект», «Экстремальные виды спорта»;

- школа здорового образа жизни;

- спартакиады;

- олимпиады;

- марафоны;

- встречи с выдающимися спортсменами;

- спортивные викторины и т. д.

7. Деятельность свободного общения:

- вечер авторской песни;

- концерт;

- вечер поэзии;

- психологические игры;

- тренинги общения учащихся и их родителей;

- «разговор при свечах»;

- самопрезентация и самопредставление;

- конкурсы;

- интерактивные игры по проблеме «Общение» и т. д.

Методы воспитания

П.И. Пидкасистный методы воспитания рассматривает как педагогическую проекцию объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

В.В. Воронов под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания.

И.Ф. Харламов методы воспитания описывает как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения его корректировки и совершенствования.

По мнению И.П. Подласого, метод воспитания - это пути достижения заданной цели воспитания.

Методы воспитания являются главными средствами, которые обеспечивают решение воспитательных задач

Под методами воспитания М.И. Рожков, Я.В. Байбородова понимают способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Цель воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов.

Иногда метод определяют как систему приемов для достижения поставленной цели.

Под приемом понимается единичное воздействие. Метод воспитания рассматривают и как систему приемов и средств используемых для достижения цели.

Средства – совокупность приемов.

Из выше перечисленного метод воспитания следует определять как средства воспитания, приемы воспитания, форму взаимодействия.

Средства воспитания делятся на четыре вида:

1. предметные (книга, музыка и т.д.);

2. личностные (положительный пример);

3. словесные (слово, научение);

4. профессиональные (общение, деятельность).

В повседневной практике воспитателю постоянно приходится корректировать поведение учащихся, развивать личностные качества, черты характера.

Воспитатель использует в работе различные приемы (педагогические оформленные действия, изменяющие взгляды, мотивы, поведения воспитуемого)

В школьной практике по мнению Л.И. Маленковой, применяют в настоящее время следующие приемы:

- авансированное доверие (подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности);

- компромисс (нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и уважения личности);

- опора на положительное в человеке;

- оставление наедине с собой (не обсуждать и не давать оценки поступку);

- ситуация успеха ( стимулирование дальнейшей деятельности воспитанника);

- намек (косвенное воздействие);

- коррекция позиций (тактичное изменение мнений воспитанников).

Приемы воспитания (Ю.С. Тюнников)

1. Ролевая маска (вхождение воспитанника в роль).

2. непрерывная эстафета мнений.

3. Самостимулирование.

4. Импровизация на свободную тему.

5. Инструктирование.

6. Распределение ролей.

7. Обмен ролями (функциями).

8. Мизансцена (активизация общения и изменение его характера).

9. Коррекция позиций (тактичное изменение мнений).

 

Классификация методов воспитания (И.С. Марченко)

1. проблемно-ситуативные методы;

2. объяснительно-репродуктивные методы;

3. методы стимулирования;

4. методы приучения, упражнения;

5. методы руководства;

6. методы самовоспитания;

7. методы торможения;

8. методы предложения.

Классификация методов воспитания способствует эффективному использованию, помогает понять их назначение и характерные признаки.

Воспитательная система

Воспитательная система, по мнению Л.И.Новиковой,- это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъект деятельности, цели, содержание, среда системы, способы деятельности, развития, отношения, управление и обладающий интегративными характеристиками: образ жизни коллектива, психологический климат.

Воспитательная система ориентированна на личность ребенка, на развитие природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и отношений содружества.

Движущие силы воспитательной системы школы

Л.К. Гребенкина под движущей силой развития воспитательной системы понимает разрешения противоречия между интегративными и дезинтегративными процессами.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.