|
Признаки коллектива (Л.И. Маленкова) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 1. Общественно значимая цель. 2. Общественно значимая деятельность (любая деятельность должна быть общественно полезной, значимой и приносить удовлетворение). 3. Отношения ответственной зависимости (система поручений и обязанностей). 4. Свобода личности, ее раскованности и защищенности члена коллектива. 5. Система требований (требование – приказ, требование – совет, требование – намек, требование – рекомендация, требование – просьба и т.д.) 6. Традиции в коллективе (праздники рождения класса, школы; вечера встречи с выпускниками; пресс – конференции; балы, дискотеки посвященные временам года и другие формы воспитательной работы). 7. Связь с другими коллективами. 8. История развития коллектива. Психологические характеристики детского (ученического) коллектива (Л.И. Маленкова) 1. Коллектив имеет двойную структуру: формальную (класс создан по формальному принципу) и неформальную (наличие неформальных «лидеров», «звезд», «принятых», «отверженных»). 2. Наличие позиции каждого школьника. 3. Скрытая педагогическая позиция. Формальная структура коллектива, представляет собой единство разнотипных первичных коллективов. Неформальная структура образует связи и отношения эмоционально - психологического характера. Положение ученика (воспитанника) в формальной и неформальной структурах может совпадать, находиться в противоречие. Развитие коллектива по мнению М.И. Рожкова, связано с преодолением ряд противоречий: - между коллективом и отдельными школьниками или группами коллективов, опережающими его в своем развитии или отстающими от его развития; - между перспективами коллектива и перспективами его членов; - между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами стихийно сложившимися в его группах; - между отдельными группами учащихся с различными ценностями и ориентациями. По деятельности первичные коллективы разделяют на три группы: - организованные на основе разнообразной деятельности; - организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.д.). - организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными. Основным органом коллектива является собрание воспитанников. В коллективе формируется актив и избирается староста. В число активов подбираются деятельные школьники. А.С. Макаренко особо отмечал в своих трудах значение актива, который является здоровым и необходимым резервом преемственности поколений в коллективе. Типология коллективов (В.И.Смирнов) 1. Учебные коллективы (объединяет учебно-познавательные коллективы, деятельность; основные формы объединения – образовательное учреждение, класс, группа). 2. Трудовые коллективы (объединяет совместная трудовая деятельность). 3. Научные коллективы ( объединяет научно – исследовательская деятельность). 4. Общественно – политические коллективы (объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально – профессиональные интересы, деятельность). 5. Художественно – творческие коллективы (объединяют деятельность в области искусства и культуры). 6. Клубные коллективы (объединяет непрофессиональная деятельность, увлечения, стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга). 7. Спортивные коллективы (объединяет совместная спортивная деятельность). 8. Производственные коллективы (для решения социально – производственных задач). 9. Воспитательные коллективы (с целью реализации образовательных задач) 10. Первичные коллективы (обеспечивает межличностное взаимодействие и общение (класс, группа и т.д.)) 11. Вторичные коллективы (состоят из ряда первичных коллективов). 12. Формальные коллективы (имеют юридический статус). 13. Неформальные коллективы (объединяются на основе общих интересов). 14. Постоянные коллективы (производственный, школьный коллективы). 15. Временные коллективы (коллектив летнего оздоровительного лагеря, трудовые и т.д.). 16. Ситуативные коллективы (создаются для выполнения локальной задачи: сводные отряды, объединения и т.д.). Детское самоуправление В современной теории воспитания самоуправление понимается как один из принципов детского коллектива. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающее развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей. Сущность развития самоуправления заключается в создании условий для социального становления учащихся. Педагогической целью ученического самоупрвления является демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к управлению обществом. Самоуправление происходит, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения той или иной проблемы. Движущей силой процесса самоуправления является его направленность на воспитанников и зависит от отношения к цели деятельности учащихся, наличия мотивов участия в нем. Принципы самоуправления и соуправления (Л.И. Майва) Педагогическое руководство. Предметность деятельности. Единое планирование. Выборность органов. Сменяемость функций руководства и подчиненных. Построение самоуправления снизу вверх. Участие всех учащихся в системе самоуправления. Согласие (правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса). В связи с проблемой развития самоуправления в общеобразовательной школе актуальной задачей является методическая подготовка актива. Создаются школы «молодого лидера», школы и лагеря ученического актива, где развиваются качества лидера, руководителя Основные направления деятельности классного руководителя (воспитателя) Классный руководитель в образовательной школе – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Должностной статус классного руководителя: - классный воспитатель (освобожденный классный руководитель); - классный руководитель; - классный куратор.
Позиция классного руководителя (воспитателя) вариативна: - в учебной работе учитель – организатор и руководитель деятельности школьников; - во внеучебной - позиция учителя – старший товарищ
Содержание деятельности классного руководителя Воспитатель (классный руководитель): 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. - Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать. - Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам). - Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным). - В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению. - Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива) - Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений. - Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи. - Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо - идти на компромисс. - Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства. - Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности: - Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей. - Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами. - Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя-предметника. - Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д. - Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д. - Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения. - Ответственность за успеваемость в классе несет учитель-предметник, а не классный руководитель. 4. В сельской школе организует сельскохозяйственные работы, связанные с выполнением учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки педагога решаются администрацией школы индивидуально в форме трудового договора). 5. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе. 6. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей. 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников. 8. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний. 9. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|