Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Современные концепции воспитания





Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

Описать концепцию воспитания – охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия.

В концепции, разработанной З. А. Мальковой и Л. И. Новиковой и коллективом авторов воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

- личностный подход в воспитании;

- гуманизация межличностных отношений;

- опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;

- деятельностный, дифференцированный и средовый подходы в организации воспитательного процесса;

- природосообразность воспитания.

Иной подход просматривается в концепции, разработанной группой ученых под руководством О. С. Газманом «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)».

Авторы данной концепции предлагают отказаться от программной цели воспитания – формирования гармонической, всесторонне развитой личности, так как реальных возможностей нет. Реальная цель, как подчеркивают авторы – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Исходя из современной социально-педагогической ситуации, ими выделены приоритетные направления базовой культуры:

- культура жизненного самоопределения;



- культура семейных отношений;

- экономическая культура и культура труда;

- политическая, демократическая и правовая культура;

- интеллектуальная, нравственная культура;

- культура общения;

- экономическая культура;

- художественная культура;

- спортивная культура.

В. П. Созонов («Педагогическая система на основе потребностей человека») утверждает, что путь к ребенку лежит через его самосознание. «Воспитание» есть духовное «питание» воспитанника и вхождение с ним на новый уровень отношений с миром и с самим собой (педагог сможет читать мотивы поведения и побуждает воспитанника к самовоспитанию).

Главная цель воспитания – это создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника; в творческой деятельности, в здоровье и защищенности; в смысле жизни; быть личностью; в саморегуляции.

В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания.

Основными компонентами воспитания являются:

- воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

- воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание цели человеческой жизни);

- воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

- воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);

- воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

В работе В.А. Караковского «Стать Человеком» за основу учебно-воспитательного процесса взяты общечеловеческие ценности:

1. Земля – общий дом человечества (людей и природы).

2. Отечество (Родина).

3. Семья.

4. Труд.

5. Знания.

6. Культура.

7. Мир (согласие между людьми).

8. - Человек.

Цель воспитания – максимальное развитие личности, а главным средством воспитания следует считать «разумно организуемое общество» (школьное общество).

А. Ф. Лазурский и С. Л. Франк в программу воспитания внесли «отношения личности со средой»:

1. Отношение к вещам.

2. Отношение к природе и животным.

3. Отношение к отдельным людям.

4. Половая любовь.

5. Отношение к социальной группе.

6. Отношение к семье.

7. Отношение к государству.

8. Отношение к труду.

9. Отношение к материальному обеспечению и собственности.

10. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к правилам вежливости и приличий).

11. Отношение к нравственности.

12. Отношение к миросозерцанию и религии.

13. Отношение к науке и знанию.

14. Отношение к искусству.

15. Отношение к себе самому (к своей физической и психической жизни, к своей личности).

«Программа воспитания школьника» Н. Е. Щурковой определяет «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир».

Программа построена по возрастному принципу. Для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека…формирование принципов ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

В программе воспитания («Петербургская концепция»), разработанной И. А. Колесниковой, Е. Н. Барышникова, Л. С. Нагавкиной, указывается на то, что воспитание – взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современного бытия. Воспитание направленно на выработку у подростков умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, человеческой жизни. Цель воспитания ориентированна на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни.

Коммунарская методика воспитания , разработанная И. П. Ивановым, была использована Г. Н. Прозументовой и Л. А. Сорокиной в концепции воспитания «Школа совместной деятельности». Основная идея состоит в том, что развитие ребенка и педагога происходит через развитие их как субъектов совместной деятельности.

Концепция социального воспитания Б. П. Битинас и В. Г. Бочарова, концепция эстетического воспитания Е. В. Квятновского, «Системно-синергетическая концепция учебно-воспитательного процесса» Н. М. Таланчука требуют переосмысления идеи воспитания, исходя из понимания человека в качестве главного предмета воспитания; ориентира на общечеловеческие ценности; учета современной социально-педагогической ситуации.

Концепция эффективного воспитания Е.И. Казаковой затрагивает эмоциональную сферу человека.

Построение воспитательной системы школы проектируется на двух уровнях:

1. развитие личности и коллектива;

2. организационно-практический (создание духовных и материальных ценностей).

Основным методом проектирования воспитательной системы выступает системно-ориентированный подход, ключевой единицей которого является ориентационное поле развития школы. Ориентационное поле воспитательной системы – это цели и ценности, взаимосвязь компонентов (цель, содержание, формы, методы, средства), ключевые события, традиции, представления об идеале. Важнейшими критериями эффективности воспитания являются:

- удовлетворенность всех людей школы процессом ее жизнедеятельности;

- рост научно-методического обеспечения школы;

- рост личностных достижений всех участников воспитательного процесса;

- коррекция отклонений в развитии человека в школе;

- влияние школы на развитие микрорайона.

Анализ приведенных концепций позволяет сделать следующие выводы:

1. Гуманистический подход ориентирован на взаимодействие «воспитатель-воспитанник», которое базируется на взаимном уважении, справедливости, любви;

2. Личностный подход требует отношения учеников и педагогов к себе как к самостоятельной ценности;

3. Гармоническое развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия. Задача воспитателя состоит в стимулировании воспитанников к саморазвитию их активности, саморегуляции;

4. Механизм, позволяющий преобразовать совокупность внешних влияний в развивающие изменения, является деятельность личности;

5. Культурологический подход в воспитании (воспитание культуры у человека в современных условиях);

6. Ценностный подход в воспитании, ценностные ориентации в воспитании выполняют роль внутренних стимулов для развития и саморазвития;

7. Системный подход. Его сущность заключается в рассмотрении всех компонентов в их взаимосвязи, в развитии и движении;

8. Средовый подход включает различные варианты взаимодействия школы со средой.

Вопросы и задания

1. Охарактеризовать процесс воспитания.

2. Дайть характеристику процесса воспитания

3. Описать структуру воспитательного процесса

4. Раскрыть сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом.

5. Описать сущность принципа гуманизации воспитания.

6. Охарактеризовать принцип единства воспитательных воздействий

7. Раскрыть сущность понятия «концепция».

8. Охарактеризоватьь одну из концепций воспитания.

9. Определить взаимосвязь воспитательной системы и современных концепций.

Тема 2. Воспитательные системы









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.